ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ
1.1 Психологическая сущность понятия «самооценка личности»
1.2 Особенности формирования самооценки в подростковом возрасте
1.3 Формирование дифференцированной самооценки младших подростков в процессе учебной деятельности
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКОВ, И ЕЕ СВЯЗИ С УРОВНЕМ ШКОЛЬНОЙ УСПЕВАЕМОСТИ
2.1 Уровень самооценки подростков учащихся Гимназии №1 г. Бреста
2.2 Коррекционная работа по повышению уровня самооценки учащихся
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ПРИЛОЖЕНИЕ В
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
ВВЕДЕНИЕ
Одна из приоритетных целей современного образования – это развитие полноценной, всесторонне развитой личности. Для этого необходимо направить все усилия на создание благоприятной среды для воспитания подрастающего поколения. В процессе становления личности огромное влияние имеет такая психологическая характеристика, как самооценка. Самооценка человека во многом определяет его жизненную позицию, положение в обществе, социальные потребности и качество его жизни.
В современной научной литературе имеется большое количество работ, посвященных изучению феномена самооценки, в том числе и в подростковом возрасте. Исследователи рассматривают такие вопросы как формирование и развитие самооценки, возможности и методы ее диагностики и коррекции, ее влияние на сферы жизни человека. Однако изучение самооценки в настоящее время остается актуальными, это связано с постоянным возникновением новой информации, новых явлений и проблем в обществе. Особенно данное утверждение актуально для детей подросткового возраста, которые как никто поддаются влиянию всего нового, как позитивного, так и негативного.
Исследование феномена самооценки и различные его аспектов занимались отечественные и зарубежные психологи, педагоги и методисты, такие как, Р. Бернс, В. В. Давыдов, К. Роджерс, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, О.А. Белобрыкина, А. Н. Леонтьев, И.И. Чеснокова, Э. Эриксон, В.В. Столин, Д. Б. Эльконин, А. И. Липкина.
По мнению Н.А. Менчинской самооценка играет большую роль в учебной деятельности. Как одна из «важнейших характеристик личности, обеспечивающей определенный уровень умственной деятельности, самооценка выполняет функцию поступка. Самооценка в большой мере влияет на степень успешности осуществляемой деятельности».
Многие авторы в своих экспериментальных работах, изучая особенности развития отдельных характеристик самооценки, не соотносят их с основными ее структурными единицами. Так, в работах М.И. Лисиной, А.И. Сильвестру, B.В. Столина, С.Р. Пантелеева, С.Р. Якобсон подчеркивается, что следует отказаться от характеристики адекватности самооценки, указывается, что вызывает сомнение сама возможность адекватного определения и познания себя и другого.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ
1.1 Психологическая сущность понятия «самооценка личности»
Термин «самооценка», несмотря на его не многозначность, имеет много определений. Самооценка – это оценка человеком собственной личности, своих достоинств и недостатков, а также определение собственного места в обществе. Это наиболее существенная и наиболее изучаемая в психологии сторона самосознания личности. Самооценка является регулятором поведения личности и определяет цели и стремления человека в самореализации и самоутверждении себя в качестве члена общества. Таким образом, самооценка связана с одной из центральных потребностей личности в самоутверждении.
Отношение к собственной личности складывается на основе мнения окружающих и формируется под влиянием социума. Определяющее значение в этом плане играет форма общественной активности личности: поведения, общения, переживания, форм определенной деятельности.
Теоретическим основанием для разработки проблемы развития самооценки могут служить работы отечественных и зарубежных исследователей: Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, Л.И. Божовича, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, И.И. Чесноковой, В.В. Столина, А.Г. Спиркиной, О.А. Белобрыкиной, Р. Бернса, Т. Шибутани, У. Джемса. Наличие различных подходов исследователей определило большое количество определений понятия «самооценка».
О.А. Белобрыкина считает, что «самооценка – это оценка человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, личных возможностей и качеств, собственного положения среди других людей» [4, с. 18]. Это наиболее существенная и наиболее изучаемая в психологии сторона самосознания личности. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.
В толковом словаре русского языка самооценка определяется следующим образом «суждение человека о наличии, отсутствии или слабости определенных собственных качеств или свойств, в сравнении их с определенным идеалом, эталоном» [12, с. 154].
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
Таким образом, понятие «самооценка» рассматривалось исследователями с различных точек зрения, в связи с чем, данное понятие имеет много определений. В целом самооценка понимается, как оценка человеком собственной личности, своих достоинств и недостатков, а также определение собственного места в обществе. Большинство исследователей придерживаются точки зрения, что самооценка является фундаментальной характеристикой личности, которая определяет практически все сферы жизнедеятельности человека, а также определяет результативность деятельности личности. В ходе работы было выяснено, что понятие «самооценка» комплексное и многомерное. Оно включает комплекс психологических, поведенческих, социальных характеристик личности, и оценку этих характеристик, как самой личностью, так и ее окружения.
Отмечено, что исследователи выделяют два компонента в структуре самооценки: когнитивный и эмоциональный. Оба компонента находятся в тесной непрерывной взаимосвязи. Когнитивный компонент представляет собой систему личностных убеждений о самом себе, которые характеризуются субъективностью и могут быть, как обоснованными, так и нет. Эмоциональный компонент самооценки представляет собой эмоциональное отношение личности к комплексу суждений о себе, то есть к когнитивному компоненту. Таким образом, когнитивный компонент является рациональным, а эмоциональный компонент – чувственным. Определяющей характеристикой самооценки является ее уровень, который может быть адекватным, заниженным или завышенным. Каждый из уровней обладает своими особенностями, характеризующими личность.
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКОВ, И ЕЕ СВЯЗИ С УРОВНЕМ ШКОЛЬНОЙ УСПЕВАЕМОСТИ
2.1 Уровень самооценки подростков учащихся Гимназии №1 г. Бреста
Исследование проводилось на базе Гимназии №1 г. Бреста. В ходе работы была выдвинута гипотеза о том, что исследование способствует выявлению уровня самооценки старших школьников и позволяет разработать коррекционную программу с целью повышения самооценки у учащихся с низкой самооценкой.
Была определена следующая цель исследования: изучить уровни самооценки подростков и определить степень зависимости уровня самооценки от успешности учебной деятельности.
В соответствии с целью были определены следующие задачи:
- изучение успеваемости подростков, с целью разделения их на две группы испытуемых в зависимости от уровня успеваемости;
- проведение исследования на основе методики Дембо-Рубинштейн (Приложение А);
- проведение исследования по методике «Самооценка личности старшеклассника».
- выявление подростков, имеющих проблемы с самооценкой;
- разработка коррекционной программы, направленной на улучшение самооценки у учащихся с низким ее уровнем.
В исследовании принимали участие подростки в возрасте от 12 до 14 лет, в количестве 40 человек. Для более дифференцированного сравнительного анализа выборка была поделена на две группы по 20 человек. В первую группу вошли учащиеся, имеющие хорошую успеваемость, то есть оценки не ниже 7 баллов. Во вторую группу вошли школьники с низкой успеваемостью, оценки ниже 6 баллов.
Описание методики 1.
Методика Дембо-Рубинштейн была разработана Т.В. Дембо в 1962 г. и дополнена С.Я. Рубинштейн в 1970 г. Изначально методика разрабатывалась с целью определения уровня счастливости человека. С.Я. Рубинштейн модифицировала и расширила методику, придав ее несколько другое направление. Так С.Я. Рубинштейн предложила при помощи данной методики изучать уровни самооценки.
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
В ходе исследования была проведена диагностическая работа по определению уровня самооценки подростков учащихся Гимназии №1 г. Бреста. В ходе работы была выдвинута гипотеза о том, что исследование способствует выявлению уровня самооценки старших школьников и позволяет разработать коррекционную программу с целью повышения самооценки у учащихся с низкой самооценкой.
Была определена следующая цель исследования: изучить уровни самооценки подростков и определить степень зависимости уровня самооценки от успешности учебной деятельности.
В соответствии с целью были определены следующие задачи:
- изучение успеваемости подростков, с целью разделения их на две группы испытуемых в зависимости от уровня успеваемости;
- проведение исследования на основе методики Дембо-Рубинштейн (Приложение А);
- выявление подростков, имеющих проблемы с самооценкой;
- разработка коррекционной программы, направленной на улучшение самооценки у учащихся с низким ее уровнем.
В исследовании принимали участие подростки в возрасте от 12 до 14 лет, в количестве 40 человек. Для более дифференцированного сравнительного анализа выборка была поделена на две группы по 20 человек. В первую группу вошли учащиеся, имеющие хорошую успеваемость, то есть оценки не ниже 7 баллов. Во вторую группу вошли школьники с низкой успеваемостью, оценки ниже 6 баллов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблемой самооценки занимается много отечественных и зарубежных исследователей: Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, Л.И. Божовича, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, И.И. Чесноковой, В.В. Столина, А.Г. Спиркиной, О.А. Белобрыкиной, Р. Бернса, Т. Шибутани, У. Джемса. Наличие различных подходов исследователей определило большое количество определений понятия «самооценка».
В целом самооценка понимается, как оценка человеком собственной личности, своих достоинств и недостатков, а также определение собственного места в обществе. Это наиболее существенная и наиболее изучаемая в психологии сторона самосознания личности. Самооценка является регулятором поведения личности и определяет цели и стремления человека в самореализации и самоутверждении себя как члена общества.
Исследователи выделяют два компонента в структуре самооценки: когнитивный и эмоциональный. Стоит отметить, что оба компонента находятся в тесной непрерывной взаимосвязи. Когнитивный компонент представляет собой систему личностных убеждений о самом себе, которые характеризуются субъективностью и могут быть, как обоснованными, так и нет. Эмоциональный компонент самооценки представляет собой эмоциональное отношение личности к комплексу суждений о себе, то есть к когнитивному компоненту.
Подростковый возраст характеризуется рядом особенностей. Исследователи придерживаются единой точки зрения в характеристике особенностей самооценки подросткового периода. Они отмечают такие качества как неустойчивость, гибкость, подверженность внешним влияниям, многокомпонентность. С развитием личности подростка увеличиваются объем и адекватность оцениваемых признаков, расширяется круг используемых категорий и понятий, снижается категоричность суждений и развивается их гибкость. На протяжении всего подросткового возраста самооценка преобразуется и развивается в сторону переориентации с учебной деятельности на межличностное отношение со сверстниками и собственные физические и психологические характеристики.
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учеб. пособие для студентов вузов / Г.С. Абрамова. – М.: Академия, Раритет, 2010. – 316 с.
2. Акимова, М.К. Психологическая диагностика: Учебное пособие. / М. К. Акимова. – СПб.: Питер, 2005. – 304 с.
3. Акутина, С. П. Воспитание нравственных ценностей у старшеклассников как направление деятельности классного руководителя в условиях целостного воспитательного процесса : автореф. дис. . канд. пед. наук / С. П. Акутина. – Н. Новгород, 2013. – 18 с.
4. Белобрыкина, О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших дошкольников / О.А. Белобрыкина. – М.: Медицина, 2010. – 125 с.
5. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. – М.: Высшая школа психологии, 2011. – 163 с.
6. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М: Просвещение, 1968 – 464 с.
7. Выготский, Л.С. Детская психология / Л.С. Выготский. – М: Педагогика, 1984 – 432 с.
8. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов / М.В. Гамезо. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 512 с.
9. Глоссарий психологических терминов. Под ред. Н. Губина / [Электронный ресурс] // Сайт национальной энциклопедической службы России. Режим доступа: http://vocabulary.ru/dictionary/ :
10. Джемс, У. Прагматизм: новое название для некоторых старых методов мышления: Популярные лекции по философии. Пер. с англ. – Изд. 3-е. – М.: ЛКИ, 2011. – 240 с.
11. Емельянова, О.Ю. Психология самооценки / О.Ю. Емельянова. – М.: Аорта, 2008. – 42 с.
12. Ефремова, Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный / Т.Ф. Ефремова. – М.: Русский язык, 2000. – 312 с.
13. Леонтьев, А.Н.. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. М.,1975. – 304 с.
14. Липкина, А.И. Самооценка школьника / А.И. Липкина. – М., 1976. –345 с.
15. Мамедова, Ж.С. Ценностные ориентации личности в контексте временной перспективы. / Ж.С. Мамедова // Педагогика. – 2008. – №6. – С. 121-132 .
16. Мечинская, М. Психологические проблемы неуспеваемости школьников / М. Мечинская. – М.: Педагогика , 1971. – 272 с.
17. Можгинский, Ю.Б. Агрессивность детей и подростков / Ю.Б. Можгинский. – М.: Когито, 2008. – 181 с.
18. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов / В.С. Мухина. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 456 с.
19. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: 2-е изд / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2002. – 166 с.
20. Сапогова, Е.Е Психология развития человека: учебное пособие / Е.Е. Сапогова. – М., 2005. – 123 с.
21. Смирнов, С.А. Педагогика. Педагогические теории, системы технологии / С.А. Смирнов. – М.: Академия, 2010. – 512 с.
22. Чеснокова, И.И. Самосознание личности / Теоретические проблемы психологии личности. – М.: Наука, 1974. – 260 с.
23. Шепеленко, Д.А. Эстетическое развитие школьника в личностно-ориентированном образовательном пространстве: автореф. дис. …канд. пед. наук / Д.А. Шепеленко. – Ростов н/Д, 2011. – 25 с.
24. Шибутани, Т. Я концепция и чувство собственного достоинства / Самосознание и защитные механизмы личности / Т. Шибутани. – Самар: Изд. Дом «Бахрах», 2003. – 134 с.
25. Эльконин, Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2009. – 384 с.
26. Яницкий, М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система: монография / М.С. Яницкий. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2010. – 98 с.