ВВЕДЕНИЕ
Коммуникация сегодня является неотъемлемым моментом общественных отношений. В понятии коммуникации речь идет в первую очередь об обмене различного рода информацией между субъектами коммуникации. Еще у истоков социальности, образования общности, связь и взаимодействие, как коммуникация, играла очень важную роль. Именно с этим, прежде всего, связана актуальность данной работы.
Процесс коммуникации сегодня также изучается теорией менеджмента и применяется в управлении. Значение коммуникации в организации определяется тем, что она осуществляет взаимодействие с внешней средой и характеризует состояние внутренней. Так, реалии современного информационного мира требуют от любой организации, руководство которой стремится к процветанию, гораздо больше, чем просто создать хороший товар или услугу, назначить на него привлекательную цену и обеспечить его доступность для целевых потребителей. В первую очередь организация должна осуществлять коммуникацию со своими контактными аудиториями – реальными и потенциальными потребителями. Поэтому возникают качественно новые коммуникативные процессы, структуры и формы.
В данной курсовой работе рассматривается стратегия возражения в деловой коммуникации.
Целью данной работы является установление особенностей функционирования стратегии возражения в деловой коммуникации. Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
1. Изучение особенностей деловой коммуникации.
2. Систематизация сведений об особенностях вербальной коммуникации в деловой сфере.
ГЛАВА 1 ДЕЛОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ КАК ФОРМА ОБЩЕНИЯ
1.1 Особенности деловой коммуникации
В теории и практике управления организациями для обозначения понятия «деловое общение» используют также термин деловые коммуникации. Однако следует подчеркнуть, что некоторые специалисты (М.С. Каган [17]) разделяют понятия «общение» и «коммуникация», ограничивая последнее лишь передачей тех или иных сообщений в направлении от субъекта (отправителя) к объекту (получателю). Однако в процессе коммуникации не только передается информация (причем в обоих направлениях), но и вырабатывается новая информация, являющаяся общей для ее участников. В данной работе будем использовать термины «деловая коммуникация» и «деловое общение» как синонимы.
Деловая коммуникация является одной из наиболее распространённых форм общения. С этой формой общения мы встречаемся практически ежедневно: в школе, университете, на работе, в официальных учреждениях. Деловая коммуникация используется при общении коллег, начальников и подчинённых, преподавателей и учеников, партнёров и конкурентов. Она же определяет, будет ли это общение эффективным [20, с. 16].
Сегодня в коммерческие, деловые отношения вступают предприятия всех форм собственности, частные лица. Компетентность в сфере делового общения непосредственно связана с успехом или неуспехом в любом деле: науке, искусстве, производстве, торговле. Что касается менеджеров, предпринимателей, организаторов производства, людей, занятых в сфере управления, то коммуникативная компетентность для представителей этих профессий представляет важнейшую часть их профессионального облика.
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СТРАТЕГИИ ВОЗРАЖЕНИЯ В ДЕЛОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
В широком понимании общение – это процесс установки контакта между людьми, находящимися в различных социальных отношениях, с целью обмена информацией, развития отношений, сотрудничества, достижения взаимопонимания. При этом отличие делового общения состоит в том, что вовлечённые в этот процесс люди связаны совместной трудовой деятельностью и, в силу этого, целью их взаимодействия является решение определённых вопросов. А применяя технику делового общения (т.е. способность направить поведение партнёра в нужное русло с целью удовлетворения своих потребностей) можно повысить результативность совместной работы с максимальной выгодой для себя.
Общение как коммуникативная деятельность характеризуется с помощью такого понятия, как цели. Коммуникативные цели человека определяются его потребностями, в частности: потребностью во взаимодействии с другими людьми; потребностью в получении информации; потребностью в познании себя и другого, в самоактуализации. Однако условием эффективного общения является правильно выбранная стратегия и тактика ее осуществления. Стратегией общения можно называть общую схему действий или общий план достижения цели. Она заключается в поиске и разработке индивидуального, неповторимого образа действий, это создание особого вида ценностей. Тактикой называют разработку последовательных действий, ведущих к достижению определенной цели [32].
Деловое общение всегда целесообразно. Это значит, что сама организация делового общения, выбор его формы, коммуникативных стратегий и тактик, использование языковых средств в деловой речи четко
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современном обществе нельзя недооценивать важность коммуникаций. Владение приемами деловой коммуникации несет в себе потенциал не только развития профессионализма отдельной личности, но и успешности организации в целом.
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы.
Деловое общение направлено на согласование и объединение усилий людей с целью налаживания отношений и достижения общего результата деятельности. Потребность в нем, его содержание и формы определяются целью организации и функциями ее работников.
Можно выделить следующие функции деловой коммуникации: информационная, объединяющая, побудительная или мотивационная, интегрирующая, координационная, контрольно-регулирующая, экспрессивная, функцию самопрезентации, функцию формирования группового сознания, социального контроля, социализации личности и др.
Применяя техники делового общения (т.е. способность направить поведение партнёра в нужное русло с целью удовлетворения своих потребностей) можно повысить результативность совместной работы с максимальной выгодой для себя.
Существуют следующие методики стратегий возражения в деловой коммуникации: метод перелицовки, метод «салями», метод расчленения, метод классической риторики, метод замедленного темпа, метод двусторонней аргументации, метод возврата в прошлое.
Из рассмотренных примеров видно, что часто при применении стартегий возражения используются обороты стандартизированной лексики (В связи с необходимостью; Каждый должен понимать, что и др.) При этом из ряда стандартизированных фраз менеджер в зависимости от ситуации, как правило, выбирает, ту, которая обладает наибольшей убедительностью
1. Авроров, В.А. Основы делового общения : учебное пособие / В.А. Авроров, Н.В. Моряхина. – Пенза : Изд-во Пенз. гос. технол. академии. – 200 с.
2. Алексеев, А.П. Аргументация. Познание. Общение / А.П. Алексеев. – М. : МГУ, 1991. – 150 с.
3. Андреева, И.С. Повелительное наклонение и контекст при выражении побуждения в современном русском языке : автореф. дис канд. филол. наук / И.С. Андреева. – Л., 1971. – 17 с.
4. Анисимова, Т.А. Психологические аргументы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.e-reading.club/chapter.php/69985/55/Anisimova,_Gimpel'son_-_Sovremennaya_delovaya_ritorika__Uchebnoe_posobie.html. – Дата доступа : 12.10.2016.
5. Белолипецкий, В.К. Этика и культура управления : учеб.-практ. пособие / В.К. Белолипецкий, Л.Г.Павлова. –Ростов н / Д : МарТ, 2004. – 260 с.
6. Бондарко, А.В. Грамматическое значение и смысл / А.В. Бондарко. – Л. : Наука, 1978. – 280 с.
7. Бриттни, Л. E-mail и деловая переписка / пер. с англ. А.Н. Сайдалиева. – М. : АсТ : Астрель, 2004. – 180 с.
8. Геген, Н. Психология манипуляции и подчинения / Н. Геген. – СПб. : Питер, 2005. – 220 с.
9. Гнатюк, О.Л. Основы теории коммуникации : учеб. пособие / О.Л. Гнатюк. – М. : ИнФРА-М, 2012. – 260 с.
10. Грушевицкая, Т.Г. Основы межкультурной коммуникации / Т.Г. Грушевицкая. – М. : ИнФРА-М, 2003. – 230 с.
11. Деловая коммуникация: понятие, виды и особенности [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://vse-temu.org/new-delovaya-kommunikaciya-ponyatie-vidy-i-osobennosti.html.– Дата доступа: 12.10.2016.
12. Деловое общение и его особенности [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://mydocx.ru/6-9717.html. – Дата доступа: 12.10.2016.
13. Демьянков, В.З. Теория речевых актов в контексте современной зарубежной литературы (обзор направлений) / В.З. Демьянков // Новое в зарубежной лингвистике., Вып. XVII. Теория речевых актов. – М. : Прогресс, 1986. – С. 200–206.
14. Дуйсенбаева, А.О. Культура речи делового общения / А.О. Дуйсенбаева [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.rusnauka.com/25_NNP_2011/Psihologia/8_91440.doc.htm. – Дата доступа: 12.10.2016.
15. Душков, Б. Психология типов личности / Б. Душков. – Екатеринбург : Деловая книга; М. : Академический проект, 1999. – 260 с.
16. Жернакова, М. Б. Деловые коммуникации: теория и практика : учебник для бакалавров / М. Б. Жернакова, И. А. Румянцева. – М. : Юрайт, 2014. – 370 с.
17. Каган, М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений / М.С. Каган. – М., 1988. – С. 144–146.
18. Корпоративная коммуникация [Электронный ресурс]. – Режим доступа: //http://bibliofond.ru/view.aspx?id=457043. – Дата доступа: 12.10.2016.
19. Котлер, Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер. – М. : Бизнес-книга, 1995. – 702 с.
20. Кузина, Ю.И. Язык ведения переговоров: учебно-методическое пособие / Ю.И. Кузина. – Томск : Изд-во ТПУ, 2006. – 72 с.
21. Мировые информационные ресурсы [Электронный ресурс]. – Режим доступа : //http://ecocyb.narod.ru/410-417/inrs1_6.htm. – Дата доступа : 12.09.2016.
22. Мотив, мотивация, мотивирование [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.grandars.ru/college/psihologiya/motivy-i-motivaciya.html. –Дата доступа: 25.09.2016.
23. Николаюк, Н. Манипулятивные приемы в современной деловой коммуникации / Н. Николаюк [Электронный ресурс]. – Режим доступа: //http://www.bibliotekar.ru/delovoe-obschenie/2.htm. – Дата доступа: 12.10.2016.
24. Павлова, Л.Г. Деловые коммуникации : учебник / Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – М. : КноРус, 2016. – 300 с.
25. Петровский, А.В. Основы теоретической психологии / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. [Электронный ресурс]. – http://psylib.org.ua/books/petya01/txt06.htm. – Дата доступа: 20.04.2016.
26. Протканис, Э.Р. Эпоха пропоганды: механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление / Э.Р. Протканис, Эл. Аронсон. – СПб. : Прайм-Еврознак, 2002. – 380 с.
27. Споры в деловом общении:как всегда побеждать [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://hrliga.com/index.php?module=news&op=view&id=11975. – Дата доступа: 12.10.2016.
28. Формановская, Н.И. Речевое общение: коммуникативно-прагматический подход / Н.И. Формановская. – М. : Русский язык, 2002. – 320 с.
29. Чалдини, Р. Психология влияния / Р. Чалдини. – СПб. : Питер, 1999. – 220 с.
30. Что такое корпоративная коммуникация [Электронный ресурс]. – Режим доступа : //http://www.vspomni.info/pages/p?newsid=23. – Дата доступа: 12.02.2016.
31. Чуковенков, А.Ю. Деловая корреспонденция : справочник / А.Ю. Чуковенков, В.Ф. Янковая. – М. : Московский центр финансово-экономического развития, 2004. – 360 с.
32. Энциклопедия экономиста [Электронный ресурс]. – Режим доступа : //http://www.grandars.ru/college/ekonomika-firmy/organizaciya.html. – Дата доступа: 12.09.2016.
33. Язык и деловое общение [Электронный ресурс]. – Режим доступа: //http://www.bibliotekar.ru/delovoe-obschenie/2.htm. – Дата доступа: 12.09.2016.