ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ФУНКЦИИ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ)
1.1 Понятие коммуникативной функции речи и ее развитие
1.2 Особенности коммуникативной функции речи учащихся с нарушениями психического развития (трудностями в обучении)
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ ФУНКЦИИ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ) В МЛАДШИХ КЛАССАХ НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ
2.1 Урок чтения как вид деятельности по развитию коммуникативной функции речи учащихся с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) в младших классах
2.2 Методы и приемы развития коммуникативной функции речи учащихся с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) в младших классах на уроках чтения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена тем, что главная задача, стоящая на современном этапе перед образованием, заключается в повышении эффективности обучения учащихся. Важнейшая роль в этом процессе отводится развитию коммуникативной функции речи. Особое внимание приковывает к себе проблема формирования коммуникативной функции речи у учащихся с нарушениями психического развития (трудностями в обучении).
Несовершенство коммуникативных умений учащихся с нарушениями психического развития, осложняет процесс свободного общения, существенно затрудняет развитие речемыслительной и познавательной деятельности этих учащихся.
Специфика нарушений функций речи и их коррекция у учащихся с трудностями в обучении обусловлены особенностями их психического развития. У этой категории учащихся отмечается замедленное развитие внимания, памяти, мышления, недоразвитие познавательной деятельности, качественное своеобразие речевого развития, незрелость эмоционально-волевой сферы. Вместе с тем, учащиеся с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) имеют хорошие потенциальные возможности, что позволяющие достичь многим из них выравнивания развития к концу обучения в начальной школе.
Педагогическая помощь учащимся в существенной мере зависит от качества проводимой коррекционно-развивающей работы на уроках. Одним из видов деятельности по развитию коммуникативной функции речи учащихся с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) в младших классах является урок чтения.
Важность речевого развития ребенка, роль речи как способа общения подчеркивались такие авторы как А. А. Брудный, Л. П. Буева, Л. C. Выготский, Г. В. Колшанский, А. А. Леонтьев, М. И. Лисина и др. Вопросами развития коммуникативной функции речи занимались многие исследователи: Г. М. Андреева, А. А. Бодалев, В. В. Гербова, Т. А. Ладыженская, Н. Н. Светловская и др.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ФУНКЦИИ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ)
1.1 Понятие коммуникативной функции речи и ее развитие
Значение речи и ее коммуникативной функции в развитии личности трудно переоценить. Речь представляет собой неотъемлемое условие познавательной деятельности индивида, так как благодаря ей он усваивает знания. Речь также является средством удовлетворения потребностей в общении, в принадлежности к группе людей.
Психолингвисты и психологи определяют речь как процесс порождения в восприятии высказываний, как вид специфически человеческой деятельности, который обеспечивает общение. По мнению А.А. Леонтьева, речевой процесс представляет собой переход от речевого замысла к его воплощению в значениях конкретного языка и далее к реализации во внешней речи – устной или письменной [8, с. 59].
Более широкое понимание речи встречается в работе М.Р. Львова, который определяет речь как деятельность индивида, который использует язык в целях общения, выражения эмоций, оформления мыслей, познания внешнего мира для планирования своего поведения [10, с. 126].
Как отмечает В.В. Беляев, речевая деятельность – это и есть речь; процесс общения, который осуществляется средствами языка, а также конечный результат этого процесса. С такой позиции речевая деятельность (устная речь, чтение, письмо) не сводится к автоматизированным навыкам, а является творческой деятельностью, для которой характерны вторичные умения, а не навыки [5, с. 148] .
В рамках коммуникативного подхода (Н.Д. Павлова) речь рассматривается как универсальная форма социальной активности индивида. Кроме функции сообщения, анализируются иные компоненты коммуникативной функции: организация взаимодействия, оказание воздействий, регуляция взаимоотношений и пр. [16, с. 4].
Выводы по первой главе
Теоретический анализ литературы по проблеме развития коммуникативной функции речи учащихся с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) позволяет сделать следующие выводы:
Коммуникативная функция речи приставляет собой функцию общения между лицами, которая характеризуется наличием сообщения собственных мыслей, знаний, выражением чувств и побуждением к действиям. Коммуникативная функция речи является сложным образованием, включающая побудительно-мотивационную, ориентировочно-исследовательскую и исполнительную (регулирующую) фазы. Развитие коммуникативной функции речи осуществляется постепенно в процессе общения ребенка с взрослыми и сверстниками, а также в различных видах деятельности. Результатом развития коммуникативной функции речи являются коммуникативные умения, которые проявляются, формируются и совершенствуются в общении. Коммуникативные умения могут быть информационно-коммуникативными, регуляционно-коммуникативными и аффективно-коммуникативными.
Развитие коммуникативной функции речи у учащихся с трудностями в обучении является сложным процессом, который усложняется при нарушениях психического развития. Для них характерно негрубое недоразвитие речи, недоразвитие фонетико-фонематического восприятия, лексико-грамматического строя, слухоречевой памяти.
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ ФУНКЦИИ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ) В МЛАДШИХ КЛАССАХ НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ
2.1 Урок чтения как вид деятельности по развитию коммуникативной функции речи учащихся с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) в младших классах
Развитие речи осуществляется в четырех основных видах деятельности: говорение, слушание, чтение, письмо. Урок чтения является одним из видов деятельности, в котором возможно развитие коммуникативной функции речи учащихся с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) в младших классах.
Урок представляет собой форму организации обучения с целью овладения учащимися изучаемым материалом. Учебная программа по литературному чтению предполагает систему знаний, умений и навыков по развитию речи учащихся, которые постепенно углубляются и усложняются. Учащиеся с опорой на полученные знания приобщаются к литературе как к искусству слова, познают литературу как вид искусства через собственное творчество [21, с. 8].
Одна из целей обучения на I ступени общего среднего образования заключается в развитии умения пересказывать текст, отвечать на вопросы по тексту, составлять устный краткий и развернутый ответ на вопрос; выстраивать монологическое высказывание, принимать участие в диалоге, владеть необходимыми средствами речевого этикета для применения их в процессе обучения.
Как отмечает С.А. Усович, целью учителя на уроках литературного чтения является создание оптимальных условия для эффективного развития речевой и мыслительной деятельности учащихся младших классов посредством использования различные форм, методов и приемов работы [21, с. 2].
Выводы по второй главе
Проанализировав методические аспекты коррекционно-развивающей работы по развитию коммуникативной функции речи учащихся с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) в младших классах на уроках чтения, можно сделать следующие выводы:
Развитие коммуникативной функции речи учащихся с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) в младших классах возможно в таком виде деятельности как урок чтения. Основными компонентами чтения являются восприятие и активная переработка информации, которая содержится в тексте, что образует сложную мыслительную деятельность, результативность которой зависит от ряда важнейших коммуникативно-речевых умений. Чтение выполняет познавательную, регулятивную и ценностно-ориентированную функции. На уроке чтения учащиеся младших классов с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) включаются в выполнение совместных заданий по овладению коммуникативными умениями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе теоретического анализа литературы по проблеме развития коммуникативной функции речи учащихся с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) выявлено, что одной из важнейших функций, которую выполняет речь, является коммуникативная функция.
Коммуникативная функция речи представляет собой функцию общения между лицами, которая характеризуется наличием сообщения собственных мыслей, знаний, выражением чувств и побуждением к действиям. Коммуникативная функция речи является сложным образованием, включающая побудительно-мотивационную, ориентировочно-исследовательскую и исполнительную (регулирующую) фазы. Развитие коммуникативной функции речи осуществляется постепенно в процессе общения ребенка с взрослыми и сверстниками, а также в различных видах деятельности. Результатом развития коммуникативной функции речи являются коммуникативные умения, которые проявляются, формируются и совершенствуются в общении. Коммуникативные умения могут быть информационно-коммуникативными, регуляционно-коммуникативными и аффективно-коммуникативными.
Развитие коммуникативной функции речи у учащихся с трудностями в обучении является сложным процессом, который усложняется при нарушениях психического развития. Для них характерно негрубое недоразвитие речи, недоразвитие фонетико-фонематического восприятия, лексико-грамматического строя, слухоречевой памяти. Трудности в обучении вызваны замедленным темпом развития психических процессов, нарушением познавательной деятельности, несформированностью учебной мотивации, повышенностью утомляемостью, сниженной работоспособностью и интеллектуальной продуктивностью, незрелостью эмоционально-волевой сферы. Становление коммуникативной функции речи у учащихся с трудностями в обучении существенно отстает от возрастной нормы по индикативному и предикативному компоненту. Нарушения коммуникативной функции речи у учащихся с трудностями в обучении проявляется в снижении потребности в общении, несформированности способов коммуникации, особенностях поведения – незаинтересованности в контакте, неумении ориентироваться в ситуации общения, негативизм по отношению к другим, сниженной потребности в общении с другими, в желании избегать ситуации общения.
1. Агафонова, И. Н. Развитие коммуникативной компетентности учащихся / И. Н. Агафонова // Управление начальной школой. – 2009. – № 2. – С. 31-36.
2. Айвазян, О. О. Коммуникация и речи / О. О. Айвазян // Вестник Адыгейского гос. ун-та. – 2012. – № 2. – С. 24-24.
3. Гладкая, В. В. Планирование коррекционной работы с учащимися с трудностями в обучении / В. В. Гладкая. – Минск : Зорны верасень, 2008. – 112 с.
4. Горелов, И. Н. Невербальные компоненты коммуникации / И. Н. Горелов. – М. : ЛИБРОКОМ, 2009. – 112 с.
5. Горлова, О. А. Особенности строения и развития речевой деятельности детей раннего возраста / О. А. Горлова // Теория и практика общественного развития. – 2012. – № 2. – С. 147-150.
6. Зимняя, И. А. Педагогическая психология : учебник / И. А. Зимняя. – М. : Логос, 2000. – 384 с.
7. Ильин, Е. П. Психология общения и межличностных отношений / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2009. – 321 с.
8. Клюев, Е. В. Речевая коммуникация / Е. В. Клюев. – М. : Рипол Классик, 2002. – 320 с.
9. Куликова, С. А. Формирование коммуникативных универсальных действий младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения / С. А. Куликова // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. – 2015. – № 7-10. – С. 66-70.
10. Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. – М. : Академия, 2007. – 464 с.
11. Макашина, Т. Ю. Роль педагога в развитии коммуникативной функции речи дошкольников при ознакомлении их с миром природы / Т. Ю. Макашина // Международный научно-исследовательский журнал. – 2017. – № 8-1. – С. 85-87.
12. Мацкявичене, Ю. А. Формирование коммуникативной компетенции при работе с текстом на уроках русского языка / Ю. А. Мацкявичене // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2015. – № 9-3. – С. 36-42.
13. Мухина, В. С. Возрастная психология. Феноменология развития / В. С. Мухина. – М. : Академия, 2006. – 608 с.
14. Назарова, А. А. К вопросу о функциях языка и речи / А. А. Назарова // Гуманитарный вектор. – 2009. – № 2. – С. 75-79.
15. Основы специальной педагогики и психологии : учеб. пособие / Н. М. Трофимова. – СПб. : Питер, 2006. – 304 с.
16. Павлова, Н. Д. Коммуникативная функция речи : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.01 / Н. Д. Павлова. – Москва, 2000. – 20 с.
17. Серебренникова, С. Ю. Психологическая коррекция коммуникативной функции речи детей-сирот старшего дошкольного возраста с нарушениями психического развития : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.03 / С. Ю. Серебренникова. – Иркутск, 2007. – 24 с.
18. Слепович, Е. С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития / Е. С. Слепович.– Мн. : Нар. асвета, 1989. – 64 с.
19. Специальная психология : учеб. пособие / Под ред. В. И. Лубовского. – М. : Академия, 2005. – 464 с.
20. Усанова, О. Н. Специальная психология / О. Н. Усанова. – СПб. : Питер, 2006. – 400 с.
21. Усович, Г. А. Развитие речи учащихся начальных классов на уроках литературного чтения / Г. А. Усович. – Минск : БГПУ им. М. Танка, 2016. – 38 с.
22. Филичева, Т. Б. Основы логопедии : учеб. пособие / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – М. : Просвещение, 1989. – 223 с.
23. Хоршева, Н. А. Особенности взаимосвязи некоторых компонентов сенсомоторики с коммуникативной функцией речи у младших школьников с задержкой психического развития : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.10 / Н. А. Хоршева. – Нижний Новгород, 2010. – 20 с.
24. Шевченко, С. Г. Коррекционно-развивающее обучение : организационно-педагогические аспекты / С. Г. Шевченко. – М. : Владос, 1999. – 230 с.
25. Шишкина, Т. А. Виды чтения // Риторика / Под ред. Н. А. Ипполитовой. – М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – С. 160-168.
26. Шишкова, М. И. Развитие коммуникативной функции речи умственно отсталых старшеклассников на уроках литературного чтения : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.03 / М. И. Шишкова. – Москва, 2005. – 19 с.