Введение
Условием нормального развития организма является двигательная активность. Именно двигательная активность как основа жизнеобеспечения детского организма оказывает на рост и развитие нервно-психического состояния, функциональные возможности и работоспособность ребенка [6].
Двигательная активность - естественная и специально организованная двигательная деятельность человека, обеспечивающая его успешное физическое и психическое развитие [4].
Под двигательной активностью так же понимается сумма движений, выполняемых человеком в процессе повседневной жизнедеятельности [7].
С позиций физиолога можно разделить движения на организованные, или регламентированные (физические упражнения на уроках физкультуры, на занятиях в спортивных секциях и др.), и нерегламентированные (игры со сверстниками, прогулки, самообслуживание и т. д.) [4].
В дошкольном возрасте, в период интенсивного роста и развития детей, особенно важно обеспечить оптимальный режим двигательной активности, способствующий своевременному развитию моторики, правильному формированию важнейших органов и систем.
Возрастные и индивидуальные особенности двигательной активности детей в значительной мере определяются как условиями организации деятельности, так и её характером и содержанием. Особенно велика роль целенаправленного руководства двигательной деятельностью детей, воспитывающихся в разных возрастных группах детского сада. Поэтому возникает настоятельная необходимость совершенствования двигательного режима детей в дошкольном учреждении, который будет способствовать воспитанию здорового ребёнка и его разностороннему развитию.
В основу разработки двигательного режима должен быть положен ряд принципов (оздоровительная направленность, естественное стимулирование, двигательной активности и интеллектуальной активности) с учётом преемственности и своеобразия педагогических воздействий в разных возрастных группах. Среди них важное место отводится принципу индивидуально дифференцированного подхода, который позволяет обеспечить максимальное развитие каждого ребёнка, мобилизацию его активности и самостоятельности.
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты развития двигательной активности детей дошкольного возраста средствами оздоровительной прогулки
1.1 Двигательное развитие детей дошкольного возраста
Потребность организма в двигательной активности индивидуальна и зависит от многих физиологических, социально-экономических их культурных факторов. Уровень потребности в двигательной активности в значительной мере обуславливается наследственными и генетическими признаками. Для нормального развития и функционирования организма сохранения здоровья необходим определенный уровень двигательной активности. Этот диапазон имеет минимальный, оптимальный и максимальный уровни двигательной активности.
Минимальный уровень позволяет поддерживать нормальное функциональное состояние организма. При оптимальном достигается наиболее высокий уровень функциональных возможностей и жизнедеятельности организма; максимальные границы отделяют чрезмерные нагрузки, которые могут привести к переутомлению, резкому снижению работоспособности. При этом возникает вопрос о привычной физической активности, которую можно определить уровнем и характером потребления энергии в процессе обычной жизнедеятельности. Оценка этой двигательной активности проводится по двум составляющим, профессиональной и непрофессиональной. Различают привычную и специально организованную двигательную активность [14, с. 13].
К привычной двигательной активности, согласно определению Всемирной организации здравоохранения, относят виды движений, направленные на удовлетворение естественных потребностей человека. Сюда относят усилия, направленные на личную гигиену, приготовление пищи, действия в процессе производственной или учебной деятельности [2, 20, 24].
Одним из основных условий совершенствования двигательного режима являлось глубокое изучение индивидуальных особенностей детей в разных видах двигательной активности и осуществление на этой основе принципа индивидуально-дифференцированного подхода. В основу его положены концептуальные положения дошкольной педагогики и психологии и формирования личности в процессе деятельности (А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, А.П. Усова).
ГЛАВА 2. Экспериментальная работа по использованию оздоровительной прогулки как средства двигательного развития детей дошкольного возраста
2.1 Методика исследования и характеристика испытуемых
По степени подвижности дети дифференцируются в три группы: оптимально подвижные, малоподвижные и гиперподвижные.
На основе анализа литературных источников по изучаемой проблеме было организовано экспериментальное исследование, целью которого стало выявление развития двигательной сферы у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Выявить уровень развития двигательной сферы у детей старшего дошкольного возраста.
2. Разработать схему изучения уровня развития двигательной сферы у детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать методическое обеспечение по развития двигательной сферы у детей старшего дошкольного возраста средствами оздоровительной прогулки.
4. Провести качественный и количественный анализ, по завершению внедрения методических разработок. Обобщить полученные результаты.
Экспериментальное исследование было проведено на базе ГУО «Ясли-сад №119 г.Гомеля». В эксперименте принимали участие 10 детей старшего дошкольного возраста.
Экспериментальная работа проводилась в знакомых для детей условиях группы. Вся экспериментальная работа включала в себя констатирующий, формирующий и контрольный этапы.
На констатирующем этапе было организованно и проведено диагностическое исследование, направленное на изучение уровня подвижности. Диагностику мы проводили с использованием метода контрольных наблюдений.
Задачи этапа:
- разработать схему изучения уровня подвижности у детей старшего дошкольного возраста;
Заключение
Процесс воспитания детей дошкольного возраста непрерывен. Большие потенциальные возможности для всестороннего гармонического развития личности ребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки. Здесь как нигде дошкольникам предоставляются уникальные условия для всестороннего развития, в полной мере удовлетворяются его потребности в активных движениях, в самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, в новых ярких впечатлениях, в свободной игре, как с природным материалом, так и с игрушками.
Однако в силу возрастных особенностей дети сами не могут использовать все время прогулки с максимальной пользой для своего развития. Задача воспитателя педагогически правильно руководить их деятельностью во время прогулки.
В процессе ежедневного проведения на прогулке подвижных игр и физических упражнений расширяется двигательный опыт детей, совершенствуются имеющиеся у них навыки в основных движениях; развиваются ловкость, быстрота, выносливость; формируются самостоятельность, активность, положительные взаимоотношения со сверстниками.
В ходе нашего исследования была проведена диагностика уровня двигательной активности детей старшего дошкольного возраста, в ходе которой выяснилось, что большинство детей экспериментальной группы имеют средний или низкий уровни развития двигательной активности; являются или гипер- или малоподвижными; проявляют неустойчивый интерес к двигательным действиям; движения в ходе игры хаотичные или наблюдается их полное отсутствие; в целом эмоциальны и общительны..
Далее нами были разработаны специальные упражнения для детей различного уровня ДА, которые проводились в время оздоровительных прогулок в условиях учреждения дошкольного образования.
1. Агапова, И.А., Давыдова, М.А. Комплексная подготовка детей к школе. Книга для детей и взрослых. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 192 с.
2. Ашмарин, Б.А. Теория и методы физического воспитания: Учебное пособие для студентов факультетов физического воспитания педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1989. – С. 120-189.
3. Берштейн, Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. – М.: Медицина, 1966. – 349 с.
4. Бисярина, В.П. Анатомо-физиологические особенности детей дошкольного возраста / В.П. Бисярина – М.: 1973 – 220 с.
5. Вейнбаум, Я.С., Коваль, В.И., Родионова, Т.А. Гигиена физического воспитания и спорта. – М.: Академия., 2002. – 240 с.
6. Велитченко, В.К. физкультура для ослабленных детей / В.К. Вилитченко – М.: Терра-спорт, 2000. – 167 с.
7. Виленский, М.Я., Зайцев, А.И., Ильинич, В.И. и др. Физическая культура студента [Текст] / Под ред. В.И. Ильинича: Учебник для вузов. – М.: Гардарики, 2002. – 448 с.
8. Жуков, М.Н. Подвижные игры. – М.: Академия, 2000. – С. 4-78.
9. Змановский, Ю.Е. Воспитательно-оздоровительная работа в дошкольных учреждениях //Дошкольное воспитание. – №9. – 1993. – С. 23-25.
10. Иващенко, О.Н. Общие принципы организации двигательной деятельности детей на прогулке //Дошкольное воспитание. – №11. – 2007. – С. 56-59
11. Кобяков, Ю.П. Концепция норм двигательной активности человека. / Теория и практика физической культуры, 2003 – №11 – С. 20-23.
12. Ковалько, В.И. Школа физкультминуток. – М.: Вако, 2005. – С. 32-39.
13. Маханева, М.Д. Здоровый ребенок: рекомендации по работе в детских садах и начальной школе: Методическое пособие. – М.: Аркти, 2004. – 262 с.
14. Наточин, Ю.В. Проблемы эволюционной физиологии водно-солевого обмена. – Л.: Наука, 1984. – 40 с.
15. Обухова, Л.А., Лемяскина, И.А. Школа докторов природы или 135 уроков здоровья. – М.: Вако, 2004. – 240 с.
16. Озолин, Н.Г. Молодому коллеге. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 288 с.
17. Орешкин, Ю.А. К здоровью через физкультуру – М,: Медицина, 1990 – 81 с.
18. Осокина, Т.И. Физическая культура в детском саду: учебник / Т.И. Осокина. – М.: 1996. – С.62-68.
19. Прохорова, Г.А. Утренняя гимнастика для детей младшего школьного возраста: Наглядное пособие. – М.: Айрис, 2004. – 32 с.
20. Сальникова, Г.П. Физическое развитие школьников. – М.: Просвещение, 1998. – С. 56-78
21. Солодков, А.С., Сологуб, Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник. – М.: Тера-Спорт, Олимпия Пресс, 2001. – 520 с.
22. Сухарев, А.Г. Двигательная активность и здоровье подрастающего поколения. – М., 1976. – 72 с.
23. Теплюк, С.А. Работа с детьми на прогулке //Дошкольное воспитание. – №1. – 1990. – С. 34-42.
24. Хрипкова, А.Г., Антропова, М.В., Фарбер, Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. – М., Просвещение, 1990. – С. 127-178.
25. Шишкина, В.А. Двигательное развитие детей дошкольного возраста: учебное пособие / В.А. Шишкина, М.В. Дедулевич. – М.: Пралеска. – 2008 . – С. 10-14.