ВВЕДЕНИЕ
Привычное для нас понятие «культура» до сих пор остается предметом научного исследования и дискуссии, ведь по мере развития цивилизации оно приобретает новые границы и содержание, его по-новому оценивают и интерпретируют, используют в качестве политического инструмента.
Изучение понятия «культура» можно считать нормативным объектом гуманитарной науки и стратегического мышления. Ему приписывают разные характеристики, отождествляют с такими словами, как «цивилизация», «народ», «образование», «просвещенность», «интеллигентность».
Сегодня исследователи все чаще исходят из слова «культура» универсального типа, отвечающего требованиям современного развития, и ставят ход своих размышлений в рамки того, что оно означает. Однако если в изучении западных обществ, выступавших своего рода колыбелью понятия «культура», лексические границы значений находятся не так далеко друг от друга, то в случае с китайским обществом – совсем наоборот.
Цивилизация одного государства и одной нации является коллективной памятью государства и нации. В процессе длительной истории человечество создало ряд блестящих цивилизаций. Известно, что китайская цивилизация является одной из древнейших, а её культура вплоть до промышленной революции XVIII‒XIX вв. занимала ведущее положение в мировой истории. К середине XIX в. международный статус Китая был снижен до частично колонизированной страны, уступившей часть своих территорий Западу и вынужденной выплачивать ему объёмную контрибуцию.
Национальному самосознанию китайского народа был нанесён серьёзный урон. Начиная с периода поражения Китая в Опиумных войнах представители китайской интеллигенции находились в поиске путей национального возрождения. Процесс национального возрождения затрагивает все сферы жизни китайского общества. В современном Китае традиционная конфуцианская система ценностей вовсе не потерпела крушения и вместе с коммунистически окрашенной современной идеологией определяет духовный облик китайского народа
В прошлом веке Китай стал важной частью мирового сообщества, перенял ключевые европейские социальные практики и формы хозяйствования, построил устойчивую экономику. Экономические и политические успехи Китая последних десятилетий, его решительная и последовательная культурная экспансия сделали страну интересной миру, а все что с ней связано – актуальным и востребованным. Место и роль Китая в мире постепенно переосмысливаются. Мир открывает для себя Китай. Все это свидетельствует об актуальности выбранной нами темы.
Цель курсовой работы – проанализировать развитие китайской культуры и цивилизации.
В соответствии с целью курсовой работы были определены следующие задачи:
1. Рассмотреть, как в китайских источниках интерпретировали понятие «культуры» и «цивилизации»;
2. Проанализировать традиционную культуру Китая в условиях рыночной экономики;
3. Раскрыть особенности системы образования Китая;
4. Изучить национальные традиции хореографии Китая;
5. Раскрыть особенности музыкальной культуры Китая.
Объект курсовой работы – Китай: история и современность.
Предмет курсовой работы – китайская культура и цивилизация.
Методы исследования: анализ научно-теоретической литературы по выбранной теме, сравнительный анализ, исторический анализ, обобщение, метод анализа и синтеза.
Практическая значимость курсовой работы заключается в том, что ее материал может быть использован в рамках курса «Культурологии», а также в качестве дополнительного материала при изучении Китая.
Курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КИТАЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ЦИВИЛИЗАЦИИ
1.1 Понимание культуры и цивилизации в китайских источниках
Категория «вэнь» – одна из центральных и наиболее специфических категорий китайской философии. Этимологически слово «文» обозначало священную татуировку шаманов и жрецов архаической эпохи. Позднее оно начинает обозначать любой узор или украшение. Отсюда произошел переход к значению «письменный знак», «письменность» и, наконец, «письменная культура», или «культура, выраженная в письменном знаке». И наконец, слово «вэнь» начинает обозначать культуру как таковую и в этом значении входит в современный китайский язык как вэньхуа (иероглиф «вэнь», сочетаясь с иероглифом «хуа», является аналогом слова «культура»); этот бином дословно означает «преобразующее влияние» (хуа) посредством письменного слова (вэнь)» [19]. Но «вэньхуа» – его поздняя форма, первоначальная же – просто «вэнь». Традиционную этимологию «文» также связывают с изображением переплетающихся нитей, с тканью. «Производство тканей и одежды из них – один из основополагающих признаков, отличающих культуру от дикости.
В Китае оно традиционно таковым и считалось наряду с земледелием. Эти две культуросозидательные формы деятельности соотносились с самым фундаментальным делением человечества сообщества – на женщин и мужчин. Первым полагалось ткать, вторым – обрабатывать землю (напр., гл. «Као гун цзи» – «Записки об исследовании труда» канона «Чжоу ли»). Поэтому в семантике вэнь сохранилось «женское» значение «мягкость, нежность, изящность» и противопоставленность мужской воинственности, закрепленной за парным термином «у» [9, с. 292]. В целом понятие «вэнь» понимается как нечто противоположное природному, естественному, как нечто созданное человеком. Хотя в конфуцианстве речь идет о разумном сочетании или гармонизации «вэнь» с «чжи» (природной основой или натурой) человека.
В самом широком смысле вэнь означает всякую выявленную (осмысленную) упорядоченность. По мнению К. И. Голыгиной, «вэнь – знак целенаправленной осмысленности бытия природы и манифестация этой осмысленности в неких внешних формах» [5, с. 91]. Другими словами, под словом «вэнь» нужно понимать не один знак, а вязь знаков, нечто целое, возникающее из знаков, некий смысл, обозначенный комплексом взаимосвязанных упорядоченных предметов. Терминологическую оппозицию вэнь составляют, с одной стороны, «природная основа» (чжи) как состояние, еще не достигшее упорядоченности, с другой – «военное начало», «воинственность» (у) как разрушающее существующий порядок [8, с. 58].
ГЛАВА 2 ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ КИТАЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ЦИВИЛИЗАЦИИ
2.1 Особенности системы образования Китая
У Китая древняя история, в которой сформировалась традиция почитания образования и уважения к учителям. Этому в немалой степени способствовали китайские императоры, которые не только регулярно посещали храмы Конфуция (школы), но и принимали главные государственные экзамены в своем дворце, поддерживая этим авторитет педагогов. В народе бытовало много пословиц, выражающих уважение к образованию: «И золото имеет цену, знания же – бесценны», «Пища утоляет голод, знания же излечивают от невежества», «Чем растить сына неучем, лучше растить свинью». Просвещение древнего Китая сыграло важнейшую роль в развитии китайской и мировой цивилизаций.
Долгое время в государстве получение образования было привилегией аристократических слоев, обучавшихся в школах письму, счету, музыке, морали, стрельбе из лука и верховой езде. Эту традицию нарушил Конфуций (Кун Фу-цзы, 551-479 до н.э.), проводивший широкую педагогическую деятельность, поэтому китайцы называли его «первым учителем Китая».
Благодаря Конфуцию и его последователям школьное дело в Китае превратилось в важную часть государственной политики.
Основой классического китайского образования были школы, которые делились на частные и государственные. Последние делились на деревенские шесё, уездные сянь-сё и областные шу-юань (деревенские школы относились к первой ступени, остальные – ко второй), во всех учебных заведениях обучение было платным, чем и определялась элитарность образования. Это положение получило свое продолжение в современном китайском государстве, несмотря на период с 1952 по 1982 гг. – период полного запрета частного высшего образования.
Начало новой эры в китайской истории положило создание 1 октября 1949 года Китайской Народной Республики. Коммунистическое китайское руководство уделило самое серьезное внимание просвещению и повышению культурно-образовательного уровня населения на пути к социалистической модернизации и осуществлению стратегии «процветания страны на основе развития науки и техники», делая упор на массовость образования.
Главной целью в стране была ликвидация безграмотности абсолютного большинства (свыше 80%) населения страны. Благодаря последовательным усилиям властей Китая эта сложная задача в основном была решена. В 1999 году из всего населения страны неграмотных в возрасте 15-50 лет осталось менее 5,5%. Это особо впечатляет, ибо во все предыдущие исторические этапы только мальчики получали школьное обучение, женщинам и девочкам разрешалось только домашнее образование. В 1949 году лишь примерно 15% девочек ходили в школу, а в 1999 году этот показатель достиг почти 99% [23, c. 77–80].
Система образования в КНР совершенствовалась постепенно, с учетом допущенных ошибок в период «культурной революции» (1966–1969), в соответствии с курсом на «социалистическую модернизацию» как одного из направлений теории модернизации, оказавшей большое влияние на выработку образовательных стратегий в большинстве стран мира в 1960–70-е годы.
Опробовав практику «догоняющей модернизации», руководство КНР признало, что ставка на классический индустриальный рывок, в том числе и через экономическую и политическую кампанию «большого скачка», себя не оправдала. На современном этапе целями у Китая стал прорыв в постиндустриальное информационное общество и борьба за лидерство среди сильнейших инновационных обществ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив научно-теоретическую литературу по выбранной теме и проанализировав понимание «культуры» и «цивилизации» в Китае, мы можем сделать следующие выводы.
1. Китайская цивилизация уникальна во многих отношениях. Интерес к Китайской цивилизации, к китайскому культурному наследию всегда был велик. Сейчас он возрос в силу громадного подъема Китая и его роли в сегодняшнем мировом сообществе, китайском «экономическом чуде» и превращении Поднебесной в своего рода «мастерскую мира». В этих успехах, несомненно, присутствует и цивилизационная составляющая. После полуторовекового периода кризиса и застоя (XIX в. – первая половина XX в.) Китайская цивилизация переживает процесс возрождения, хотя некоторые авторы полагают, что все это так или иначе вписывается в циклический ритм исторической эволюции страны. Но даже и в этом случае достаточно очевидно, что Китай развивается пока по восходящей траектории циклического процесса.
2. Существуют различия между понятиями «культура» и «цивилизация» в китайской философии, в особенности в конфуцианстве. Культура понимается как процесс человеческой деятельности, преобразования, изменения общества. Понятием «цивилизация» обозначаются результаты этой деятельности, ее кристаллизация.
3. Если европейская цивилизация была антропоцентрична, а в центре ее мира всегда находился человек – преобразователь природы, то для китайской мысли характерно представление о человеке как малой части природного мира. Для китайской цивилизации природа и весь окружающий мир – это не «материал», а что-то огромное и непознаваемое, движущееся своим путем (Дао), и человек способен наблюдать это движение лишь отчасти.
4. Китайской философской мысли было чуждым стремление к спорам относительно «абсолютной истины», постижение которой никогда не являлось самоцелью. Дискуссии европейских философов о «первичности» чего-то по отношению к чему-либо непонятны китайцам. Китайская культура всегда стремилась не к детерминизму, не к открытию какой-либо познаваемой истины, а к достижению гармонии – узлового понятия китайской цивилизации, – в чем и выражалось одно из главных отличий китайского и европейского миров.
5. Китай – единственная из великих цивилизаций древности, сохранившая до нашего времени непрерывную устоявшуюся культурную традицию, доминантами развития которой являются сохранение и самоинтерпретация.
6. Сегодняшнее возрождение Китая – это результат выборочного восприятия духовных и материальных образцов западной цивилизации при активном использовании собственных культурно-исторических традиций, богатого философского наследия.
7. Ценностный потенциал китайской цивилизации может оказаться привлекательным для других стран, т.к. за тысячелетнюю историю продемонстрировал неизменность своих основных постулатов по сравнению, например, с Западной цивилизацией, обогнавшей все другие в экономическом и военном отношении, но утратившей начала своей духовности.
Все вышеизложенное позволяет видеть в Китае не только перспективного претендента на ведущую роль в грядущем раскладе геополитических сил, но и мощного носителя чудесным образом приспособленного к современным общемировым ценностям оригинальной философии, синтезирующей древнейшую, традиционалистски рафинированную духовную культуру.
1. Бальчиндоржиева, О.Б. Культурная модернизация в Китае: трансформация традиционной культуры // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, 2014. – № 4. – С. 29–31.
2. Бальчиндоржиева, О.Б. Экологическая цивилизация Китая: проблемы и перспективы развития // Вестник Бурятского государственного университета. – Улан-Удэ: Бурятский государственный университет, 2017. – № 2. – С. 81–85.
3. Беседы и суждения Конфуция / общ. ред. Р.В. Грищенкова. – СПб.: Кристалл, 2001. – 1119 с.
4. В фокусе внимания Китая. Культурное возрождение Китая вдохновляет участников «двух сессий» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://russian.news.cn/2017-03/08/c_136111999.htm. – Дата доступа: 14.08.2018.
5. Голыгина, К.И. «Великий предел»: Китайская модель мира в литературе и культуре (I–III вв.) / К.И. Голыгина. – М.: Восточная литература, 1995. – 362 с.
6. Да-цзюнь, Лю Китайская музыка (Chiese music) / перевод с примеч. и доп. И. Г. Баранова. – Харбин: ОЗО, 1924. – 26 с.
7. Каган, М.С. О структуре современного антропологического знания / М.С. Каган // Очерки социальной антропологии. – СПб.: Петрополис, 1995. – С. 30‒40.
8. Китайская философия. Энциклопедический словарь / под ред. М.Л. Титаренко. – М.: Мысль, 1994 – 652 с.
9. Кобзев, А.И. Вэнь. Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. Т. 1. Философия / ред. М. Л. Титаренко, А.И. Кобзев, А.Е. Лукьянов. – М.: Вост. лит., 2006. – С. 292–294.
10. Конституция Китайской Народной Республики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://asia-business.ru/law/law1/pravo/constitution/. – Дата доступа: 14.08.2018.
11. Кравцова, М.Е. История культуры Китая / М.Е. Кравцова. – СПб.: Лань, 1999. – 416 с.
12. Малиновский, Б. Научная теория культуры / под ред., пер. с англ. И.В. Утехина. – М.: ОГИ, 2005. – 184 с.
13. Малявин, В.В. Китайская цивилизация / В.В. Малявин. – М.: Академия, 2003. – 627 с.
14. Мудрецы Поднебесной: сборник / редактор-составитель Л.Г. Стахурская. – Симферополь: Реноме, 1998. – 384 с.
15. Образование в КНР [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://russian.people.com.cn/2332523.html. – Дата доступа: 14.08.2018.
16. Развитие системы образования в КНР [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://guangoy.ru/2175.htm. – Дата доступа: 14.08.2018.
17. Система высшего образования в Китае [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.eurolife.oliwy.net/index.php/obrazovanie/china /system/58-ch.html. – Дата доступа: 14.08.2018.
18. Социализм с китайской спецификой. (Чжунго тэсы шэхуй чжуи). – Пекин: Изд. университета Цинхуа, 2004. – 529 с.
19. Торчинов, Е.А. Пути философии Востока и Запада: познание запредельного [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.biblio.nhat-nam.ru/Torchinov-Puti_filosofii_Vostoka_i_Zapada.pdf. Дата доступа: 14.08.2018.
20. Чжао, Сяо Я Исследование развития образования в области искусства / Я Сяо Чжао // Китайское образование. – 2006. – № 5. – С. 3–4.
21. Чэнь, Цзин. Педагогическая специфика обучения классическому национальному танцу в средней школе Китая / Цзин, Чэнь // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. – 2012. – № 1–2. – С. 99–105.
22. Чэнь, Цзин. Педагогические основы развития национальных традиций хореографии Китая: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Цзин Чэнь. – М.: 2012. – 23 с.
23. Юань, Ш. Частное высшее образование в Китае: эволюция, особенности и проблемы / Ш. Юань // Университетское управление. – 2003. – №3. – С. 76–83.
24. Юлань, Ф. Краткая история китайской философии / пер. с кит. Р.В. Котенко; под ред. Е.А. Торчинова. – СПб.: Евразия, 1998. – 376 с.
25. Lin, Y. Demistifying the Chinese Economy / Y. Lin // The Australian Economic Review. – 2013. – № 46. – P. 259‒268.