Введение
1 Теоретические основы обучения говорению
1.1 Говорение как вид речевой деятельности
1.2 Психологическая характеристика механизмов говорения
2 Наглядность как средство в формировании речевых навыков и умений говорения
2.1 Роль наглядности как фактора, определяющего успешность говорения
2.2 Основные виды и средства наглядности
2.3 Наглядность как одно из универсальных средств обучения иностранному языку, ее достоинства и недостатки
2.4 Комплексное использование средств наглядности в формировании речевых навыков и умений говорения
3 Задания и упражнения комплексного использования средств наглядности для обучения говорению
Заключение
Список использованных источников
Введение
На сегодняшний день в связи с увеличением значения и роли международных связей иностранные языки с каждым годом становятся все более значимыми в нашей жизни.
Данный аспект, несомненно, оказывает влияние на тот факт, что сегодняшнее поколение активнее обращается к изучению различных языков с более раннего возраста.
Однако немаловажным аспектом, который оказывает влияние на процесс обучения, является и стремительное развитие современных технологий, которые открывают перед нами безграничные возможности для изучения зарубежного языка. Всё это, несомненно, оказывает влияние на трансформацию процесса обучения в школе, его пересмотр. Новые компьютерные и электронные технологии позволили нам расширить возможности и одновременно упростить восприятие материала [1, c. 9].
Одной из найважнейшей частью любого иностранного языка, является говорение. Отсутствие языковой, культурной среды и возможности быть окруженным условиями посредственно-бытовой жизни, которая предполагает изменчивость ситуаций, диалогов, взаимодействия и коммуникации, является главным барьером в обучении говорению.
Однако благодаря внедрению новых технических средств в процесс обучения способствовало формированию новых, уникальных наглядных методов, которые направлены на представление широких возможностей ускорить процесс обучения говорению на иностранной языке, сделать его более увлекательным и побуждающим к мотивации изучать иностранный язык [1, c.11].
Таким образом, в данной работе главное внимание уделено рассмотрению теоретических аспектов говорения, его роли в жизни и общении на иностранном языке. Также рассмотрены различные виды, формы наглядных методов говорения и их значимость в процессе обучения.
Объектом данного исследования является наглядность в процессе обучении учащихся.
Предмет курсовой работы – средства наглядности в формировании речевых навыков и умений говорения.
В проведении исследования по данному вопросы была поставлена цель изучить современные средства наглядности и проанализировать их влияние на трансформирующийся процесс обучения иностранному языку.
Для реализации и достижения поставленной цели необходимо было решить ряд задач:
1) Рассмотреть теоретические основы говорения как вида речевой деятельности;
2) Изучить наглядность как актуальный метод в процессе обучению говорения;
3) Проанализировать и выявить достоинства и недостатки использования методов наглядности в процессе обучения иностранному языку;
1 Теоретические основы обучения говорению
1.1 Говорение как вид речевой деятельности
Говорение как вид речевой деятельности базируется на языке, который выступает в роли средства коммуникации. Именно благодаря языку обеспечивается общение между людьми, понимание, кто сообщает информацию, кто её получает, кодируя её в значениях слов, выбранных для определенной цели, и расшифровывая эти значения, трансформируя на данной основе, а именно полученной информации свое повествование.
Для понимания между коммуникатором, человеком, который адресует информацию другому человеку, и реципиентом, тем, кто её принимает, необходимо использование одной системы кодификации и декодификации знаний. Данный аспект проявляется в необходимости общения и взаимодействия на одном языке, который будет понятен обоим, участвующим в диалоге. Однако если коммуникатор и реципиент применяют различные системы кодификации, то есть пользуются разными языками, то достижение взаимопонимания между собеседниками невозможно [2, c. 49].
Именно эту цель стремятся реализовать и достигнуть во время процесса обучения английскому языку в школе: построить одну общую единую систему кодификации, то есть овладеть английским языком для установления понимания между учащимся и преподавателем, а также между учащимися в целом. Однако обмен информацией и взаимодействие между собеседниками возможны только в том случае, если значение знаков, слов, жестов известны обеим сторонам, принимающим участие в диалоге. Таким образом, значение есть содержательная часть знака в качестве элемента [2, c. 62].
Язык, таким образом, образуется как стройная система словесных знаков, и является средством, необходимым для существования, усвоения, получения и передачи общественно-исторического опыта. Он формировался на протяжении веков и возник в процессе труда в период развития доклассового общества. Членораздельные звуки, имевшие определенные значения, служили средством передачи информации между людьми. Безусловно, данный метод общения и взаимодействия был удобен.
Собственно благодаря общению, осуществляемому при помощи языка, отображение действительности мира постоянно трансформировалось и менялось, дополнялось по причине поступаемой новой информации от собеседника, которая несла в себе иное отображение и понимание мира и действительности. Так происходил процесс обмена мыслями и передачи информации [3, c. 49].
Однако говоря про сегодняшний день и проецируя данную ситуацию из далёких времён на процесс обучения говорению английского языка, то, когда учитель использует то или иное выражение, слово, то и слушатель, ученик, и преподаватель имеют в виду одно и то же представление, которое не создает барьеров для понимания в диалоге.
2 Наглядность как средство в формировании речевых навыков и умений говорения
2.1 Роль наглядности как фактора, определяющего успешность говорения
Одним из способов интенсификации процесса обучения иностранному языку является применение средств и методов наглядности. Важными принципами наглядности являются умение понятно и доступно для учащихся излагать свой материал, проявлять педагогическое мастерство в течение процесса обучения иностранным языком в соответствии с закономерностями этого процесса и основными дидактическими принципами.
Вопрос о применении методов наглядности в процессе обучения иностранным языкам был актуален во все времена. Однако в последние годы по причине стремления человека и всего человечества в целом к «обществу без границ», присоединению к культурному наследию и духовным ценностям народов мира, знание иностранного языка как инструмента межкультурной коммуникации является как никогда престижно и востребовано.
Таким образом, на сегодняшний день заметно увеличилась и расширилась область применения и внедрения методов наглядности, усложнился её спектр возможностей в использовании. Если раннее диапазон использования методов наглядности варьировался от предметов и картинок, жестов и движений, то на сегодняшний день он расширился до видеофильмов и компьютерных программ, при помощи которых преподаватель отображает модели и фрагменты объективной действительности.
Принцип наглядности обучения предполагает обязательную и непрерывную трансформацию средств и методов обучения, использование наглядных пособий, соответствующие степени эволюции науки и техники на данном этапе развития [3, c. 49].
Повышение качества преподавания непосредственно взаимосвязано с коренным совершенствованием методики, что, в свою очередь, зависит от внедрения и использования преподавателем многогранного комплекса наглядных пособий.
До недавнего времени методы наглядности обладали исключительно предметным характером. Вводя новое слово в словарный запас обучаемого, преподаватели в первую очередь демонстрировали обозначаемый ими предмет или явление, его изображение. Однако в связи с укоренным процессом развития технологий, преподаватели начали постепенно иллюстрировать грамматическую структуру языка при помощи методов наглядности. Так грамматические задания и правила на сегодняшний день представлены различными красочными схематическими изображениями и иными иллюстративными формами [3, c. 86].
3 Задания и упражнения комплексного использования средств наглядности для обучения говорению
Эффективность изучения английского языка в школе зависит от средств, который использует учитель на уроке.
На уроках английского языка центральное место занимает говорение. Говорение в свою очередь зависит от знаний лексики и грамматики, а точнее от материала, который приводит к формированию умений и навыков устной речи.
Английский язык относится к тем предметам, которыми учащийся овладевает в процессе активной речевой деятельности (говорение, слушание, чтение, письмо). Визуальная наглядность очень важна на уроке английского языка в школе, т.к. создает условия и обстановку близкие к реальности, в которых возникает необходимость общения.
Далее мы приведем комплекс упражнений по формированию речевых навыков и умений говорения с использованием наглядности.
Коллажирование является очень интересным и необычным средством наглядности. В начале урока учащиеся получают раздаточный материал с различными картинками, рисунками, вырезками из газет и журналов, чистый лист бумаги, клей, ножницы. Создание коллажей может происходить как в индивидуальном порядке, так и в парах, в микро-группах. Также ребятам можно выдать листки с напечатанными фразами и выражениями, которые они должны использовать в своем монологе. Каждый ученик или группа готовит защиту своего коллажа. Грамотно составленные коллажи помогают в эффективном закреплении материала, а также развития воображения и творческих способностей учащихся. Например:
1) We work in 2 groups.
Task for group number 1. You have pictures of attractions of different countries and phrases-cliches. Make a story about the travel of your dreams, choose the music for your story.
Task for group number 2. Ask 5 questions to the story of group number 1.
2) To begin with, let us revise the main concepts which may help you. There is a collage with some symbolic Look at the symbol and guess what notion is meant/ hidden. Then, give a definition of it or explain what is meant.
Picture 1:
Students give a definition: Identity – is…..
Teacher: What is meant when you are asked to identify yourselves?
Students: To consider (oneself) as similar to another person or group, name what you have in common with others.
Teacher: Will you identify yourselves, students?
Students identify themselves.
Заключение
Говорение является неотъемлемой частью нашей жизни. Каждый день мы взаимодействуем с людьми, общаемся, окружены коммуникативно-социальной средой.
При изучении иностранному языку говорению уделяется большое внимание со стороны преподавателя, так как данная сфера иностранная языка является одной из трудно поддающейся обучению в силу отсутствия языковой и культурной среды.
Однако благодаря развитию современных технологий в процессе обучения говорению всю большую роль играют методы наглядности.
Необходимость использования методов наглядности также появилась по причине возникновения разрабатываемой коммуникативной теории речи и выявившейся за последнее время необходимости обучать практическому пользованию иностранным языком в моделях устного и письменного обучения.
В результате проведенного исследования, изучения ряда научных работ можно сделать вывод, что на сегодняшний день преподаватели иностранного языка стремятся активно задействовать различные методы, формы и виды наглядности в процессе обучения говорению на иностранном языке.
Наглядность обладает уникальной способностью задействовать одновременно разные виды и каналы восприятия информации: звуковой, зрительный, тактильный и другие. Одновременное задействование различных видов восприятия информации способствует прочному усвоению знаний, умений и навыков посредством многогранней чувственно-эмоциональной реакции учащегося.
Наглядность при обучении английскому языку является не только важным средством семантизации, но и средством овладения ситуативной обусловленностью речи. Учебные ситуации на уроках английского языка создаются с помощью наглядности, в которых отрабатывается устная коммуникация и осваивается, таким образом, речевая реакция на объективную действительность и жизненные ситуации.
Безусловно одним из наиважнейшим достоинством использования различных форм, видов и методов наглядности является возможность внедрения данных методов в процесс обучения на любом этапе урока.
Однако перенасыщение разнообразными формами наглядности, преобладание их форм в процессе обучения может оказать негативное влияние на процесс обучения говорению.
В ходе настоящей работы была сделана попытка раскрыть современные методы преподавания английского языка в средней общеобразовательной школе для учеников средних классов с целью практического применения нового интенсивного метода обучения иностранному языку, а также с целью обеспечить овладение в условиях ограниченного количества времени урока.
Следовательно, исследование и изучение методов наглядности является одним из актуальных дискурсивных вопросов на сегодняшний день в области методики преподавания иностранного языка.
1. Барышников, Н.В. Использование аутентичных видео документов в профессиональной подготовке учителей иностранного языка / Н.В. Барышников // ИЯШ. – 1998. – № 4. – С. 9–18.
2. Щукин, А.Н. Обучение иностранным языкам: теория и практика: учеб. пособие для преподавателей и студентов / А.Н. Щукин. – М.: Филоматис, 2010. – 480 c.
3. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций. Пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е.Н. Соловова. – М.: Просвещение, 2002. – 198 с.
4. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранному языку: пособие для учителей / Н.Д. Гальскова. – М.: АРКТИ, 2001. – 176 с.
5. Бим, И.Л. Теория и практика обучения английскому языку в средней школе: проблемы и перспективы. Учебное пособие для студентов пед. институтов по спец. №2103 «Иностр. язык» / И.Л. Бим. – М.: Просвещение, 1988. – 256 с.
6. Фридман, А.М. Наглядность и моделирование в обучении / А.М. Фридман. – М.: Знание, 2010. – 280 c.
7. Елухина, Н.В. Преодоление основных трудностей понимания иноязычной речи на слух как условие формирования способности устно общаться / Н.В. Елухина // Иностранные языки в школе. – 1996. – № 4. – С. 25–29.
8. Гез, Н.И. Методика обучения иностранному языку в средней школе: учебник / Н.И. Гез. – М.: Высшая школа, 1982. – 373 с.
9. Колкер, Я.М. Обучение восприятию на слух английской речи: практикум: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Я.М. Колкер. – М.: Академия, 2002. – 320 с.
10. Щукин, А.Н. Методика комплексного использования аудиовизуальных средств / А.Н. Щукин. – М.: Высшая школа, 1981. – 218 с.
11. Кохановская, А.И. Щерба, Л.В. Преподавание иностранного языка в школе / А.И. Кохановская, Л.В. Щерба. – М., 2007. – 244 с.
12. Клейман, Г.Б. Школы будущего: компьютеры в процессе обучения / Г.Б. Клейман. – М.: Радиосвязь, 1987. – 224 с.
13. Коджаспирова, Г.М. Технические средства обучения и методика их использования / Г.М. Коджаспирова, К.В. Петров. – М.: Академия, 2001. – 256 с.
14. Близнюк, А.И. Основы картинной наглядности для обучения устной иноязычной речи в школе: автореф. дис. канд. пед. наук / А.И. Близнюк. – М., 1976. – 102 с.
15. Ляховицкий, М.В. Методика преподавания иностранных языков / М.В. Луховицкий. – М., 1981. – 159 с.
16. Зимняя, И.А. ТСО и наглядность в обучении иностранному языку / И.А. Зимняя. – М.: Высшая школа, 1979. – 267 с.
17. Бабинская, П.К. Настольная книга преподавателя иностранного языка: справочное пособие / П.К. Бабинская, А.Ф. Будько, Е.А. Маслыко. – Мн.: Высшая школа, 2003. – 522 с.
18. Шехтер, И.Ю. Комплексное применение технических средств наглядности при обучении иностранному языку / И.Ю. Шахтер. – М.: Академия, 2009. – 113 с.
19. Шахмаев, Н.М. Технические средства обучения / Н.М. Шахмаев. – М.: Просвещение, 2009. – 327 с.