ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Психолого-педагогические аспекты формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста
1.2. Значение сформированности навыков личной гигиены в развитии ребёнка-дошкольника
1.3. Методический аспект формирования навыков личной гигиены у детей 3 – 4 лет
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ЛИЧНОЙ ГИГИЕНЫ У ДЕТЕЙ 3- 4 ЛЕТ
2.1. Изучение исходного состояния изучаемой проблемы
2.2. Организация работы по формированию навыков личной гигиены у детей экспериментальной группы
2.3. Контрольный этап исследования, анализ полученных результатов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Детство – период человеческого развития, когда человек учится понимать окружающий мир, тренирует необходимые навыки, усваивает культуру своего общества. Период детства является благоприятным для формирования культурно-гигиенических навыков. С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм культуры поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. Культурно-гигиенические навыки - важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.
В младшем дошкольном возрасте ребенок проходит оперативно-техническую фазу, при этом осваиваются большинство культурных и гигиенических навыков. В ходе гигиенических процедур ребенок реализуется, формирует идею своего собственного тела, начинает контролировать свою внешность: обращает внимание на грязные руки, чистоту одежды и т.д. Обучение культурно-гигиеническим навыкам связано с использованием соответствующих элементов: мыла, полотенца, ложки, чашки и т. д. Проблемами воспитания культурно-гигиенических навыков детей занимались такие отечественные авторы, как Выготский Л.С., Забрамная С.Д., Малер А.Р., Шипицина Л.М., Л.И. Каплан, С.В. Тетерина, В.И. Теленчи.Среди зарубежных авторов можно выделить Кристен У., Нюканен Л., Рюкле Х.
ГЛАВА 1 НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Психолого-педагогические аспекты формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста
Воспитание культуры поведения в дошкольном возрасте является основой для развития личности человека, его будущей жизни в обществе (И. Р. Алтушина, О. А. Соколова, О. А. Рычажков, А. Бархатов). И правило, и норма − это установленный порядок действий, отношений. Отечественные педагоги (Ф. С. Левин- Щедрина, В. Г. Нечаева, Е. В. Субботский, С. Г. Якобсон и др.) доказали, что дети способны осознанно усваивать не только правила, но и нормы поведения и взаимоотношений.
Культурные и гигиенические навыки являются важной частью общей культуры ребенка. Потребность в аккуратности, чистоте лица, рук, тела, волос, одежды, чистой обуви диктуется не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Эту проблему изучали И. В. Дубровина, Г. К. Зайцев, Е. М. Белостоцкая, Т. Виноградова, Л. Я. Каневская, В. А. Деркунская и другие. Соблюдение правил личной гигиены, привычка следовать за чистотой тела, полости рта и носа не только говорят о культуре ребенка, но и являются гигиенической основой для поддержания здоровья.
Навык – это автоматизированная составляющая сознательного действия, которая возникает в результате неоднократного повторения. (С. И. Ожегов) [5, с.236]. Существует три основные категории навыков:
- гигиенические навыки (еда, стирка и мытье рук, использование горшка и т. д.);
- навыки культуры поведения (формирование позитивного отношения к окружающим взрослым и детям);
- навыки элементарного самообслуживания (независимость, самостоятельность).
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ЛИЧНОЙ ГИГИЕНЫ У ДЕТЕЙ 3- 4 ЛЕТ
2.1. Изучение исходного состояния изучаемой проблемы
В ходе практической части исследования был проведен педагогический эксперимент.
База исследования: ГУО «Стародорожский дошкольный центр развития ребенка». Всего в эксперименте участвовало 40 детей в возрасте 3-4 лет, которые были разделены на экспериментальную и контрольную группы по 20 дошкольников Приложение А.
Эксперимент состоял из 3 этапов.
На диагностическом этапе исследования было изучено исходное состояние формирования навыков личной гигиены у дошкольников экспериментальной и контрольной групп. В ходе формирующего этапа исследования с дошкольниками экспериментальной группы проводилась целенаправленная работа, направленная на формирование у дошкольников навыков личной гигиены. Участники контрольной группы воспитывались в обычном режиме. На контрольном этапе исследования была проведена повторная диагностика дошкольников контрольной и экспериментальной групп.
Были определены следующие задачи экспериментальной части исследования:
1. Изучить сформированность культурноܙ-гигиенических навыков детей дошкольного возраста.
2. Разработать игры и занятия по формированию культурноܙ-гигиенических навыков и привычек у детей дошкольного возраста.
Исследовались следующие навыки: навыки культуры еды и поܙведения за столом; навыки самообслуживания (одевание и раздевание); навыки мытья рук, умывание.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Культурно-гигиенические навыки и привычки формируются в основном в дошкольные годы, потому что центральная нервная система ребенка в этот период очень гибкая, а действия, связанные с едой, сменой одежды и купанием, повторяются ежедневно и в разное время. Наиболее эффективные навыки гигиены формируются у детей раннего и младшего дошкольного возраста. В будущем приобретенные навыки должны быть консолидированы и развиты.
Анализ программного материала позволил выявить, что с возрастом требования к формированию навыков личной гигиены у детей усложняются, что обуславливает разнообразие методов и приемов по работе с дошкольниками. Среди основных методов и приемов можно выделить следующее: показ, объяснение, дидактическая игра, беседа, поощрение.
В ходе практической части исследования был проведен педагогический эксперимент.
На диагностическом этапе исследования было изучено исходное состояние формирования навыков личной гигиены у дошкольников экспериментальной и контрольной групп. В ходе формирующего этапа исследования с дошкольниками экспериментальной группы проводилась целенаправленная работа, направленная на формирование у дошкольников навыков личной гигиены. Участники контрольной группы воспитывались в обычном режиме. На контрольном этапе исследования была проведена повторная диагностика дошкольников контрольной и экспериментальной групп.
1. Алямовская, В. Г. Ребенок за столом : методическое пособие по формированию культурно–гигиенических навыков / В. Г. Алямовская,. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 320 с.
2. Бархатова, Л. Воспитание культуры поведения / Л. Бархатова // Дошкольное воспитание. – 1989. – № 11. – 221с.
3. Белостоцкая, Е.М. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 / Е.М. Белостоцкая, Т. Ф. Виноградова и др. – М.:Просвещение,1991.
4. Богина, Т. Л. Режим дня в детском саду / Т. Л. Богина, Н. Т. Терехова. – М.: Просвещение, 1987. – 95с.
5. Богуславская, З.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: книга для воспитателя детского сада / З.М. Богуславская, К.О. Смирнова. – М.: Просвещение, 1991. – 207с.
6. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду / А.К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 1991 – 160с.
7. Васильева, М. А. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М.:Мозаика Синтез, 2007. – 240 с.
8. Гигиена: учебное пособие для студентов высших медицинских учебных заведений / Е. Н. Коршевер, В. Н. Шилов. – М.: Издательство во ВЛАДОС–ПРЕСС, 2005. – 216 с.
9. Гигиена детей и подростков: учебное пособие / И. В. Приходько [и др.]. – Ростов н/д: Феникс, 2010. – 31с.
10. Деркунская, В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников: учебно-методическое пособие / В.А. Деркунская. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 84с.
11. Доскин, В. А. Растем здоровыми: пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры / В. А. Доскин, Л. Г. Голубева. – М: Просвещение, 2002. – 196с.
12. Здоровый дошкольник: социально-оздоровительная технология XXI века / авт.-сост. Ю.Е. Антонов, М.Н. Кузнецова, Т.Ф. Саулина. – М.: АРКТИ, 2000. – 88 с.
13. Зебзеева, В. А. Организация режимных процессов в ДОУ / В. А. Зебзеева. – М.: Сфера, 2007. – 126с.
14. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике / Г.А.Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.:МарТ, 2005. – 448 с.
15. Конина, Е. Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект / Е. Ю. Конина. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 112с.
16. Кудрявцев В.Т. Программа развития двигательной активности и оздоровительной работы с детьми 4 -7 лет. - М.: РИНО, 1998. – 180с.
17. Кудрявцев, В.Т. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст): программно-методическое пособие /В.Т. Кудрявцев, Б.Б. Егоров. - М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 2000. - 296с.
18. Кузнецова, М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных учреждениях: пособие для медработников и воспитателей /М.Н. Кузнецова. — М.:АРКТИ, 2002. — 64 с.
19. Куинджи, Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников: методическое пособие. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 139 с.
20. Макаренкова, Г.Г. Здоровье сберегающие системы в современном дошкольном образовании / Г.Г. Макаренкова // Пролеска. – 2004. – № 6. – С. 5-8.
21. Мухина, В.С. Возрастная психология / Мухина, В.С. – М.: Академия, 2006.
22. Названова, Л. Чтобы зубки блестели / Л. Названова // Дошкольное образование. – 2004 – №14 – С.13 – 17.
23. Новикова, И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников / И.М. Новикова. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2010. – 96 с.
24. Ожегов, С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – 4-е изд. – М., 1997. – 678с.
25. Островская, Л.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников / Л.Ф. Островская. – М.: Просвещение, 1990.
26. Панько, Е.А. Воспитатель дошкольного учреждения: психология: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Е.А. Панько. – Минск :ЗорныВерасень, 2006. – 264 с.
27. Психология здоровья: учебник для вузов / под ред. Г.С. Никифорова. — СПб. : Питер, 2006. — 607 с.
28. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития дошкольников / Э.Я. Степаненкова. – М.: Академия, 2001. – 368 с.
29. Теплюк, С. Об опрятности и аккуратности / С. Теплюк // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 9. – С. 13–17.
30. Урунтаева, Г. А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию / Г. А. Урунтаева. – М.: Просвещение, 2005. – 346с.
31. Учебная программа дошкольного образования. – Минск: Национальный институт образования, 2012. – 420с.