ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.1 Цель, методика и организация экспериментального исследования
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования
Выводы по 2 главе
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
3.1 Планирование коррекционно-педагогической работы по формированию глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
3.2 Методы логопедической работы по формированию глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Выводы по 3 главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.1 Цель, методика и организация экспериментального исследования
Целью экспериментального этапа исследования является выявление состояния сформированности глагольного словаря у дошкольников с ОНР.
Нами были подготовлены диагностические задания по обследованию глагольного словаря. Диагностические задания основывались на методиках Архиповой Е.Ф., Жуковой Н.С., Р.Е. Левиной Р.Е., Ефименковой Л.И.
В эксперименте принимало участие 5 детей в возрасте 5-6 лет с ОНР 3 уровнем речевого развития. Экспериментальное исследование проводилось в индивидуальной форме (Приложение Б).
Для выполнения диагностических задания были использованы сюжетные и предметные картинки (Приложение А).
В ходе эксперимента были исследованы активный, пассивный словарь, сформированность семантического поля, умение образовывать глаголы совершенного и несовершенного вида.
1) Диагностические задания для исследования активного словаря старших дошкольников (Архипова Е.Ф.)
Цель: определение объема активного словаря.
Объект исследования: экспрессивная речь
Материал: служат предметные и сюжетные картинки
Прием: называние действия.
Инструкция: «Скажи.кто что делает?».
Задание «Скажи, кто что делает?»
Инструкция: Скажи, что делает змея? (ползёт), бабочка (летает), корабль – (плывёт), кошка – (ловит), собака – (стоит), лошадь - (скачет), строитель - (строит), гусеница - (ползает), врач - (лечит).
Оценка результатов:
Высокий уровень (7-9 баллов) – ребёнок использует в своей речи глаголы, соответствующие вопросу. Отвечает на вопросы уверенно, без ошибочно.
Средний уровень (4-6 балла) – в ответы на некоторые вопросы ребёнок допускал ошибки. Некоторые ошибочные ответы, исправлял. Может ответить на вопросы, ответы которого используются в повседневной жизни.
Низкий уровень (0-3 балла) – допускает большое количество ошибок, не исправлял допущенные ошибки.
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования
В исследовании приняло участие 5 дошкольников. Результаты выполнения диагностических заданий представлены в Приложении В.
Проведем качественный и количественный анализ полученных результатов.
Результаты изучения активного глагольного словаря старших дошкольников позволили выявить, что высоким уровнем обладает 1 ребенок, средним – 3 ребенка, низким – 1 ребенок.
Результаты изучения пассивного глагольного словаря старших дошкольников позволили выявить, что высоким уровнем обладает не обладает никто, средний – 2 ребенка , низким – 1 ребенок.
Результаты выполнения диагностических заданий старшими дошкольниками для исследования глаголов совершенного и несовершенного видов представлены в Приложении Г.
Результаты изучения глаголов совершенного и несовершенного видов позволили выявить, что высоким уровнем обладает 1 ребенок , средним – 3 ребенка , низким – 1 ребенок .
Результаты выполнения диагностических заданий для исследования спряжения глаголов старших дошкольников (Приложение Д).
Результаты выполнения диагностических заданий старшими дошкольниками для исследования сформированности семантического поля представлены в Приложении Д.
Было выявлено, что ни у одного ребёнка не сформировано семантическое поле антонимов на высоком уровне. 3 дошкольника имеют средний уровень сформированности семантического поля антонимов. Допускали некоторое количество ошибок, большинство из которых из-за невнимательности. Низким уровнем обладают 2 детей, что говорит о низком уровне сформированности семантического поля антонимов. Дети допускали большое количество ошибок.
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
3.1 Планирование коррекционно-педагогической работы по формированию глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Современная методика рассматривает словарную работу как целенаправленную педагогическую деятельность, которая обеспечивает качественное освоение словарного состава родного языка. А развитие словарного запаса, понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоение их социально-закрепленных значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения.
Словарь дошкольника обогащается преимущественно в процессе разнообразных игр и упражнений. Среди основных методик, направленных на развитие глагольной лексики в импрессивной и экспрессивной речи, используются методики Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой.
Игры по расширению глагольной лексики разнообразны: обеспечивающие максимально возможную двигательную активность ребёнка (речевые – с мячом, другими предметами и двигательно-словесные); предполагающие манипулирование руками и активизацию мыслительно-познавательной деятельности.
Как указывает Л.В. Милютина, формирование глагольной лексики у детей с ОНР проводиться с учетом факторов формирования лексики по следующим общим направлениям:
1) активизация словаря действий, совершенствование процессов поиска слова, перевода слова из пассивного в активный словарь;
2) развитие синонимии и антонимии глаголов;
3) развитие словообразования глаголов [26].
Содержание работы по формированию глагольного словаря у детей с ОНР в соответствии с выделенными направлениями предполагают следующее. Как отмечает Н.С. Жукова, в результате развития пассивного и активного словаря глаголов дети учатся понимать названия действий, которые совершаются одним и тем же лицом (мальчик умывается, спит, читает, рисует, играет и т.д.), ориентироваться в названиях действий хорошо знакомых предметов, лиц, животных (дедушка читает газету, кошка спит, мама готовит обед и т.д.); различать слова, близкие по значению (плывет, переплывает, отплывает), близкие по звучанию, но разные по смыслу (кусается-купается) и многому другому. Уделяется большое внимание работе по переводу слов из пассивного словаря в активный [24].
3.2. Методы логопедической работы по формированию глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть глагольным словарём, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи, поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи.
Для развития глагольного словаря важно постоянное общение взрослых с ребенком. Объем и качество (точность, образность) словаря дошкольника зависят от того, насколько полноценным является его общение. Важно беседовать с дошкольником, задавать вопросы, создавать ситуации, в которых раскроются вероятные недочеты понимания и употребления слов ребенком.
В использовании составленного комплекса коррекционных упражнений, направленных на развитие словарного запаса детей дошкольного возраста применяются различные методы такие, как:
Наглядные методы
В качестве наглядных методов используется наблюдение (например, в подборе антонимов применяются сравнительное наблюдение) и демонстрация наглядных пособий.
Практические методы
Ведущим практическим методам является упражнение. В применении упражнений учитывались некоторые правила (поставить перед детьми учебную задачу, рассказать, что им предстоит сделать; показать образец выполнения упражнения; помнить, что выполнение упражнений нуждается в поощрении и контроле со стороны взрослого, иначе могут закрепиться ошибочные приёмы, искажения в знаниях).
Игровые методы
Достоинство игровых методов и приёмов заключается в том, что они вызывали у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогали концентрировать внимание на учебной задаче, которая становилась не навязанной извне, а желанной личной целью.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы.
1) Анализ литературных источников по формированию глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР позволил выявить, что Развитие глагольного словаря имеет важнейшее значение в общей системе логопедической работы с детьми с нарушениями устной речи, что определяется ведущей ролью накопления словаря и его дальнейшее употребление в речи. Отмечаемое у старших дошкольников с ОНР III уровня речевого развития трудности в использовании и накоплении глагольного словаря говорят о необходимом дифференцированном подходе к оказанию коррекционной работы.
2) Проведенное исследование позволило выявить особенности сформированности глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Проведенная работа говорит о том, что у детей с ОНР наблюдаются расхождения в объеме активного и пассивного словаря; преобладают слова, обозначающие ежедневные бытовые действия; они не владеет близкими по смыслу глаголами;преобладают отношения аналогии, а отношения противопоставления и родовидовые встречаются редко, что не согласуется с нормой; лишь частично овладели грамматическими формами словоизменения, способами словообразования.
Нарушение в овладении глагольной формой существенно затрудняет общение, отрицательно влияет на формирование познавательной деятельности, задерживает развитие как устной, так и в дальнейшем письменной речи, служит препятствием при овладении школьной программой.
3) Развитие глагольного словаря имеет важнейшее значение в общей системе логопедической работы с детьми с нарушениями устной речи, что определяется ведущей ролью накопления словаря и его дальнейшее употребление в речи. Отмечаемое у старших дошкольников с ОНР III уровня речевого развития трудности в использовании и накоплении глагольного словаря говорят о необходимом дифференцированном подходе к оказанию коррекционной работы.
1. Архипова Е. Ф. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие для студентов вузов/Е.Ф. Архипова.-М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ,2008.-319[1] с .:-(Высшая школа)
2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. -- 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с
3. Дефектология №5 2004 г,с.50-54.С.Н.Коновалова.
4. Бухвостова. С.С. Формирование выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста [Текст] : пособие для студентов фак. дошкольного воспитания и работников дет. садов / С. С. Бухвостова ; Курский гос. пед. ин-т. - Курск : Кур. гос. пед. ин-т, 1976. - 58 с.
5. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников/Н.С. Жукова, Е.М.Мастюкова , Т.Б Филичева . –М.: Логопедия.Эксмо,2011._288 с
6. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика дошкольников. Материалы для специалиста образовательного учреждения/ Р.А.Кирьянова - Москва, КАРО, 2002 г. 368 с.
7. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. Книга для логопеда М\С.А. Миронова; ТЦ Сфера, 2007. 192 с.
8. Новоселова С.Л. (ред.). Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста\С.Л. Новоселова. Пособие для воспитателя детского сада. - 4-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1985. - 156 с.
9. Новоторцева Н.В. Методика развития речи у неговорящих детей: Учебно-методическое пособие\ Н.В. Новоторцева -- Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 1999, 61 с.
10. Лисина М.И. Этапы генезиса речи как средства общения.\ . М.И. Лисина. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. – Москва: Институт практической психологии, 1996. – 304 с.
11. Основные этапы нормального речевого развития ребенка // Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. – 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2003. – 240стр
12. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста): Пособие для воспитателей детского сада\Под редакцией Ф.А.Сохина –– М.: Просвещение, 2011-.144 с
13. Ушаков.О.С. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры. Упражнения. Конспекты занятий\О.С.Ушаков.-М.Ц.Сфера,2014.-144 с.
14. Филичева Т.Б., Соболева А.Р. Развитие речи дошкольника: Методическое пособие с иллюстрациями/Т.Б. Филичева ,А.Р. Соболева . -- М: Литур, 2013. - 61 с.
15. Туманова.Т.В.Нарушение словообразования в устной и письменной речи. Диссертация доктора педагогических наук Тумановой Т.В.—М.:2005-397 с.
16. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи\ Т.Б.Филичева ,Г.В. Чиркина. –– М., 1991. - 44 с.
17. Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность / Ред. Л. Р. Зиндер, М. И. Матусевич; Акад. наук СССР, Отд-ние лит. и яз., Комис. по истории филол. наук. — Л. : Наука. Петербургское. отд-ние, 1974. — 427, [1] с. : 1 л. портр. — Библиогр.: с. 428 с.
18. Ушакова Т.Н.Роль словотворчества в усвоении русского языка. Материалы третьего симпозиума по психолингвистике—М.,1970.-125 с.
19. Абрамова, И.Б. Формирование глагольного словаря у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. Сб. ст. по мат. IX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(9).
20. Архипова, Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие для студентов пед. вузов. [Текст] / Е. Ф. Архипова. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 224 с.
21. Грибова, О.Е. Технология организации логопедического обследования: метод. пособие [Текст] / О. Е. Грибова. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 96 с.
22. Ефименкова, Л.Н Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). [Текст] / Пособие для логопедов. – М.: Просвещение, 1981. – 112 с.
23. Коновалова, С.Н. Формирование предикативной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи [текст]: автореф. дис. …к.п.н.: 13.00.03 / С. Н. Коновалова; Институт коррекционной педагогики Российской академии образования. – М., 2007. – 200 с.
24. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). – СПб.: СОЮЗ, 1999. – 160 с.
25. Милютина Л.В. Особенности глагольной лексики и навыка образования глаголов у дошкольников с общим недоразвитием речи / Л.В. Милютина, О.Д. Михайлова // Логопед в детском саду. – 2009. – № 8 (43). – С. 22-27.
26. Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М.: Айрис-Пресс, 2008. – 224 с.
27. Косинова Е. «Уроки логопеда». Москва 2009
28. Логопедические занятия с детьми с ОНР и ФФН в начальной школе. 1 класс. Лазаренко Л.В.: Владос 2014 г.
29. Скворцова И.В. Логопедические игры для детей 4-6 лет. - М.: ЗАО «Олма Медиа Групп», 2008.