ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОРКЕСТР РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ
1.1 Тембр в музыкальном искусстве
1.2 Состав инструментов русского народного оркестра
1.3 Особенности тембрового взаимодействия инструментов русского народного оркестра
ГЛАВА 2 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СОЕДИНЕНИЯ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ ТЕМБРОВ НА ПРИМЕРЕ ИНСТРУМЕНТОВКИ СЮИТЫ ИЗ 3-Х ЧАСТЕЙ «ДМИТРИЙ ДОНСКОЙ» О. ШАРЕНДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В музыкальной культуре существует область, отмеченная особой неповторимостью и своеобразием. Это искусство игры на народных инструментах – сольное, ансамблевое или оркестровое, – приобщающее широкую аудиторию к шедеврам композиторского творчества и сокровищам музыкального фольклора. Процесс становления разнообразных по составу народных ансамблей и оркестров далеко не завершен: идут поиски оптимальных вариантов составов, модернизируются старые и вводятся новые инструменты, наблюдается стремление расширить тембровые границы, обогатить репертуар.
Курсовая работа основана на изучении основных принципов соединения инструментальных тембров на примере инструментовки сюиты из 3-х частей «Дмитрий Донской» О. Шаренды.
Цель: выявить основные принципы соединения инструментальных тембров.
Задачи:
- изучить понятие тембра в музыкальном искусстве;
- охарактеризовать состав инструментов русского народного оркестра;
- отметить особенности тембрового взаимодействия инструментов русского народного оркестра
- рассмотреть основные принципы соединения инструментальных тембров на примере инструментовки сюиты из 3-х частей «Дмитрий Донской» О. Шаренды
ГЛАВА 1 ОРКЕСТР РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ
1.1 Тембр в музыкальном искусстве
Тембр – один из самых существенных компонентов музыкальной системы XX века. Становясь по значимости в один ряд с такими элементами как гармония, ритмика, тембр выступает не только мощным формообразующим, но зачастую и темообразующим, а нередко и стилеобразующим фактором. И хотя в последние годы появились исследования в области тембра и его отдельных аспектов, полного и многостороннего рассмотрения этого явления в контексте музыкальной системы еще не проводилось.
Тембр и его свойства заинтересовали исследователей сравнительно недавно, что было обусловлено появлением значительного числа произведений, поставивших во главу угла эту категорию музыкального языка. Одним из первых исследований в этой области стала диссертационная работа В. Цытовича «О специфике тембрового мышления Белы Бартока» [16], в которой впервые говорилось о сложной и многосоставной природе тембра.
Формулирование определения понятия «тембр» представляется крайне сложной задачей из-за его многомерности и многоаспектности. Определение термина «тембр» затруднительно именно в силу его многоаспектности и разных уровней употребления. Можно предположить, что ни одно возможное определение тембра не сможет «удовлетворить» все области его применения.
Еще одной проблемой при дефиниции тембра в музыкальной науке становится его относительная «внутренняя» вариантность. Это, в частности, широкий спектр тембра (с учетом динамики, артикуляции и регистра) у каждого инструмента: например, у скрипки – detache, pizzicato, ricochet и т.д., не говоря уже о col legno, игрой за подставкой и т.д.
И. Алдошина замечает, что «тембр обладает достаточной инвариантностью (стабильностью), что позволяет сохранить его в памяти, а также служит для сравнения ранее записанной и вновь поступившей в слуховую систему информации об источнике звука. Это предполагает определенный процесс обучения – если человек никогда не слышал звучание инструмента данного тембра, то он его и не узнает» [1, с. 73].
ГЛАВА 2 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СОЕДИНЕНИЯ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ ТЕМБРОВ НА ПРИМЕРЕ ИНСТРУМЕНТОВКИ СЮИТЫ ИЗ 3-Х ЧАСТЕЙ «ДМИТРИЙ ДОНСКОЙ» О.ШАРЕНДЫ
«Быть стуку и грому великому у речки Непрядвы, меж Доном и Днепром
покрыться трупами человеческими полю Куликову, тучь кровью Непрядве реке...
Не дай, Пресвятая Богородица, в разорение града Нашего, покрой нас Своею Ризою, да не будут страшны нам раны наши...»
Олег Шаренда – известный в г. Улан-Удэ музыкант, педагог, исполнитель, композитор, аранжировщик. Выпускник кафедры народных инструментов Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств (класс аккордеона – проф. А. Прибылов, класс дирижирования – доц. Е.Китова).
В настоящее время О. Шаренда (рисунок 1) является художественным руководителем ансамбля народной музыки и танца «Сибирский сувенир», а также работает преподавателем ДШИ №6 г.Улан-Удэ, является руководителем (вместе с супругой Анной) лауреата международных конкурсов ансамбля «Теремок».
Олег Шаренда – автор музыки ко многим постановкам театра народной музыки и танца «Забава», к спектаклям Русского академического театра им.Н. Бестужева. Также им написано большое количество произведений – сольных для народных и академических инструментов, для ансамблей различных составов, для оркестров русских и бурятских народных инструментов. Олег сам прекрасно владеет многими музыкальными инструментами – от балалайки и контрабаса до ударных и фортепиано.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Произведение Олега Шаренды является ярким образцом патриотичности и утверждения исторической правды.
В инструментовке максимально использованы возможности различных инструментов и их сочетаний для передачи образа и донесения авторского замысла до слушателей. Яркими и красочными являются и проведения мелодических линий, и тутти, и моменты развития. Музыкальная ткань пронизана запоминающимися тембровыми красками. Вся партитура построена таким образом, что в ней нет места «необязательным» элементам. Каждый нюанс в ней имеет смысловое значение. Для учащихся, как исполнителей и дирижеров, необходимо об этом помнить и учитывать при изучении данного материала.
Исходя из проведенного анализа можно сказать, что основным и главным принципом соединение тембров в оркестре является смысловая содержательная наполняющая, которая передает композиторский замысел в образе музыкальной ткани.
Первая глава посвящена краткому историческому очерку о становлении оркестра русских народных инструментов, где автор раскрыл историю возникновения и эволюцию русского народного оркестра, обозначил перспективу его развития.
Вторая глава – разбор произведения, выявление содержательных моментов в разрезе соединения оркестровых тембров.
Поставленные задачи данной работы выполнены, цель достигнута.
1. Алдошина, И.А. Музыкальная акустика: учебник для вузов / И.А. Алдошина, Р. Приттс. – СПб.: Композитор, 2006. – 720 с.
2. Анисимов, Б. Инструментовка для духового оркестра / Б. Анисимов. – Л.: Музгиз, 1960. – 314 с.
3. Багадуров, В.А. Музыкальная акустика / В.А. Багадуров, Н.А. Гарбузов, П.Н. Зимин. – М: Государственное музыкальное издательство, 1954. – 236 с.
4. Зряковский, Н. Общий курс инструментоведения / Н. Зряковский. – М., 1976. – 351с.
5. Кузнецов, Л.А. Акустика музыкальных инструментов / Л.А. Кузнецов. – М.: Легпромбытиздат, 1989. – 368 с.
6. Кунцевич, В.Н. Инструментоведение и инструментовка: учеб. пособие / В.Н. Кунцевич, В.М. Швед ; – Минск: [БГПУ], 2006. – 67 с.
7. Мазель, Л. Анализ музыкальных произведений / Л. Мазель, В. Цуккерман. – М., 1967. – 421 с.
8. Назайкинский, Е.В. Чистые тембры // Оркестр. Инструменты. Партитура / Е.В. Назайкинский. – М.: Моск. гос. Консерватория им. П.И. Чайковского, 2007. – Вып. 2. – 218 с.
9. Назайкинский, Е., Рагс Ю. Восприятие музыкальных тембров и значение отдельных гармоник звука // Применение акустических методов исследования в музыкознании / Е. Назайкинский, Ю. Рагс. – М.: Музыка, 1964. – С. 79-100.
10. Пересада, А. Оркестры и ансамбли русских народных инструментов./ А. Пересада. – Москва, 1985. – 394 с.
11. Петров, Р. Инструментоведение и инструментовка: учебно-метод. пособие для муз. колледжей / Р. Петров, Б. Матякубов. – М., 2008. – 128 с.
12. Рагс, Ю. Концепция зонной природы музыкального слуха Н.А. Гарбузова // Н. А. Гарбузов – музыкант, исследователь, педагог / Ю. Рагс. – М., 1980. – 154 с.
13. Розанов, В.И. Пособие для руководителей оркестров рус. нар. инструментов / В. Розанов. – М.: Сов. композитор, 1981.– 134 с.
14. Сохор, А. Музыка как вид искусства // Вопросы социологии и эстетики музыки / А. Сохор. – Л., 1981. – Т. 2. – С. 140-157.
15. Цуккерман, В.А. Музыкально-теоретические очерки и этюды / В.А. Цуккерман. – М.: Советский композитор, 1975. – 458 с.
16. Цытович, В.И. О специфике тембрового мышления Белы Бартока: дисс. канд. искусствоведения / В.И. Цытович. – Л.: ЛОЛГК, 1973. – 176 с.
17. Шахматов, Н. Инструментовка для оркестра русских народных инструментов: учеб. пособие. / Н. Шахматов – Л.: Музыка, 1985. – 120 с.
18. Jean-Noel von der Weid. La musique du XX siecle. Paris: Hachette, 1992. – 382 p.