На современном этапе развития образовательной системы разработана определенная система требований, предъявляемых к начальному обучению. Они актуализируют целый ряд психолого-педагогических проблем, которые направлены на решение вопросов по подготовке детей к школе. Именно готовность ребенка к осуществлению учебной деятельности на начальном этапе во многом определяет его дальнейшие успехи в учебе. Особое значение это имеет для дошкольников, так как это связано с проблемой их социальной адаптации.
Так, существенное значение на этапе дошкольного образования играет лексический аспект. В дошкольных учреждениях должна проводиться работа по развитию речи дошкольников, а в частности — по обогащению словаря. Этот процесс является достаточно сложным и трудоемким, и поэтому все большую популярность на сегодняшний день приобретают дидактические игры. Они могут сделать процесс формирования лексической стороны речи весьма эффективными. Именно этим объясняется актуальность нашего исследования.
Речь – сложная и специально организованная форма психической деятельности. Речь принимает участие в мыслительных процессах и является регулятором человеческого поведения. Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.
Развитие и формирование словоизменения, уточнение значения слова, формирование лексической системности имеет большое значение и для развития познавательной деятельности ребенка.
На современном этапе развития методики проблемами развития словаря занимаются такие исследователи, как Н.С. Старжинская, Д.Н. Дубинина, Е.В Горбатова (изучают методики развития словаря в дошкольном возрасте); Н.А. Стародубова, В.И. Яшина, М.М. Алексеева, В.М. Макарова, Е.А. Ставцева (изучение теории и разработка методики по развитию словаря у детей дошкольного возраста).
Необходимо также отметить исследователей, которые занимались непосредственно изучением роли дидактической игры в развитии лексического аспекта речи. Среди выделяются следующие: И.Е. Берменд, А.К. Бондаренко, А.М. Бородич, Л.М. Житникова, Р.И. Жуковская, Ю.В. Менджерицкая, С.Л. Новоселова, В.И. Селиверстов, А.И. Сорокина, О.С. Ушакова, Г.С. Швайко.
Объект исследования — дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста;
Предмет исследования – развитие словаря детей дошкольного возраста.
Цель исследования — определить эффективность использования
На протяжении многих лет ученые изучали воспитательные возможности игры — все то время, что существуют различные науки о человеке, к которым относятся педагогика, психология, социология, философия, этнография.
Проблема игры как особой деятельности, которая имеет особое значение для жизни ребенка, была объектом научных исследований таких исследователей, как Л.С. Выготский, К. Гросс, Дж. Дьюи, А.Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, Т.А. Репина, А.А. Рояк, А.П. Усова, З. Фрейд, Ст. Холл, В. Штерн, Д.Б. Эльконин. В многочисленных исследованиях можно наблюдать ряд противоположных позиций относительно природы и содержания детской игры. Каждая конкретная позиция в существенной мере определяет педагогические условия для организации и руководства игрой.
Дидактическая игра является игровой формой обучения, в которой одновременно действуют два начала: учебное, познавательное и игровое, занимательное. Это обусловлено потребностью смягчения перехода от одной ведущей деятельности к другой, а также тем, что в процессе игры дети легче усваивают знания, получают представления об окружающей жизни. В отличие от учебных занятий, в дидактической игре учебные, познавательные задачи ставятся не прямо, когда педагог объясняет, учит, а косвенно – учащиеся овладевают знаниями, играя. Обучающая задача в таких играх как бы замаскирована на первом плане для играющего, мотивом ее выполнения становится естественное стремление ребенка играть, выполнять определенные игровые действия.
Исследователей которые занимались непосредственно изучением роли дидактической игры в развитии лексического аспекта речи. Среди выделяются следующие: И.Е. Берменд, А.К. Бондаренко, А.М. Бородич, Л.М. Житникова, Р.И. Жуковская, Ю.В. Менджерицкая, С.Л. Новоселова, В.И. Селиверстов, А.И. Сорокина, О.С. Ушакова, Г.С. Швайко.
Дидактическая игра на развитие словаря может быть классифицирована в зависимости от того материала, который используется в ней:
· игры с предметами (игрушками, природным материалом и т.д.);
· настольные печатные игры;
· словесные игры.
Также игры могут быть классифицированы по количественному составу участников:
· индивидуальные;
· парные;
Нами был проведен констатирующий эксперимент по исследованию словарного запаса детей. Исследование проводилось на базе ГУО «Ясли-сад № 46 г. Могилева» в группе среднего дошкольного возраста. В эксперименте принимали участие 10 детей.
Перед непосредственным проведением эксперимента была изучена имеющаяся документация.
Для разработки программы по проведению дидактических игр, нами был изучен план воспитателя. Было выявлено, что на проведение дидактических игр на развитие словаря воспитатель отводит 2-3 занятия в неделю. Было принято решение перейти к ежедневному проведению игр в этом направлении. Работа, которая осуществляется воспитателем, в основном проводится в форме различных игр с наглядностью. Было принято решение о том, чтобы разнообразить формы проведения дидактических игр: привнести в программу игры-драматизации, словесные игры, соревновательные игры. Также было произведено наблюдение за тем, как дети ведут себя при проведении игр. Было отмечено, что не все из них достаточно активны, не каждый ребенок проявляет интерес к игре. Это также обуславливает необходимость подбора новых форм игры. Также была проанализирована предметно-развивающая среда, предназначенная для лексического развития. Было решено разнообразить и обогатить ее за счет добавления большего количества предметов, с помощью которых могут осуществляться игры в лексическом направлении, добавить плакаты с изображением предметов, запоминание названий которых представляет некоторые сложности для запоминания детьми.
Таким образом, была разработана программа по проведению дидактических игр на развитие словаря учащихся средней группы.
Для нашего исследования была выбрана методика Т.В. Тумановой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной [27, 14] С помощью этой методики мы предполагали решить следующие задачи:
· выявление особенностей развития словаря детей среднего дошкольного возраста;
· отслеживание индивидуальных особенностей словообразования каждого ребёнка;
· учет результатов диагностики для выбора направления дальнейшей развивающей работы.
Для проведения исследования были выбраны следующие методы:
· опрос (преимущественно в форме беседы);
· объяснение (для заданий);
В ходе проведения исследования нами была определена сущность и содержание дидактической игры как средства речевого развития. Нами было выявлено, что дидактическая игра является игровой формой обучения, в которой одновременно действуют два начала: учебное, познавательное и игровое, занимательное. Сущность дидактической игры заключается в решении умственных задач детьми, которые предлагаются им в занимательной игровой форме. В процессе игры дети самостоятельно находят решения, при этом преодолевая конкретные трудности. Умственная задача воспринимается ребенком как практическая и игровая, что, соответственно, повышает уровень его умственной активности.
Далее нами было выявлено содержание лексической работы в учреждениях дошкольного образования. Мы определили, что лексическая работа в детском саду являет собой планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему. также мы более подробно рассмотрели исследования, посвященные этому вопросу.
Далее мы рассмотрели программы реализации дидактической игры в лексической работе в средней группе дошкольного учреждения. Помимо этого мы рассмотрели основные принципы, на которых базируется реализация дидактической игры при обучении лексике. Также мы определили, что существует три уровня развития словаря у детей среднего школьного возраста: высокий, средний и низкий.
В практической части исследования на констатирующем этапе мы определили уровень сформированности развития словаря у детей средней группы. У дошкольников среднего возраста было выявлено некоторое расхождение в объёме активного и пассивного словаря, активный словарь у некоторых детей развит несколько хуже пассивного. Большую часть вокабуляра детей представляют существительные и глаголы. Также у детей был отмечен недостаточный уровень употребления слов, которые обозначают качества, признаки и состояния. Результаты исследования продемонстрировали, что особенности овладения дошкольниками лексической системой напрямую связаны и определяют специфику процессов анализа, синтеза и обобщения отдельных языковых единиц.
На формирующем этапе нами был использован комплекс дидактических игр по развитию словаря детей дошкольного возраста. Нами было описано, как происходила реализация программы по развитию словаря с использованием дидактических игр в средней группе. Было отмечено, что за счет использования различных игровых форм дети проявляли более высокий интерес к проведению игр, чем это наблюдалось ранее. Абсолютно все дети испытывали интерес к проведению тех или иных игр. Все это в совокупности позволило нам сделать предварительное предположение об эффективности работы по развитию