ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
2.1. Коррекционный потенциал уроков литературного чтения для развития памяти у учащихся младшего школьного возраста с ТНР
2.2. Реализация дидактических игр и упражнений для развития памяти у учащихся младшего школьного возраста с ТНР на уроках литературного чтения
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
2.1. Коррекционный потенциал уроков литературного чтения для развития памяти у учащихся младшего школьного возраста с ТНР
Память проявляется в особой деятельности человека. Различают произвольную и непроизвольную память. Действенность произвольного запоминания обусловливается степенью интеллектуальной активности младших школьников. Активность же находится в прямой зависимости от овладения младшими школьниками средствами организации и управления запоминанием. К числу подобных средств относится, прежде всего, умение опознавать и дифференцировать мнемические задачи, то есть задачи запоминания (запомнить буквально, если это важное определение или формулировка, запомнить суть, которую можно рассказать своими словами).
Задача преподавателя – развивать у учащихся определенные установки запоминания. Педагогу нужно обучить младших школьников приемам и средствам запоминания, смысловой группировке материала, составлению и использованию плана текста, как смысловой опоры запоминания, выделению своеобразных опорных пунктов для запоминания, соотнесению, сопоставлению, связыванию отдельных частей.
Непроизвольное запоминание не обязательно является более слабым, чем произвольное, во многих случаях жизни оно превосходит его. В этом случае запоминание и воспроизведение происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой особой мнемической задачи (на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение). Непроизвольно лучше запоминается также материал, с которым соединена интересная и сложная умственная работа и который для человека обладает большим значением. Аргументировано, что в том случае, когда с запоминаемым материалом проводится большая работа по его осмыслению, преобразованию, классификации, нахождению в нем определенных внутренних (структура) и внешних (ассоциации) связей, непроизвольно он может запоминаться лучше, чем произвольно.
2.2. Реализация дидактических игр и упражнений для развития памяти у учащихся младшего школьного возраста с ТНР на уроках литературного чтения
Игра на уроках чтения содействует активизации познавательной деятельности обучающихся, помогает лучше представить то или иное языковое явление, вовлекает их в процесс самостоятельного поиска новых знаний, делает учебный процесс многообразным, содействует развитию воображения, памяти, внимания, расширяет кругозор, возбуждает и поддерживает интерес к урокам литературного чтения.
Одним из действенных методов обучения детей с тяжелыми нарушениями речи является дидактическая игра. Наравне с упражнениями она направлена на закрепление изученного материала, на активизацию речевой деятельности учащихся, является наиболее эффективным средством повышения речевой мотивации и отработки необходимых умений и навыков.
В дидактических играх учащийся охотно одолевает значительные трудности, тренирует собственные силы, развивает способности и умения, наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения.
Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у обучающихся живой интерес к процессу познания, помогает сделать любой учебный материал занимательным, вызывает у обучающихся глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
Дидактическая игра является и игровым методом, и формой обучения детей с тяжелыми нарушениями речи, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего развития личности ребенка.
Игра делает урок литературного чтения эмоционально насыщенным, привносит жизнерадостный настрой, помогает эстетически воспринимать ситуацию, связанную с чтением: праздничное оформление класса, красочную оригинальность газеты, красоту древней легенды.
Дидактическая игра может быть применена на разных этапах урока, в особенности она рациональна на этапах повторения и закрепления материала.
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
Проблемой развития памяти занимались с древности: великий мыслитель-философ Аристотель, отечественный физиолог И.П. Павлов, советские психологи Н.Ф. Добрынина, А.А. Смирнова, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и в настоящий момент проблема памяти продолжает волновать умы известнейших психологов мира. Память можно определить, как психический, физиологический и культурный процесс, выполняющий в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Эти функции являются для памяти основными. Они различны не только по структуре, и сходным данным и результатам, но и по тому, что у разных людей развиты неодинаково.
Работа с методической литературой по развитию памяти на уроках литературного чтения, позволила обобщить и систематизировать данные и, столкнулись с таким фактом как отсутствие современных методических пособий (последнее отечественное издание вышло в 1967 году) и ограниченность сведений о развитии памяти младших школьников с тяжелыми нарушениями речи на уроках литературного чтения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что память представляет собой процесс запоминания, сохранения и последующее воспроизведения индивидом его опыта. Существует несколько классификаций видов памяти: по объекту, по произвольности, по длительности сохранения информации. Развитие всех видов памяти вызывает успех в учебной деятельности.
Все процессы памяти тесно связаны. Человек сознательно регулирует процессы своей памяти и управляет ими, в зависимости от целей и задач, которые ставит в своей деятельности.
Таким образом, у детей с тяжелыми нарушениями речи младшего школьного возраста имеются следующие особенности памяти:
1) объем зрительной памяти практически соответствует норме, за исключением запоминания геометрических фигур;
2) общее снижение функции слуховой памяти;
3) низкий уровень отсроченного воспроизведения;
4) низкий уровень продуктивности запоминания;
5) относительная сохранность смыслового, логического запоминания.
Уроки чтения призваны осуществлять интеллектуальное развитие младших школьников на новом, более высоком уровне. Прежде всего, он обеспечивается увеличением роли самих учащихся в организации учебной деятельности, основанной на осознанности и произвольности, что способствует углубленному осмыслению детьми учебного процесса.