ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
1.1 Сущность понятия «патриотическое воспитание»
1.2 Роль игры и игровых методов в воспитании патриотизма
ГЛАВА 2 МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
2.1 Использование сюжетно-ролевых игр в патриотическом воспитании
2.2 Методические рекомендации по формированию патриотизма
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ВВЕДЕНИЕ
По своим психологическим характеристикам дошкольный возраст очень благоприятен для начала гражданского патриотического воспитания, т.к. ребенок в этом возрасте отличается эмоциональной отзывчивостью, внушаемостью, искренностью чувств, безграничным доверием к взрослому, подражанием ему, большой впечатлительностью.
Приемы и средства воспитания патриотизма могут быть разными, но обязательно должны учитывать психологические особенности дошкольника (эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, отсутствие в полной мере «чувства истории», понимания социальных и общественных явлений и др.). В основе формировании у ребенка любви к Родине следует считать накопление им социального опыта, ознакомление с предприятиями и учреждениями своего города, с окружающей природой, знакомство с государственной символикой и т.п.
Одним из эффективных средств патриотического воспитания является сюжетно-ролевая игра. Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, она помогает сформировать определенные отношения ко всему окружающему, к явлениям общественной жизни, поскольку игре дошкольников по-своему отражается окружающая действительность.
Содержание игры дает возможность ребенку осознать мотивы и цели труда взрослых, воспроизвести их взаимоотношения, которые воспринимаются через роль и через игровые правила. Поэтому нужно помогать детям расширять тематику игр, развивать их содержание на основе углубления социальных знаний старших дошкольников.
Однако возможности сюжетно-ролевой игры в патриотическом воспитании не используются в полной мере. Зачастую педагоги-воспитатели и родители считают игру неважным и несерьезным занятием. Наблюдения за играми детей показывают, что их темы однообразны, сюжеты бедны и формальны, роли традиционны. Достаточно редкими становятся игры с военно-патриотической тематикой, отражающие героические подвиги нашего народа; дети в основном отражают сюжеты иностранных мультфильмов и кинофильмов. Поэтому использование сюжетно-ролевой игры как средства патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста является актуальным.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
1.1 Сущность понятия «патриотическое воспитание»
Термин «патриотизм» происходит от греческих patriots – соотечественник, patris –родина, отечество и определяется как «любовь к Отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам» [21, с. 282].
Как отмечает Н.В. Адаева, в современной науке данный термин понимается по-разному, в зависимости от того, какие аспекты исследуются: политология раскрывает патриотизм как политический принцип и политическую ценность (Т.В. Беспалова, А.А. Герасимова, В.А. Коробанов и др.); философия и социология рассматривают его как социальное, духовное, культурное явление, глубокое нравственное чувство (В.Г. Валуев, С.И. Иванова, Ю.П. Сентюрин, Г.А. Тихомиров и др.); теология – как важнейший компонент духовного развития личности на основе глубокого религиозного содержания (архиепископ Львовский и Галицкий Августин, Н.А. Гаголин, игумен Филарет и др.); психология – как системно‐функциональное свойство личности (М.Н. Борисова, Н.А. Левина, А.В. Потемкин и другие исследователи). В педагогической науке патриотизм определяют как нравственное качество личности (Н.И. Болдырев, Т.А. Ильина, И.Ф. Харламов, Н.Е. Щуркова и др.), комплекс взаимосвязан и взаимодействующих качеств личности, или системное качество, составляющее духовно‐нравственную основу личности, (Л.Д. Столяренко, Е.А. Есина, И.П. Финский); интегральное комплексное качество (А. В. Дудко, С.В. Матвеева) [1, с. 130].
«Патриотизм – это системное качество личности, заключающее в себе любовь к отечеству, представляющее собой единство патриотического мировоззрения, патриотической направленности личности и патриотического поведения, реализуемого в совокупности многообразных деятельностей на благо отечества» [1, с. 133].
Для выявления сущности патриотизма необходимо исследовать внешние формы его существования – явления и внутреннюю структуру.
Н.В. Адаева выделяет сущность патриотизма как «духовно‐нравственное, политическое, социально‐гуманистическое и национальное его проявление» [1, с. 131].
ГЛАВА 2 МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
2.1 Использование сюжетно-ролевых игр в патриотическом воспитании
Сюжетно-ролевые игры – это игры коллективного характера, которые формируют у детей способность общаться с ровесниками [23, c. 69].
Сюжет – основной элемент сюжетно-ролевой игры. Без него реализация игры нереальна. Сюжет – это область деятельности, воспроизводимая детьми. Играя, ребенок копирует действия, события, взаимоотношения из его повседневной жизни. Игровые действия (осмотр пациента, приготовление пищи, строительство дома и т.д.) – главные средства, с помощью которых он реализует сюжет. Сюжеты игр различны [2, c. 33].
Еще одним очень важным элементом игры является ее содержание, которое воплощается ребенком посредством определенной роли. Роль – это главная составляющая игры и средство реализация сюжета. Роль для ребенка – это его позиция. Именно поэтому ребенок, принимая роль, отождествляет себя с каким-то героем и живет в игре по принципу соответствия избранной роли, которая базируется на его собственных представлениях. В основе роли лежат правила поведения, которые взяты дошкольником из взрослой жизни. Уже в возрасте трех лет у ребенка появляется желание действовать не только самостоятельно, но и как взрослому [4, c. 44].
Выделяют следующие особенности и пользу сюжетно-ролевой игры:
- наличие правил и соблюдение их детьми;
- социальная направленность игр;
- разнообразная эмоциональная палитра;
- развитие интеллекта;
- активное развитие творчества;
- речевое развитие [8, c. 92].
Учитывая данные особенности и пользу от данного вида игры, можно сделать вывод, что играя в сюжетно-ролевые игры, дошкольник среднего возраста развивается интенсивно и всесторонне.
Виды сюжетно-ролевых игр:
- бытовые: «Дом», «Семья», «День рождения» и др.;
- производственные и общественные: «Магазин», «Почта», «Больница» и д.р.;
- героико-патриотические: «Война», «Полет в Космос» и т.д;
- литературные игры: по сюжетам знакомых дошкольникам среднего возраста литературных произведений, мультфильмов и т.д.;
- режиссерские: игры, в которых ребенок сам озвучивает кукол и выполняет за них действия [24, c. 18].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проанализировав научно-теоретическую литературу по выбранной теме и приведя методические рекомендации по работе с сюжетно-ролевыми играми, мы можем сделать следующие выводы.
В научных исследованиях патриотизм рассматривается как политический и нравственный принцип, чувство, содержанием которого является преданность Отечеству, любовь к Родине, гордость за её настоящее и прошлое. На основании анализа сущности патриотизма, патриотическое воспитание можно определить как процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на формирование патриотических чувств, взглядов, убеждений, на формирование уважительного отношения к историческому прошлому Родины и унаследованным от него традициям, окрашенного эмоциями стремления служить интересам Родины.
В настоящее время воспитание патриотизма предполагает формирование отношения, прежде всего к малой родине, ее просторам и природным богатствам, ее истории и противоречивым сегодняшним реалиям, народу, ее населяющему, его культуре и традициям. В процессе ознакомления с культурно-историческими традициями своего народа процессы обучения и воспитания должны быть тесно взаимосвязаны и представлять собой единую образовательную сферу и систему. Патриотическое воспитание дошкольников направлено на формирование первоначальных представлений о родном крае, уважительного отношения к ним, воспитание нравственности, патриотических чувств, гражданственности, трудолюбия, приобщение к национальным ценностям, национальным культурным традициям, сопричастности к современным событиям.
Игровая деятельность имеет очень большое значение при работе с детьми, особенно, если это касается педагогической или психолого-педагогической деятельности. Игра, как метод воспитания, имеет свою социальную природу и важное значение для «правильного» развития детей. Поэтому многие советские и современные ученые – психологи и педагоги уделяют этому вопросу большое внимание.
Целью игровых технологий является улучшения нравственного воспитания, развитие индивидуальной культуры ребенка, что будет являться основой его любви к Родине. Ведущем средством реализации данной цели является сюжетно-ролевая игра. Действуя в игровой ситуации, дети легче усваивают информацию любой сложности. Посредством игровых технологий можно успешно решать задачи формирования патриотизма у детей, поддерживая живой интерес, увлеченность, потребность в состязательности и заинтересованность в победе.
1. Адаева, Н.В. К пониманию сущности патриотизма и патриотического воспитания учащейся молодежи / Н.В. Адаева // Человек и образование. – 2012. – № 1. – С. 130–134.
2. Александрова, Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ / Е.Ю. Александрова, Е.Д. Гордеева // Учитель. – 2007. – № 2. – С. 33–37.
3. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой. Психологическая наука в школе / Н.П. Аникеева. – М.: Просвещение, 1997. – 250 с.
4. Бондаренко, А. К. Воспитание детей в игре / А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. – М.: Просвещение, 1999. – 450 с.
5. Валеева, Г.Х. Патриотическое воспитание младших школьников в образовательном процессе средствами этнопедагогики: дис. … канд. пед. наук / Г.Х. Валеева. – Челябинск, 2006. – 190 с.
6. Волкова, Н.П. Педагогика / Н.П. Волкова. – Киев: Академия, 1999. – 500 с.
7. Галанин, Ю. О патриотическом воспитании в кадетском корпусе МЧС / Ю. Галанин // Воспитание школьников. – 2002. – № 8. – С. 13–16.
8. Гамезо, М.В. Атлас по психологии / М.В. Гамезо, И.А.Домашенко. – М.: Академия, 1999. – 324 с.
9. Горелик, Ф.Б. Воспитывая гражданина, формируя мировоззрение. Из опыта работы: кн. для учителя / Ф.Б. Горелик. – М.: Просвещение, 1986. – 208 с.
10. Григорович, Л.А. Педагогика и психология / Л.А. Григорович, Т.Д. Марцинковская. – М.: Наука, 2003. – 499 с.
11. Кондрыкинская, М.Л. Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ / М.Л. Кондрынская. – М.: Лотос, 2005. – 90 с.
12. Макаренко, А. Игра. Соч. в 7-ми т.. Т. 4 / А. Макаренко. – М.: Акад. пед. наук РСФСР, 1957. – 375 с.
13. Матушкин, С.Е. Сущность и особенности патриотического воспитания в современных условиях: в помощь учителям / С.Е. Матушкин, Н.В. Ипполитова. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2000. – 19 с.
14. Панфилова, М.Ф. Игротерапия общения / М.Ф. Панфилова. – М.: ИнтелТех, 2005. – 89 с.
15. Петрусинский, В.В. Игры, обучение, тренинг / В.В. Петрусинский. – М.: Новая школа, 2004. – 285 с.
16. Пионтковский, В.В. Патриотическое воспитание учащейся молодежи в условиях регионального образования: дис. … д‐ра пед. наук / В.В. Пионтковский. – Якутск, 2006. – 346 с.
17. Попова, А.И. Воспитание патриота России / А.И. Попова // Начальная школа. – 2007. – № 2. – С. 39–43.
18. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
19. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. / Г.К. Селевко – М.: Народное образование, 2005. – 556 с.
20. Современные технологии социально-культурной деятельности: учеб. пособие / под науч. ред. Е.И. Григорьевой. – Тамбов: Першина, 2004. – 512 с.
21. Современный словарь по педагогике / сост. Е.С. Рапацевич. – Минск: Современное слово, 2001. – 928 с.
22. Столяренко, Л.Д. Педагогика: учеб. для вузов / Л.Д. Столяренко. – Ростов‐на‐Дону: Феникс, 2000. – 448 с.
23. Шмаков, А.Е. Её величество игра. Забавы, потехи, розыгрыши для детей, родителей, воспитателей / А.Е. Шмаков. – М.: Просвещение, 1992. – 231 с.
24. Шмаков, А.Е. Игры – феномен культуры / А.Е. Шмаков. – М: Новая школа, 1994. – 244 с.