ВВЕДЕНИЕ
Условием нормального развития организма является двигательная активность. Именно двигательная активность как основа жизнеобеспечения детского организма оказывает на рост и развитие нервно-психического состояния, функциональные возможности и работоспособность ребенка [6].
Двигательная активность - естественная и специально организованная двигательная деятельность человека, обеспечивающая его успешное физическое и психическое развитие [4].
Под двигательной активностью так же понимается сумма движений, выполняемых человеком в процессе повседневной жизнедеятельности [7].
С позиций физиолога можно разделить движения на организованные, или регламентированные (физические упражнения на уроках физкультуры, на занятиях в спортивных секциях и др.), и нерегламентированные (игры со сверстниками, прогулки, самообслуживание и т. д.) [4].
В дошкольном возрасте, в период интенсивного роста и развития детей, особенно важно обеспечить оптимальный режим двигательной активности, способствующий своевременному развитию моторики, правильному формированию важнейших органов и систем.
Возрастные и индивидуальные особенности двигательной активности детей в значительной мере определяются как условиями организации деятельности, так и её характером и содержанием. Особенно велика роль целенаправленного руководства двигательной деятельностью детей, воспитывающихся в разных возрастных группах детского сада. Поэтому возникает настоятельная необходимость совершенствования двигательного режима детей в дошкольном учреждении, который будет способствовать воспитанию здорового ребёнка и его разностороннему развитию.
В основу разработки двигательного режима должен быть положен ряд принципов (оздоровительная направленность, естественное стимулирование, двигательной активности и интеллектуальной активности) с учётом преемственности и своеобразия педагогических воздействий в разных возрастных группах. Среди них важное место отводится принципу индивидуально дифференцированного подхода, который позволяет обеспечить максимальное развитие каждого ребёнка, мобилизацию его активности и самостоятельности.
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты развития двигательной активности детей дошкольного возраста средствами оздоровительной прогулки
1.1 Двигательное развитие детей дошкольного возраста
Под двигательным развитием понимают процесс качественного видоизменения системы движений ребенка по мере его роста и накопления индивидуального опыта [25, с. 11].
Двигательное развитие включает в себя широкий ряд явлений:
- становление рефлекторных младенческих движений и их интеграция между собой;
- интеграцию младенческих рефлексов («динамических» или двигательных и «позовых») с сознательно контролируемыми движениями;
- развитие у ребенка целостных схем движений тела (переворот с живота на спину и, наоборот; умение сидеть или стоять и пр.) и формирование переходных движений (основных схем движений, обеспечивающих становление умения переворачиваться или садиться и пр.);
- становление различных систем координации движений (левая рука-правая рука, руки-глаза, руки-глаза-слух, руки-ноги и многие другие);
- развитие измерений тела – латеральности (взаимодействие левой и правой сторон и левого и правого полушарий головного мозга), центрации (взаимодействие «верха» и «низа» тела, неокортекса и среднего мозга) и фокуса (взаимодействие «переда» и «спины» тела, неокортекса и задних, стволовых отделов мозга);
- становление базовых схем движений, обеспечивающих формирование умений и навыков (письма, чтения, игры на музыкальном инструменте и др.);
- развитие системы контролируемых движений (контроль положения тела во время ответов у доски, публичных выступлений, спортивных занятий и выступлений, танцев и пр.);
- становление темпа и ритма движений;
- становление позы и формы тела;
мышечное становление и развитие естественной закономерной нейрологии (ответной реакции) мышц (соответствующие природе процессы
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ПРОГУЛКИ КАК СРЕДСТВА ДВИГАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Методика исследования и характеристика испытуемых
На основе анализа литературных источников по изучаемой проблеме было организовано экспериментальное исследование, целью которого стало выявление развития двигательной сферы у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Выявить уровень развития двигательной сферы у детей старшего дошкольного возраста.
2. Разработать схему изучения уровня развития двигательной сферы у детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать методическое обеспечение по развития двигательной сферы у детей старшего дошкольного возраста средствами оздоровительной прогулки.
4. Провести качественный и количественный анализ, по завершению внедрения методических разработок. Обобщить полученные результаты.
Экспериментальное исследование было проведено на базе ГУО «Ясли-сад №119 г.Гомеля». В эксперименте принимали участие 10 детей старшего дошкольного возраста.
Экспериментальная работа проводилась в знакомых для детей условиях группы. Вся экспериментальная работа включала в себя констатирующий, формирующий и контрольный этапы.
На констатирующем этапе было организованно и проведено диагностическое исследование, направленное на изучение уровня развития двигательной сферы у детей экспериментальной группы.
Задачи этапа:
- разработать схему изучения уровня развития двигательной сферы у детей старшего дошкольного возраста;
- организация и проведение констатирующего эксперимента;
- обработка полученных данных на этом этапе исследования.
На формирующем этапе проводилась разработка и апробация программы.
Заключение
Процесс воспитания детей дошкольного возраста непрерывен. Большие потенциальные возможности для всестороннего гармонического развития личности ребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки. Здесь как нигде дошкольникам предоставляются уникальные условия для всестороннего развития, в полной мере удовлетворяются его потребности в активных движениях, в самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, в новых ярких впечатлениях, в свободной игре, как с природным материалом, так и с игрушками.
Однако в силу возрастных особенностей дети сами не могут использовать все время прогулки с максимальной пользой для своего развития. Задача воспитателя педагогически правильно руководить их деятельностью во время прогулки.
В процессе ежедневного проведения на прогулке подвижных игр и физических упражнений расширяется двигательный опыт детей, совершенствуются имеющиеся у них навыки в основных движениях; развиваются ловкость, быстрота, выносливость; формируются самостоятельность, активность, положительные взаимоотношения со сверстниками.
В ходе нашего исследования была проведена диагностика уровня двигательной активности детей старшего дошкольного возраста, в ходе которой выяснилось, что большинство детей имеют средний и низкий уровни.
Далее нами были разработаны конспекты оздоровительных прогулок и проведены в условиях учреждения дошкольного образования.
По результатам эксперимента была проведена повторная диагностика двигательной активности детей дошкольного возраста. Было отмечено, что наблюдается существенная положительная динамика по данным показателям, что указывает на несомненную эффективность разработанного методического обеспечения.
1. Агапова, И.А., Давыдова, М.А. Комплексная подготовка детей к школе. Книга для детей и взрослых. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 192 с.
2. Ашмарин, Б.А. Теория и методы физического воспитания: Учебное пособие для студентов факультетов физического воспитания педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1989. – С. 120-189.
3. Берштейн, Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. – М.: Медицина, 1966. – 349 с.
4. Бисярина, В.П. Анатомо-физиологические особенности детей дошкольного возраста / В.П. Бисярина – М.: 1973 – 220 с.
5. Вейнбаум, Я.С., Коваль, В.И., Родионова, Т.А. Гигиена физического воспитания и спорта. – М.: Академия., 2002. – 240 с.
6. Велитченко, В.К. физкультура для ослабленных детей / В.К. Вилитченко – М.: Терра-спорт, 2000. – 167 с.
7. Виленский, М.Я., Зайцев, А.И., Ильинич, В.И. и др. Физическая культура студента [Текст] / Под ред. В.И. Ильинича: Учебник для вузов. – М.: Гардарики, 2002. – 448 с.
8. Жуков, М.Н. Подвижные игры. – М.: Академия, 2000. – С. 4-78.
9. Змановский, Ю.Е. Воспитательно-оздоровительная работа в дошкольных учреждениях //Дошкольное воспитание. – №9. – 1993. – С. 23-25.
10. Иващенко, О.Н. Общие принципы организации двигательной деятельности детей на прогулке //Дошкольное воспитание. – №11. – 2007. – С. 56-59
11. Кобяков, Ю.П. Концепция норм двигательной активности человека. / Теория и практика физической культуры, 2003 – №11 – С. 20-23.
12. Ковалько, В.И. Школа физкультминуток. – М.: Вако, 2005. – С. 32-39.
13. Маханева, М.Д. Здоровый ребенок: рекомендации по работе в детских садах и начальной школе: Методическое пособие. – М.: Аркти, 2004. – 262 с.
14. Наточин, Ю.В. Проблемы эволюционной физиологии водно-солевого обмена. – Л.: Наука, 1984. – 40 с.
15. Обухова, Л.А., Лемяскина, И.А. Школа докторов природы или 135 уроков здоровья. – М.: Вако, 2004. – 240 с.
16. Озолин, Н.Г. Молодому коллеге. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 288 с.
17. Орешкин, Ю.А. К здоровью через физкультуру – М,: Медицина, 1990 – 81 с.
18. Осокина, Т.И. Физическая культура в детском саду: учебник / Т.И. Осокина. – М.: 1996. – С.62-68.
19. Прохорова, Г.А. Утренняя гимнастика для детей младшего школьного возраста: Наглядное пособие. – М.: Айрис, 2004. – 32 с.
20. Сальникова, Г.П. Физическое развитие школьников. – М.: Просвещение, 1998. – С. 56-78
21. Солодков, А.С., Сологуб, Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник. – М.: Тера-Спорт, Олимпия Пресс, 2001. – 520 с.
22. Сухарев, А.Г. Двигательная активность и здоровье подрастающего поколения. – М., 1976. – 72 с.
23. Теплюк, С.А. Работа с детьми на прогулке //Дошкольное воспитание. – №1. – 1990. – С. 34-42.
24. Хрипкова, А.Г., Антропова, М.В., Фарбер, Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. – М., Просвещение, 1990. – С. 127-178.
25. Шишкина, В.А. Двигательное развитие детей дошкольного возраста: учебное пособие / В.А. Шишкина, М.В. Дедулевич. – М.: Пралеска. – 2008 . – С. 10-14.