ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С НАРУШЕНИЯМИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
1.1. Общая характеристика пространственной ориентировки. Формирование пространственных представлений в онтогенезе
1.2. Характеристика речевого развития младших школьников с нарушениями письменной речи
1.3. Особенности формирования пространственной ориентировки у учащихся младших классов с нарушениями письменной речи
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
2.1. Методика и организация экспериментального исследования развития пространственной ориентировки у младших школьников с нарушениями письменной речи
2.2. Анализ полученных результатов
2.3. Направления коррекционно-развивающей работы по формированию пространственной ориентировки у младших школьников с нарушениями письменной речи
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
В последнее время увеличивается число детей, испытывающих трудности при усвоении школьной программы. Одной из причин школьной дезадаптации является нарушение письменной речи. Одним из наиболее важных показателей функционального развития ребенка и его готовности к школе является уровень формирования пространственных представлений, который определяет дальнейшее усвоение письменной речи.
Письменная речь, как особая форма речевой деятельности, занимает ведущее место в жизни каждого человека. Она является важным средством коммуникации и познания окружающего мира. Именно в связи с этим сформированность письменной речи, как экспрессивной, так и в импрессивных звеньях, является неотъемлемым и важным условием успешного школьного обучения. Особое внимание этой работе уделяется в работах учителей-дефектологов и педагогов общеобразовательных учреждениях.
Овладение письменной речью, как средством и способом общения и познания является одним из самых важных для ребенка в младшем школьном возрасте.
Такие исследователи, как Е. Д. Гопченко, И. А. Лазарева, Р. И. Лалаева, Т. В. Пичугина, Л. Г. Парамонова, Л. Н. Ефименкова, Д. Л. Коломиец, О. В. Нижинская, А. Н. Корнев и другие говорят об увеличении числа учащихся начальных классов общеобразовательных школ, испытывающих ощутимые затруднения в овладении навыком письменной речи [4].
Нарушения письменной речи составляют значительный процент среди других нарушений речи, которые встречаются у учащихся общеобразовательных школ. Они являются серьезным препятствием в овладении учениками грамотой на начальных этапах обучения, а затем в дальнейшем в усвоении грамматики родного языка [7].
В современных учреждениях образования значительное внимание уделяется таким проблемам как диcлeкcия, диcграфия и диcoрфoграфия. Над проблемой исследования причин и механизмов возникновения нарушений письменной речи и путей их устранения работали разные специалисты: психологи (А. Р. Луpия), дефектологи (Г. А. Каше, Р. Е. Левина, Д. Н. Орлова,
М. Е. Хватцев), нейрoпсихолoги (А. Н. Корнев, С. С. Мнухин, P. A. Ткачев, Л. С. Цветкова) психoфизиoлoги (А. А. Токарева), лингвисты (В. К. Оpфинска), психологи, педагоги, логопеды (А. Гoпиченкo, Г. А. Каше,
И. А. Лазарева, Р. Е. Левина, Р. И. Лалаева, Л. Г. Парамонова, Т. В. Пичугина, Л. Ф. Спирова и др.) [1, с. 38].
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С НАРУШЕНИЯМИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
1.1 Общая характеристика пространственной ориентировки. Формирование пространственных представлений в онтогенезе
Под пространственными представлениями следует понимать совокупность представлений, затрагивающих пространственные и пространственно временные свойства; величину, форму, относительное расположение объекта и т. д. Успешная учеба ребенка в школе во многом зависит от его навыков свободного ориентирования в пространстве, а также от свободного владения значительным количеством основных пространственных понятий. Говоря о пространственных представлениях, необходимо отметить, что их формирование определяет дальнейшую предрасположенность ребенка к овладению письмом, чтением, рисованием, и рядом других навыков, основанных на анализе соотношения и последовательностей между конкретным предметом и явлением, а, следовательно, и установлении пространственной взаимосвязи между ними.
Пространственные представления также в значительной степени затрагивают речевые функции, счетные операции, и конструктивное мышление, при правильном формировании которых развиваются и базовые умения, и навыки, определяющие дальнейшее полноценное развитие и успешную деятельность ребенка.
В свою очередь, восприятие пространства может быть рассмотрено в качестве чувственно-наглядного отражения того или иного пространственного свойства объекта (например, его величина или форма), пространственного отношения (расположение относительно других объектов как на плоскости, так и в глубину), а также особенностей движения. Зрительный, двигательный, кожный и вестибулярный анализаторы в своей совместной деятельности, определяют специфику всего процесса восприятия, в котором им отводится ключевое значение [2, с. 72].
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
Успешное овладение письменной речи зависит от сформированности пространственной ориентировки, а также овладение пространственными понятиями. На каждом из возрастных этапов происходит формирование пространственной ориентировки от начала знакомства с окружающим миром до осмысления пространственных характеристик и расположения предметов. На каждом из возрастных этапов происходит овладение пространственной ориентировкой, которая включает: ориентировку в схеме тела, в окружающем пространстве, восприятие пространственных отношений между предметами, на листе бумаги.
Нарушения речи в большинстве случаев оказывают отрицательное влияние на формирование и развитие письменной речи. Учащиеся с нарушениями письменной речи затрудняются в ориентировке на листе бумаги, в расположении букв при письме, замены или пропуски букв при чтении и письме, трудности в понимании пространственных понятий.
Р. И. Лалаева выделила виды дисграфий: артикуляторно-акустическую, акустическую, дисграфию на почве нарушения языкового анализа и синтеза, грамматическую, оптическую, тактильную.
Р. И. Лалаевой выделены виды дислексий: фонематическая, семантическая, аграмматическая, мнестическая и оптическая дислексий.
Общее в дислексии и дисграфии, что испытывают трудности в развитии пространственной ориентировки.
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
2.1. Методика и организация экспериментального исследования развития пространственной ориентировки у младших школьников с нарушениями письменной речи
Для изучения пространственной ориентировки младших школьников с нарушениями письменной речи нами было организовано констатирующее исследование на базе Государственного учреждения образования «Средняя школа №8 г. Лиды», в котором приняло участие 15 детей в возрасте 7–8 лет с нарушениями письменной речи.
Цель экспериментального исследования – изучить особенности пространственной ориентировки младших школьников с нарушениями письменной речи.
Обследование учащихся проводилось по тестовой методике диагностики письменной речи младших школьников Т. А. Фотековой, которая была дополнена методиками для исследования пространственно-временных представлений [8].
Исследование проходило в четыре этапа. На первом этапе осуществляли анализ литературы по проблеме исследования. На втором этапе нами был разработан ход констатирующего эксперимента, а именно для изучения особенностей пространственной ориентировки учащихся младших классов с нарушениями письменной речи нами были подобраны следующие методики [10]:
1. Пробы «Хеда».
2. Методика «Домик».
3. Методика «Графический диктант».
Далее нами было организовано непосредственно проведение констатирующего эксперимента, при котором учащимся выполнялись предложенные нами задания. И на четвертом этапе была осуществлена качественная и количественная обработка результатов исследования, сделан анализ и вывод о проделанной работе. На основе качественной и количественной обработки результатов нами были выделены уровни сформированности пространственной ориентировки у учащихся младших классов с нарушениями письменной речи (Приложение А).
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 2
Нами было проведено экспериментальное исследование для изучения пространственных представлений младших школьников с нарушением письменной речи, в котором мы использовали 3 диагностических задания, которые раскрывают также нарушения устной речи обследованных детей.
Во время выполнения диагностического задания мы обнаружили, что учащиеся испытывают значительные трудности: в выборе направления рисунка, его расположения, определение пространственного расположения частей тела, предметов. Все это говорит о том, что в процессе чтения и письма младшие школьники также испытывают затруднения, благодаря которым допускают ошибки в письменной речи.
В процессе выполнения задания младшим школьникам оказалось трудным ориентироваться на листе бумаги, в вопросах где важно ориентироваться в пространстве, а также незначительные трудности в ориентировки на себе, заменами сложные графические элементы более лёгкими, путали пространственные понятия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема формирования и развития пространственной ориентировки актуальна и значима в настоящее время, так как её уровень определяет дальнейшее обучение детей в школе.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что большое количество исследователей обращают внимание на тему «пространственной ориентировки у младших школьников».
Пространственная ориентировка представляет собой сложное образование, основанное на взаимодействии различных анализаторов и включающее систему высших психических функций в процесс овладения и практического ориентирования в конкретных признаках и свойствах пространства.
Результат эксперимента свидетельствует о том, что уровень пространственной ориентировки у учащихся низок. Дети самостоятельно затрудняются пользоваться пространственными понятиями в достаточной степени, позволяющей хорошо усваивать школьную программу. То есть, с большинством детей необходимо проводить коррекционную работу, направленную на формирование понимания пространственных представлений.
На основе нашей исследовательской работы нами были выявлены значительные трудности в овладении пространственной ориентировкой. Исходя из проведённого нами эксперимента можно говорить о том, что у все дети подняли уровень пространственной ориентировки, что говорит о правильном пути коррекционной работы. Это подтверждает актуальность выбранной для исследования темы.
1. Актуальные проблемы специальной психологии и коррекционной педагогики: исследования и практика: материалы VII Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов (с международным участием) Казань, 23 апреля 2013г. / под общ. ред. А.И. Ахметзяновой. - Казань, 2013.
2. Азова О.И. Диагностический комплект «Логопедическое обследование младших школьников». М., 2012
3. Ананьев Б.Г. Системный механизм восприятия пространства и парная работа полушарий головного мозга. // Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений. Под ред. Ломова Б.Ф. М.: «Известия АПН РСФСР», 1961г. -200с.
4. Ахутина Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: Учебное пособие / под общ. редакцией кандидата педагогических наук, доцента О.Б. Иншаковой. – М., Воронеж, 2000.
Ахутина Т.В., Золотарева Э.В. О зрительно-пространственной дисграфии: нейропсихологический анализ и методы ее коррекции // Школа здоровья. – 1997. - № 3. – 42 с
5. Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н. Пространственно-временные факторы в организации нервно-психической деятельности / Вопросы философии. 1975. №5. – 137 с.
6. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. -- СПб.: МиМ, 1997. - 286 с.
7. Крушельницкая О.И., Третьякова А.Н. Вправо – влево, вверх – вниз. Развитие пространственного восприятия у детей 6 -7 лет. М., Творческий центр «Сфера», 2004.
8. Лалаева Р.И., Венидиктова Л.В. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция. – Ростов н/Д: "Феникс", Спб: "Союз", 2004.
9. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак-тов пед. вузов /Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. — М., 1998.
10. Ломов Б.Ф. Особенности развития представлений о пространстве в процессе первоначального обучения черчению//Формирование восприятия пространства и пространственных представлений у детей. Сб. ст. под ред. Ананьева Б.Г. М.: «Известия АПН РСФСР», 1956г., вып.86. -223с.
11. Львов, М.Р. Методика обучения русского языка в начальных классах / М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева, Н.Н. Светловская. – М.: Просвещение, 1985.- 380 с.
12. Нарушения письменной речи. Дислексия. Дисграфия // Логопедия. Методическое наследие /Под ред. Л. С. Волковой. Книга IV.- М., 2003.
13. Павлова Т.А. Развитие пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников, М., Школьная пресса, 2004.
14. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.: Владос, 1997 – 200 с.
15. Семаго Н.Я. «Современные подходы к формированию пространственных представлений у детей как основы компенсации трудностей освоения программы начальной школы» Дефектология, №1., 2000.
16. Успенская, Л.П. Учись говорить правильно / Л.П. Успенская, М.Б. Успенский. – М.: Просвещение, 1978.- 79 с.
17. Якиманская И. С. Некоторые вопросы повышения уровня развития пространственных представлений у школьников. – М.: Просвещение, 1981. – 70 с.