ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Понятие клавира в музыке
1.2 История баяна
ГЛАВА 2 ТЕХНОЛОГИЯ ИНСТРУМЕНТОВКИ БАЯННОГО КЛАВИРА
2.1 Художественно-выразительные и конструктивные особенности баяна
2.2 Последовательность работы над инструментовкой произведения «Г. Циммер - Дж. Вессон – Гладиатор»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
В музыкальной культуре каждой страны есть область, отмеченная особой неповторимостью и своеобразием. Это искусство игры на народных инструментах – сольное, ансамблевое или оркестровое, – приобщающее широкую аудиторию к шедеврам композиторского творчества и сокровищам музыкального фольклора. Процесс становления разнообразных по составу народных ансамблей и оркестров далеко не завершен: идут поиски оптимальных вариантов составов, модернизируются старые и вводятся новые инструменты, наблюдается стремление расширить тембровые границы, обогатить репертуар.
Возникновение и развитие оркестра русских народных инструментов проходило в одно время с зарождением баянной исполнительской и композиторской школами. Это обстоятельство является существенной причиной синтеза этих двух направлений. Инструментовка произведений, написанных для баяна, занимает особое место при создании репертуара для оркестра русских народных инструментов.
Курсовая работа основана на изучении особенностей инструментовки саундтрека к кинофильму «Гладиатор» (музыка Г. Циммера, Дж. Вессона). Также в курсовой работе освещена краткая история становления исполнительско-композиторской баянной школы.
Цель: изучить особенности инструментовки музыки к кинофильму «Гладиатор» для состава оркестра народных инструментов.
Задачи:
- исследовать понятие клавира в музыке;
- изучить историю возникновения баяна;
- рассмотреть художественно-выразительные и конструктивные особенности баяна;
- проанализировать особенности инструментовки саундтрека к кинофильму «Гладиатор» (музыка Г.Циммера, Дж.Вессона).
В первой главе рассмотрены краткая история развития баянного исполнительства, становление композиторской школы, обозначены вопросы репертуара в музыке для баяна.
Во второй главе рассмотрены некоторые особенности инструментовки музыки к кинофильму «Гладиатор» для состава оркестра народных инструментов.
В заключении обозначены выводы по теме курсовой работы.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Понятие клавира в музыке
Термин клавир в современном музыкознании традиционно используется в двух основных значениях. В первом случае клавир (от нем. Klavier) – это «общее название струнных клавишных инструментов в XVI-XVIII вв. (клавикорд, клавесин, фортепиано)» [13, с. 252]. Во втором случае термин клавир понимается как «переложение оркестровой партитуры для фортепиано (баяна)» [14, с. 412].
В данной статье мы обращаемся ко второму значению этого термина, подразумевая под словом клавир – особый вид изложения нотного текста для баяна, направленный на максимально возможное сохранение структурно-драматургических, звуковысотных и ритмических параметров оркестрового или вокально-инструментального оригинала. В связи с этим можно предложить следующую формулировку термина: клавир – это разновидность транскрипции, результат трансформации оригинального произведения, при котором снимается реальное инструментальное звучание, видоизменяется фактура, но в целом сохраняется структура формы, ритмические характеристики, тонально-гармонические особенности и жанр оригинала. В настоящее время клавиры используются в системе музыкального образования, в концертно-исполнительской деятельности и домашнем музицировании, которые можно обозначить как области применения фортепианных переложений. Баянные клавиры появились значительно позже фортепианных.
Предпосылкой такого широкого использования клавиров, прежде всего, является универсализм фортепиано как музыкального инструмента. Появление традиции создания и использования переложений в исторической перспективе связано с возникновением в Европе в эпоху Возрождения клавишных инструментов. Изначально клавир как клавишный инструмент «занимал подчиненное положение и служил преимущественно учебным целям», на нем «исполнялась то лютневая, то органная музыка» [5, c. 35], то есть различные переложения. Также способность клавишных инструментов с относительной легкостью воспроизводить многоголосную фактуру и сложную аккордику (благодаря фиксированной звуковысотности) широко использовалось в эпоху генерал-басов практике органного и клавесинного аккомпанемента [5, с. 37-39].
ГЛАВА 2 ТЕХНОЛОГИЯ ИНСТРУМЕНТОВКИ БАЯННОГО КЛАВИРА
2.1 Художественно-выразительные и конструктивные особенности баяна
Современный баян обладает множеством природных достоинств, которые характеризуют художественный облик инструмента. Отметим звуковые достоинства – «красивый, певучий тон, благодаря которому баянист-исполнитель может передать самые разнообразные оттенки музыкально-художественной выразительности. Динамические градации позволяют исполнять пьесы от тончайшего pianissimo до fortissimo, при этом баянист может гибко управлять звуком при помощи движений меха» [1, с. 32].
Звуковысотный диапазон баяна располагается от глубоких басов в контроктаве до самого верхнего регистра (голоса четвертой октавы). Одной из характерных особенностей баяна является широкая возможность исполнения на нем полифонии.
С появлением готово-выборных баянов усилилась полифонизация музыкальной ткани в современных оригинальных сочинениях, поскольку возможность исполнения многоголосной фактуры всегда привлекает композиторов. И всегда есть возможность воспитывать свое полифоническое мышление на фурах Баха, Шостаковича, чего лишены некоторые инструменталисты.
Но в тоже время у баяна есть и недостатки, к которым можно отнести вес инструмента, применение большой физической силы для управления мехом, что, конечно же, сказывается на свободе игрового аппарата. «Поэтому, чтобы в полной мере овладеть исполнительскими приемами игры на баяне и аккордеоне, каждому обучающемуся необходимо знать и использовать на практике выразительные возможности своего инструмента, особенности его звукообразования» [4, с. 42].
Баян относится к группе язычковых клавишно-духовых инструментов, который представляет собой две клавиатуры (для правой и левой руки) соединенные мехом, наличие которого определяет одно из важных преимуществ этого инструмента – способность непрерывно тянуть звук и легко управлять им на любом отрезке звучания. Для этого инструмента характерен яркий, красивый, певучий и полный звук. Клавиши правой клавиатуры расположены в три ряда и затрагивают диапазон от «соль (ми)» большой октавы до «ми (соль)» четвертой октавы. В зависимости от размера инструмента диапазон может варьироваться в пределах октавы. Изменение регистра звучания правой клавиатуры влияет на характер динамики звучания: в низком регистре звуки громче, сочнее, насыщеннее, а в верхнем – более динамически слабые, тусклые.
Наибольшей выразительностью и динамической гибкостью обладает средний регистр (от «соль» малой до «соль» второй октавы). По своим техническим возможностям баян является очень подвижным инструментом, на котором возможно исполнение различных видов техники. Левая клавиатура готового баяна имеет ряд своих специфических особенностей. Первые два ряда клавиш – басы (первый ряд-вспомогательные, второй – основные), оставшиеся четыре ряда – готовые аккорды, которые извлекаются нажатием одной клавиши и представляют собой обращения мажорного и минорного трезвучия, доминантсептаккорда и уменьшенного септаккорда.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В курсовой работе была представлена краткая история развития исполнительской и композиторской баянной школы. Рассмотрены особенности инструментовки саундтрека к кинофильму «Гладиатор» (музыка Г. Циммера, Дж. Вессона).
По проведенному анализу инструментовки автором курсовой работы предлагается обратить внимание на практику репетиционной работы с оркестром. В данном произведении основополагающую роль играет темп и ритм. Четкость и слаженность ансамблевой игры возможно достичь только при грамотном изучении партитуры дирижером и ее исполнении. Сложность может вызвать четкий ритмический рисунок, звучащий на протяжении нескольких минут, а именно: физическая составляющая дирижерского жеста (ауфтакт, штрих, своевременные показы для вступления групп инструментов). Поэтому целесообразно перед работой с оркестром, проработать обозначенные моменты перед зеркалом с метрономом и физически подготовить себя к нагрузкам во время дирижирования. В дальнейшем возможно не использовать «дробящий жест» перейдя на обозначение только первой доли такта. Также следует помнить о технических возможностях учащихся. Сравнение с собственными исполнительскими возможностями даст оптимальную картину по выбору средств музыкальной выразительности.
Таким образом, из вышесказанного можно сделать вывод о том, что поставленные в курсовой работе задачи выполнены, и цель достигнута.
1. Акимов, Ю. Некоторые проблемы теории исполнительства на баяне / Ю. Акимов. – М.: Советский композитор, 1980. – с. 58.
2. Бородин, Б.Б. Феномен фортепианной транскрипции: опыт комплексного исследования: автореф. докт... дисс:17.00.02 / Б. Б. Бородин. – М., 2006. – 44 с.
3. Вертков, К.А. Русские народные музыкальные инструменты / К.А. Вертков. – Л.: Музыка, 1975. – 280 с.
3. Гвоздев, П. Принципы образования звука на баяне и его извлечение // Баян и баянисты: сборник методических материалов / П. Гвоздев. – М. 1970. – с. 123.
5. Друскин, М.С. Клавирная музыка Испании, Англии, Нидерландов, Франции, Италии, Германии XVI-XVIII веков / М.С. Друскин. – Санкт-Петербург: Композитор, 2007. – 752 с.
6. Завьялов, В. Некоторые тенденции исполнительства на баяне // Современные вопросы музыкального исполнительства: сб. науч. трудов / Гос. муз.-пед. Института им. Гнесиных / В. Завьялов. – М., 1976. – вып. 27. – С. 105-132.
7. Звягина, С. Исполнительство на баяне сегодня: осмысление вопросов истории, теории и практики // Музыка и время / С. Звягина. – 2006. – №6. – С. 60-61.
8. Зиновьев, В. Инструментовка для оркестра баянов / В. Зиновьев. – М.: Сов. композитор, 1980. – 328 с.
9. Имханицкий, М.И. У истоков русской народной оркестровой культуры / М.И. Имханицкий. – М.: Музыка, 1987. – 185 с.
10. Имханицкий, М.И. История баянного и аккордеонного искусства: уч. пособие / М.И. Имханицкий. – М.: Музыка, 2006. – 520 с.
11. Максимов, Е. Оркестры и ансамбли русских народных инструментов./ Е. Максимов. – Москва, 1983. – 143 с.
12. Мирек, А.М. Из истории аккордеона и баяна / А.М. Мирек. – М.: Музыка,1967. – 195 с.
13. Музыкальный энциклопедический словарь / гл. ред. Г.В. Келдыш. – Москва: Советская энциклопедия, 1991. – 672 с.
14. Музыкальный словарь Гроува / пер. и ред. А.О. Акопяна. – Москва: Практика, 2007. – 1103 с.
15. Шишаков, Ю.И. Инструментовка для оркестра русских народных инструментов / Ю.И. Шишаков – М.: Музыка, 1970. – 212 с.