ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1. Рисование как вид продуктивной деятельности дошкольников
1.2. Возрастные особенности развития изодеятельности в дошкольном возрасте
1.3. Формирование графических образов детей дошкольного возраста с помощью разных техник рисования
2 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА РАЗНЫМ ТЕХНИКАМ РИСОВАНИЯ С ПОМОЩЬЮ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ
2.1. Методы и приемы обучения дошкольников изобразительной деятельности
2.2. Использование нетрадиционных изобразительных техник на занятиях по рисованию
2.3. Методика обучения рисованию в разных возрастных группах
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Дошкольного возраст является периодом интенсивного развития ребенка, когда совершенствуется его кругозор и отношение к внешним свойствам предметов и явлений в мире. Ребёнок ещё с младенчества старается как можно больше познать, а изобразительная деятельность помогает раскрыть всю красоту и полноту окружающего, с помощью различных техник рисования.
В работе с детьми дошкольного возраста, нужно учитывать, что ребёнок по своей природе - творец. Но, как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Создавая условия, побуждающие ребёнка к образовательной деятельности по изобразительному искусству, можно раскрыть эти дремлющие до поры до времени творческие наклонности. К тому же рисование является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников
Изобразительная деятельность, направленная на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Рисование для ребёнка является «дорогой» знаний, которые он может сам изучить и перенести свои знания на лист бумаги.
Во время рисования у детей развивается мышление, память, воображение, мелкая моторика, речь, а также развиваются зрительные и двигательные анализаторы.
Ребёнок рисует не только то, что видит, но и то, что уже знает о вещах, о природе, о действиях вокруг него. Ребёнок с помощью рисования выделяет только то, что кажется, достойным внимания и помогает ему объяснить себе, что происходит вокруг него, пренебрегая остальными деталями [1].
На этапе дошкольного детства особое значение имеет развитие разных форм познания окружающего мира и восприятия, образного мышления, воображения. Непосредственное восприятие предметов природа, их разнообразие, динамика эмоционально воздействуют на детей, вызывают у них радость, восторг, удивление, совершенствуя тем самым эстетические чувства, которое раскрывается с помощью изобразительной деятельности.
Выявление и развитие творческого потенциала личности каждого ребёнка является одним из приоритетных направлений современной педагогики. Развитие детского творчества - сложная и комплексная проблема. Современные подходы к её изучению характеризуются стремлением исследователей к поиску эффективных путей развития творчества в условиях интеграции разных видов искусства и взаимосвязи на этой основе разных видов художественной деятельности детей [2].
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1. Рисование как вид продуктивной деятельности дошкольников
Особая роль в процессе становления маленького человека личностью отводится дошкольному периоду, так как этот период является «сензитивным» в развитии ребёнка. В дошкольном периоде ребёнка наиболее полно получает материал, его анализирует и использует в практической деятельности.
Понятие «продуктивная деятельность» введено И. Кантом. Дальнейшее развитие понятия получило в работах Фихте И.Г., который описывал продуктивный процесс как перевод некоторой неопределённости в определённость, а полученный результат являлся рефлексией созданного образа.
Каждый из видов изобразительной деятельности имеет свои возможности и средства для изображения предметов и явлений, в совокупности давая возможность отображать действительность многообразно и разносторонне.
К видам продуктивной деятельности относятся виды деятельности, направленные на получение продукта познания, создания, преобразования, использования в новом качестве объектов, ситуаций, явлений, ресурсов личности (рисование, лепка, конструирование) [5, с. 139].
Рисование - одно из любимых занятий детей, которое даёт возможность каждому ребёнку проявить творчество. Большинство дошкольников могут достаточное количество времени провести за рисованием. Тематика рисунков может быть разнообразной. Ребята рисуют все, что их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев и декоративные узоры и т. д.
В процессе продуктивной деятельности одновременно проявляется физическая и умственная активность. Чтобы создать рисунок, аппликацию, слепить фигурку, требуется овладеть определёнными умениями, приложить усилия, совершить созидательные действия. В процессе этого дошкольники учатся практическим навыкам, которые позднее понадобятся им для самой разнообразной работы. Они приобретают умелость, позволяющую детям чувствовать себя гораздо самостоятельнее.
Продуктивные виды деятельности, как и игра, имеют моделированный характер. В игре ребенок создает модель отношений между взрослыми; в продуктивной деятельности, моделируя предметы окружающего мира, она приближается к созданию реального продукта, в котором представления о предмете, явления, ситуации приобретает материального воплощения в рисунке, конструкции, объемном изображении.
2 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА РАЗНЫМ ТЕХНИКАМ РИСОВАНИЯ С ПОМОЩЬЮ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ
2.1. Методы и приемы обучения дошкольников изо деятельности
Успех образовательной работы во многом зависит от того, какие методы и систему действий педагога, организующего практическую и познавательную
деятельность детей, которая направлена на усвоение содержания, определенного «Программой воспитания и обучения в детском саду».
Метод— по-гречески «путь», «способ поведения». Под методом обучения понимают систематически применяемый способ работы с учащимися, позволяющий им развивать свои умственные способности и интересы, овладевать знаниями и умениями, а также использовать их на практике [17].
Под методами обучения изобразительной деятельности понимают систему действий педагога, организующего практическую и познавательную деятельность детей, которая направлена на усвоение содержания программы [18].
Традиционно методы обучения классифицируются по тому источнику, из которого дети получают знания, навыки и умения, по тем средствам, с помощью которых эти знания, умения и навыки преподносятся. Выделяют традиционную классификацию, которая включает в себя (Верзилин Н.М., Перовский Е.И., Лордкипанидзе Д.О.:
• наглядные;
• словесные методы включают: беседу, рассказ, искусствоведческий рассказ, использование образцов педагога, художественное слово.
Словесные методы оказывают положительное влияние на развитие речи дошкольников. Так же процессе использования словесных методов дети учатся последовательно излагать свои мысли и выстраивать последовательность рисования рисунка.
• практические методы обучения основаны на практической деятельно-сти дошкольников. Главное назначение этой группы методов — формирование практических умений и навыков.
Ведущими практическими методами обучения являются: упражнение, опыты и экспериментирование, моделирование.
Упражнение - многократное повторение ребенком умственных или практических действий заданного содержания. Благодаря упражнениям дети овладевают различными способами умственной деятельности, у них формируются разнообразные умения (учебные, практические). Посредством упражнений ребенком может быть усвоена значительная часть содержания дошкольного обучения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Детский сад является первым звеном системы непрерывного образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников знаний о изобразительной деятельности.
Дошкольный возраст требует от окружающий большого потока знаний, который ставит ребёнка на дальнейшую ступень обучения.
В дошкольном учреждении образования рисование занимает ведущее место в обучении детей изобразительному искусству. Так как изобразительная деятельность раскрывает потенциальные возможности дошкольника. На каждом из возрастных этапов изобразительная деятельность дошкольника совершенствуется, происходит накопление знание и совершенствование изобразительных умений
Основная задача обучения рисованию - помочь детям познать окружающую действительность, развить у них наблюдательность, воспитать чувство прекрасного и обучить приемам изображения, одновременно осуществляется основная задача изобразительной деятельности - формирование творческих способностей детей в создании выразительных образов различных предметов доступными для данного возраста изобразительными средствами.
Исследователи разных лет придавали большое значение изодеятельности дошкольника, отмечая, что это процесс включает в себя большое количество процессов «положительно» влияющих на развитие дошкольника.
Актуальность нашей курсовой работы подтверждается тем, что изобразительная деятельность является основой психофизиологического развития ребенка, с восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание; все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия. Поэтому нормальное умственное развитие детей невозможно без опоры на полноценное восприятие предметов, которое может также даваться через рисование.
Цель нашей курсовой работы изучить современные методы обучения детей дошкольного возраста различным техникам рисования.
В настоящее время существуют различные классификации методов (словесные, наглядные, практические) и приёмов обучения, которые предлагают различную вариацию занятий по изодеятельности. В настоящее время существуют современные методы обучения такие, как: мультимедийные презентации, сторителлинг, интерактивные методы и информационно-коммуникативные технологии.
1. Комарова Т.С. Обучение дошкольников технике рисования. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
2. Шайдурова Н.В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста. - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 160 с.
3. Доронова Т.Н. Развитие детей в изобразительной деятельности.// Ребенок в детском саду. - 2005. - № 1.
4. Уланова С. Л. Формирование графического образа в рисунках детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных художественных техник // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 8. – 98 с.
5. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. - М.: Просвещение, 2013.
6. Цикото Г. В. Проблемные дети: развитие и коррекция в предметно — практической деятельности. М.: Полиграф сервис, 2014. — 193с.
7. Жукова О. С. и др. Энциклопедия развития и обучения дошкольника / О. С. Жукова, А. С. Герасимова, В. Г. Кузнецова. — СПб.: Издательский Дом «Нева», 2005. — 352с. — (Серия «Программа развития и обучения дошкольника»).
8. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду- М.: Сфера, 2011.
9. Казакова Р. Г. Нетрадиционные техники. — М: Творческий Центр, 2004.
10. Трофимова М. В. Изобразительное искусство и учеба и игра. — Ярославль: Академия развития, 2008.
11. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. – М.:Педагогика, 1981
12. Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности. – М.: Сфера, 2010. – 256 с.
13. Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей. - Дошкольное воспитание. – 2014.
14. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество / Т. С. Комарова. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 176 с.
15. Уланова С. Л. Формирование графического образа в рисунках детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных художественных техник // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 8. – С. 71–75.
16. Шайдурова Н.В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста. - М.: ТЦ Сфера, 2009.
17. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студентов высш. пед. Учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издат. центр «Академия» 2009 – 576 с.
18. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия»., 2001. - 336 с.
19. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия»., 2001. - 336 с.
20. Бадарч, Д. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: монография / Д. Бадарч. - М.: ИИТО ЮНЕСКО, 2013. – 320 с.
21. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. - М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС., 2006. - 246с.
22. Шайдурова Н.В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста. - М.: ТЦ Сфера, 2009.
23. Художественно-эстетическое развитие дошкольников. Интегрированные занятия: музыка, рисование, литература, развитие речи»/ Сост. Е.П. Климова. – Волгоград: Учитель, 2005.
24. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству: Обучение дошкольников технике аппликации и коллажа: Методическое пособие. – Спб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002.
25. Цквитария Т.А. нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2011.