ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
1.1 Профессиональное самоопределение школьников
1.2 Специфические методы профориентационной работы
ГЛАВА 2 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОГРАММ ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ ПОДРОСТКОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В наше время повышенные запросы высокотехнологичного производства к степени профессиональной подготовки специалистов делают проблемы профессиональной ориентации старшеклассников актуальными по той причине, что профессиональные стремления большинства выпускников часто не отвечают потребностям экономики.
Проблема профориентации для старшеклассников – это не только педагогическая проблема, но и общественная. Суть профориентации как социального вопроса выражается в требовании преодоления разногласий между объективными запросами рынка труда в сбалансированности персонала и неадекватными традиционно сформированными субъектно-ориентированными профессиональными устремлениями молодежи.
В этой связи большое внимание в школе следует уделять проведению целевой профориентации старшеклассников, которое должно основываться на глубоких знаниях системы основных компонентов, которые определяют возникновение потребностей, профессиональных стремлений и готовности к труду.
Сегодня профориентация получила новую роль – необходимо создать условия для психологической и педагогической поддержки старшеклассников в их профессиональном самоопределении, помочь в определении профессиональных интересов, способностей, определении настоящих возможностей в обучении некоторой профессии, успешной коммуникации в социуме и активной приспособленности на рынке труда. В этой связи важное значение имеет предварительная подготовка и специальная подготовка, в которой профориентация считается чрезвычайно важным элементом.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
1.1 Профессиональное самоопределение школьников
Профессиональное самоопределение личности – это процесс выбора профессии, который выражается в его профессиональных планах и намерениях и заканчивается их реализацией.
Профессиональное самоопределение – это поиск и отыскание личной ценности в выбираемой и уже завершенной работе, а также в определении ценности в процессе самоопределения [14, с. 32].
В настоящее время в мире насчитывается около 40 тысяч занятий. Около 500 профессий исчезают каждый год и появляются примерно столько же новых.
В концепции непрерывного образования детей и студентов Республики Беларусь значительное внимание уделяется профессиональному развитию человека, где работа ориентируется на самореализацию ребенка в образовательной и профессиональной деятельности, развитие стремление к сознательному выбору профессии, которая отвечает их способностям и интересам, знакомит старшеклассников с информацией о рынке труда, спросе и перспективах данной профессии, качестве современного профессионала; сведениях о профессиональной компетентности и диверсифицированном развитии (значительная роль иностранного языка, современные информационные технологии, основы экономики и управления, ориентированность на физическое развитие и здоровье), формирование лидерских качеств и организационных навыков [15, с. 33].
ГЛАВА 2 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОГРАММ ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ ПОДРОСТКОВ
В этой главе мы рассмотрим современные педагогические программы по профориентации подростков. По словам одного из ведущих современных разработчиков проблем профессионального самоопределения, Н.С. Пряжникова, самая важная задача школы – сформировать полноценных граждан своей страны. И решение данной задачи во многом зависит от того, что будут делать старшеклассники, какую профессию они выберут и где они будут работать [14, с. 32]. С другой стороны, как показали американские исследователи, хорошо подобранная профессия повышает самооценку и позитивный имидж, уменьшает возможность возникновения психологических проблем и повышает удовлетворенность жизнью [8, с. 40].
Это говорит о том, что успешное профессиональное самоопределение человека, с одной стороны, важно для общества и государства в целом, а с другой стороны, является важным фактором успешности его жизни. Что касается подростка, для него профессионального самоопределение, по словам профессора Э.А. Климова, представляет собой процесс, одновременно обладающий независимостью, свободой ученика в его собственном выборе стиля жизни и педагогическим управлением этого процесса [6, с. 250].
В связи с этим в своих работах Е.А. Климов подчеркивает необходимость психологической и педагогической поддержки процесса профессионального самоопределения подростка. Данная поддержка в контексте школы осуществляется, как правило, в виде различных программ для профессиональной ориентации и профессионального самоопределения. И это, на наш взгляд, вполне логично и оправданно, поскольку в условиях общеобразовательной школы трудно обеспечить индивидуальную поддержку каждому учащемуся в профессиональном самоопределении, а групповые формы работы позволяют выполнить эту задачу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Профориентация представляет собой научно обоснованную систему социально-экономических, психологических, педагогических, биомедицинских и производственно-технических мероприятий, направленных на предоставление старшеклассникам индивидуальной помощи в выявлении и развитии навыков и способностей, профессиональных и умственных интересов при выборе профессии как формирования потребности и готовность работать на рынке. Он реализуется через учебный процесс, внеучебную и внеклассную работу со школьниками.
Целью системы профориентации является формирование у старшеклассника способность выбирать сферу профессиональной деятельности, которая наилучшим образом отвечает личным характеристикам и потребностям рынка труда, повышает ее конкурентоспособность на рынке труда, т. е. предмет профориентации должен иметь возможность планировать и реализовывать карьерные цели.
Неопределенность в выборе профессии для большинства старшеклассников, появление переизбытка специалистов в некоторых секторах и отсутствие новых типов специалистов по новым рыночным специальностям и ряд рабочих профессий во всех секторах экономики не способствует эффективному социально-экономическому развитию страны.
Для того, чтобы устранить эти недостатки, рекомендуется систематически и целенаправленно использовать, исходя из возраста и психологических характеристик личностного развития, следующие универсальные направления и механизмы профессионального обучения: профессиональную информацию, профессиональное образование, профессиональную диагностику, профессиональную активацию, профессиональное консультирование, профессиональный отбор, профессиональную, промышленную и социальную адаптация.
1. Артёмова, Л.К. Образовательно-профессиональный маршрут старшеклассников: проблемы, пути реализации / Л.К. Артемова // Профильная школа. – 2008. – № 6. – С. 47–54.
2. Воронин, И. В. Эффективность профориентационных занятий с подростками / И.В. Воронин // Педагогические технологии. – 2008. – № 1. – С. 71-77.
3. Вышаковская, И.Д. Профориентационная работа в учреждениях образования: справ. пособие / И.Д. Вышаковская и др. – Минск, 2010. – 166 с.
4. Григорьева, Г.Е. Профессиональный ориентир: учеб. метод. пособие для классных руководителей / сост. Г.Е.Григорьева, И.С.Литвина, А.В.Карабан. – Минск: Современное слово, 2009. – 198 с.
5. Зеер, Э.Ф. Профориентология: теория и практика: учеб. Пособие для высшей школы / Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Н.О. Садовникова. – М.: Академический проект, 2006. – 192 с.
6. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения: исследование. Письма Высшие учебные заведения / E.A. Климов. – Москва: Академический издательский центр, 2007. – 304 с.
7. Клычкова, А.И. Работа школьного психолога по поддержке профессионального самоопределения старшеклассников в условиях профильного обучения / А.И. Клычкова // Профильная школа. – 2008. – № 4. – С. 33-37.
8. Махаева, О.А., Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию: Комплексная программа активного профессионального самоопределения школьников. – О.А. Махаева, Е.Е. Григорьева. – М.: УЦ "Перспектива", 2002. – 52 с.
9. Митина Л. М. Личность и профессия: психологическая поддержка и поддержание: Proc. пособие для шпилек. более высокая педаль. изучение. учреждений / Л. М. Митина, Ю.А. Коряков Г.В. Шавирин и другие; Выпуск Л. М. М. Митина. – Москва: Академия, 2005. – 336 с.
10. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. – М.: Воронеж, 2003. – 400 с.
11. Павлова, Т.Л. Профориентация старшеклассников: Диагностика и развитие профессиональной зрелости / Т.Л. Павлова. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128 с.
12. Поляков, В.А. Школа и выбор профессии” / под ред. В.А. Полякова, С.Н. Чистяковой, Г.Г. Агановой. – М.: Педагогика, 1987. – 176 с.
13. Профориентация: Специальный выпуск // ИД «Первое сентября» Школьный психолог. – 2009. – № 2. – С. 4-47.
14. Пряжников, Е.Ю. Профориентация: учеб. пособие. для студ. высш. учеб. заведений / Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников. – М.: Издательский центр "Академия", 2007. – 496 с.
15. Сазонов, А.Д. Профессиональная ориентация учащихся: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов / А.Д. Сазонов. – М.: Просвещение, 1988. – 223 с.
16. Самоукина, Н.В. Активизация школьников в профессиональном самоопределении / Н.В. Самоукина // Вопросы психологии. – М., 1989. – с. 69-77.
17. Селевко, Г.К. Найди себя / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, НИИ школьных технологий, 2006.
18. Спасскова, Н.В. Социально-психологический тренинг как форма моделирования и развития личности в целях активизации профессионального и личностного самоопределения / Н.В. Спасскова // Психологический вестник Урал. Гос. Ун-та. – № 5. – 2005. – С. 74-87.
19. Степанский, В.И. Психологические факторы выбора профессии. Теория. Эксперимент / В.И. Степанский. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. – 112 с.
20. Столяренко, Л. Д. Педагогическая психология / Л. Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 544 с.
21. Титова И.П. К вопросу о классификации профессий / И.П. Титова // Вопросы теории и практики профориентации. – М., 1972. – С.77-83.
22. Филимонова, О.Г. Модификация карты интересов / О.Г. Филимонова // Школьный психолог № 2. – М.: Издательский дом "Первое сентября", 2007. – С. 40-45.
23. Черникова, Т.В. Профориентационная поддержка старшеклассников / Т.В. Черникова. – М.: Глобус , 2006. – 256 с.
24. Чистякова, С.Н. Педагогическая поддержка самоопределения школьников (методический справочник) / Чистякова С.Н. – М., 2005. – 176 с.
25. Чистякова, С. Н. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи / С. Н. Чистякова. – М. : Просвещение, 1997. – 284 с.