ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 Теоретические подходы к изучению наблюдательности у младших школьников
1.1. Основные понятия и особенности наблюдательности
1.2. Проблема наблюдательности при организации обучения
1.3. Методические приемы развития наблюдательности школьников на уроках «Человек и мир»
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2 Практическое исследование сформированности умения наблюдать у младших школьников на уроках «Человек и мир»
2.1. Методические рекомендации по формированию умения наблюдать у младших школьников
2.2. Методы диагностики способности наблюдать в младшем школьном возрасте
2.3. Экспериментальное исследование и анализ полученных результатов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
С давних времен проблеме наблюдательности уделяется большое внимание. Многие значимые психологи и педагоги в прошлом времени занимались этим вопросом и отмечали, что наблюдательность играет важную роль в процессе обучения школьников наряду с вниманием, памятью, воображением, восприятием, а также наблюдением.
Наблюдательность, как качество человека необходима для того, чтобы замечать мелочи в окружающей природе, и иметь широкий кругозор. Более наблюдательный ученик будет больше преуспевать в учебе и в профессии.
В особенности нужно данное качество младшим школьникам для постижения знаний и в практической деятельности.
Отсутствие такого качества у школьников снижает уровень эффективности работы преподавателя и снижает продуктивность учебы самого ученика.
В младших классах прямые наблюдения детей в природе должны быть научными, доступными и интересными. Природа обогащает кругозор, общую осведомлённость школьников, развивает наблюдательность, внимание, мышление, эстетические чувства.
ГЛАВА 1 Теоретические подходы к изучению наблюдательности у младших школьников
1.1. Основные понятия и особенности наблюдательности
Наблюдательность играет очень важную роль в процессе коммуникации и обучения. Человек может различать объекты и признаки, ил же наоборот замечать малейшие сходства. Возможность наблюдать характеризуется наличием таких качеств, как хорошо развитый зрительный анализатор, высокоразвитую чувствительность.
Научная категория «наблюдательность» впервые стала выделяться учеными в конце XIX – начале XX в. Она означала деятельность, заключающуюся в распознавании чего-нибудь. Считалось, что без развитой способности наблюдать невозможно добиться успеха ни в научной, ни в какой-либо другой практической деятельности.
В “Энциклопедическом словаре по психологии и педагогике” наблюдательность – это “индивидуально-психологическая характеристика человека, способность быть внимательным, замечать и оценивать наличие или появление таких признаков в наблюдаемом объекте, явлении, которые другие люди могут и не увидеть” [17].
Известный отечественный ученый Н. И. Пирогов в ходе подготовки будущих учителей особое внимание уделял наблюдательности. Его позиция в отношении обучения и воспитания студенческой аудитории заключалась в следующем: «Как можно менее формальных экзаменов и как можно более деятельных занятий наукой, при наблюдении личных особенностей каждого ученика, его способностей и прилежания, – вот правило здравой педагогики». Внеурочное время учителя должны использовать для «педагогических наблюдений над развитием умственных и духовных способностей учеников…» [13, с. 41].
Выводы по первой главе
Рассмотрев и изучив основные понятия наблюдательности, можно сделать вывод, что данный термин подразумевает “индивидуально-психологические характеристики человека, способность быть внимательным, замечать и оценивать наличие или появление таких признаков.
Анализируя научную литературу, можно сделать вывод, что в психолого-педагогической науке можно выделить два подхода к определению наблюдательности. Представители педагогического подхода рассматривают наблюдательность как профессионально важное качество, познавательную способность к определенной профессиональной деятельности. Согласно взглядам сторонников психологического подхода наблюдательность – психическое свойство личности. Также следует отметить, что все авторы и исследователи, занимающиеся изучением наблюдательности, отмечают ее большое значение в жизни и деятельности человека и разделяют мнение, что без развитой способности наблюдать невозможно добиться успеха ни в научной, ни в любой другой практической деятельности.
ГЛАВА 2 Практическое исследование сформированности умения наблюдать у младших школьников на уроках «Человек и мир»
2.1. Методические рекомендации по формированию умения наблюдать у младших школьников
Для того чтобы преподаватель мог верно, выстраивать урок, а также учитывать уровень развития наблюдательности, ему необходимо применять ряд методик, которые поспособствовали продуктивности и успешности в обучении младших школьников.
Важным критерием при развитии наблюдательности является развитие памяти и внимания.
Монотонность, шаблонность и стереотипность действий может снизить внимание школьников. Преподаватель должен доносить информацию необычно, ярко, приводить конкретные примеры, непрерывно раскрывать новую тему.
Наблюдения, получаемые во время обучения, обеспечивают возможность осознанного восприятия и осмысления младшими школьниками и вместе с тем развивают умение подмечать характерные признаки изучаемых объектов, признаков и явлений.
На уроках «Человек и мир» необходимо строить учебный процесс так, чтобы все учебные предметы несли определенную экологическую нагрузку. На уроках и внеклассных мероприятиях шире использовать занимательный материал: наглядные схемы, модели, экологические сказки, загадки. Учитель должен выводить учащихся на понимание взаимосвязей общества и среды, основных противоречий этих взаимоотношений и взаимозависимостей; понимание роли места человека в природе.
Выводы по второй главе
Таким образом, изучив методические приемы развития наблюдательности дошкольников с использованием предметно-развивающей среды, можно сделать вывод, что у учащихся формируется представление о человеке, природе, школьники знакомятся и взаимодействуют с окружающим миром. Уроки «Человек и мир» дети изучают особенности строения и функционирования собственного организма, расширяют кругозор, приобретают знания не только о том, что непосредственно их окружает, но и о явлениях отдаленных от них.
Для определения уровня наблюдательности был выбран 1 класс ГУО СШ №19 г. Могилев, выборка составила 20 детей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
С самого начала обучения преподаватель должен суметь заинтересовать учеников младших классов предметом. Для правильного управления процессом наблюдения, а также диагностирования продвижения в формировании наблюдательности учеников младшего школьного возраста, учителю необходимо оперировать рядом методик, которые дадут возможность применять различные приемы и методы, обеспечат успешность обучения.
Нами были рассмотрены понятия. Наблюдательность – это “индивидуально-психологическая характеристика человека, способность быть внимательным, замечать и оценивать наличие или появление таких признаков в наблюдаемом объекте, явлении, которые другие люди могут и не увидеть”.
В ходе работы была определена цель предмета “Человек и Мир”. И обозначены основные моменты и то, на что должен быть сделан основной упор на занятии. На уроках и внеклассных мероприятиях нужно использовать занимательный материал: наглядные схемы, модели, экологические сказки, загадки. Учитель должен выводить учащихся на понимание взаимосвязей общества и среды, основных противоречий этих взаимоотношений и взаимозависимостей; понимание роли места человека в природе.
1. Аквилева, Г.Н., Клепинина, З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. учреж. средн. проф. образования пед. профиля – М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 240 с.
2. Алексеев, С.В. Экология: наука и область образования: методические рекомендации / С.В. Алексеев. – СПб, 1994. – 55с.
3. Ананьев, Б. Г. Воспитание наблюдательности школьников / Б. Г. Ананьев. – Л. : Лениздат, 1940. – 65 с.
4. Баранский, Н.Н. Баранский, Н. Н. Исторический обзор учебников географии. – М.: Гео-графгиз, 1954.
5. Грицай, Н.П. Опыт как модель природных явлений в курсе естествознания: На примере природоведения начальной школы: дис … канд. пед. наук: 13.00.02: Орел, 2003. – 171с.
6. Громова, О. Е. Формирование начального детского лексикона / О. Е. Громова // Логопед. – 2004. – № 1. – С. 41-47.
7. Долженко, Г.П. Экскурсионное дело. – М.: ИКЦ «МарТ», 2005. – 272 с.
8. Жукова, Н. С. Формирование устной речи / Н. С. Жукова. – М. : Соц.-полит. журн., 1994. – 96 с.
9. Захарова, Е. А. Экскурсия как форма внеклассных занятий учащихся по иностранному языку // Молодой ученый. – 2015. – №11.1. – С. 38-40.
10. Каптерев, П. Ф. Педагогическая психология / П. Ф. Каптерев. – СПб., 1970. – 489 с.
11. Психокоррекционные игры и упражнения для детей младшего школьного возраста[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn-p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/500055/ . – Дата доступа:
12. Сухомлинский, В. А. Сто советов учителю (в сокращении) / В. А. Сухомлинский. – М., 1961. – 65 с.
13. Тенитилов, С. В. Олейников, С. В. Научные подходы к проблеме наблюдательности педагога // Мир образования - образование в мире. – 2015. – №2. – С. 40-145.
14. Тимошенкова, О.С., Леонова О.А. Роль дидактической игры в развитии внимания детей старшего дошкольного возраста // Инновационные проекты и программы в психологии, педагогике и образовании: сборник статей Международной научно-практической конференции: в 2 частях. 2017. С. 165-167.
15. Чаткина, С.Н. Развитие внимание дошкольников в игре / С.Н. Чаткина, Р.Ф. Саттарова // Дошкольник. Младший школьник. – 2016. – № 4. – С. 13-15.
16. Шапаваленко, И.В. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для академического бакалавра / И.В. Шапаваленко. – 3-е изд., пер. и доп. – М.: Издательство Юрайт,2015. – 575с.
17. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://psychology_pedagogy.academic.ru. – Дата доступа: