ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ НА МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИНОК
1.1 Онтогенез связной речи у детей
1.2 Особенности формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста
1.3 Методики формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Вывод по первой главе
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ НА МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИНОК
2.1 Методические рекомендации по формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
2.2 Цели и задачи формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
2.3 Методы и принципы формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
2.4 Комплекс упражнений
Вывод по второй главе
Заключение
Список использованных источников
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Речевая функция является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития у него формируются высшие психические формы познавательной деятельности, способность к понятийному мышлению. Овладение речью способствует осознанию, планированию и регуляции поведения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности и участия в коллективном труде.
Количество детей, имеющих особенности в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети, не овладевшие в нормативные сроки, звуковой стороной языка, имея полноценный слух и интеллект. Это – группа детей с общим недоразвитием речи.
Речевое развитие является одним из важнейших направлений в психическом развитии человека. Оно является необходимым средством взаимодействия с окружающими людьми. Речь формируется и функционирует во взаимосвязи с такими психическими процессами, как мышление, память, внимание, ощущение, восприятие, а также с эмоционально-волевой сферой личности, формирования представлений об окружающем мире и о самом себе.
Актуальность исследования. В рамках изучения психолингвистики, лингвистики и психологии большая роль отводится процессам усвоения словообразования для нормального развития устной речи ребенка. Существуют доказательства, что полноценное овладение словоизменением и словообразованием влияет не только состояние лексико-грамматической системы языка, но и развитие языковой компетенции ребенка и его речевой коммуникации в общем.
Цель исследования – теоретически обосновать и разработать комплекс упражнений и методик по формированию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на модели обучения рассказыванию по серии сюжетных картинок.
Задачи исследования:
1.Изучить теоретические аспекты формирования связной речи для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
2.Разработать методический комплекс упражнений по формированию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на модели обучения рассказыванию по серии сюжетных картинок и методы по их использованию.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ НА МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИНОК
1.1 Онтогенез связной речи у детей
Язык представляет собой систему знаков необходимых для процесса реализации общения между людьми [14, с. 407].
Под понятием «онтогенез речи» обычно подразумевают весь процесс формирования человеческой речи, начиная от первых речевых актов и до того момента, индивид способен без проблем пользоваться языком, как орудием общения и мышления. Иными словами, онтогенез –это динамический процесс развития речи ребенка с использованием в ней высказываний разной структуры.
В возрасте от 1 до 6 лет дети лучше всего улавливают все происходящие вокруг процессы и это оптимальный возраст для развития психических процессов [12, с. 30].
Характеристика и сущность связной речи и ее особенностей рассматривается в современной лингвистической, психолингвистической и специальной методической литературе.
В современной лингвистической литературе для описания связной речи используется термин «текст». По мнению И.Р. Гальперина, текст представляет собой произведение речетворческого процесса, которое обладает такими свойствами как:
– завершенность;
– целенаправленность и интеграция;
– тематическое единство;
– наличие заголовка, особых сверхфразовых единств;
– лексическая, грамматическая, логическая, стилистическая связи
[8, с. 4].
В свою очередь, большая насчитывается большое количество детей с с недостатками речевого развития. Впервые термин «общее недоразвитие речи» был введен Р. Е. Левиной в 50-60-х годах XX века. Понятие общего недоразвития речи в настоящее время активно используется для формирования логопедических групп детей при дошкольных учреждениях. Общее недоразвитие речи может наблюдаться при таких сложных формах детской речевой патологии, как алалия и афазия, а также иногда при дизартрии и ринолалии.
Вывод по первой главе
Таким образом мы выявили, что под понятием «онтогенез речи» обычно подразумевают весь процесс формирования человеческой речи, начиная от первых речевых актов и до того момента, когда индивид способен без проблем пользоваться языком, как орудием общения и мышления. Иными словами, онтогенез – это динамический процесс развития речи ребенка с использованием в ней высказываний разной структуры.
Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности и носит характер систематического последовательного развернутого изложения. Связная речь отражает уровень развития ребенка, показывает уровень овладения словарем, грамматическим строем, звуковой культурой речи.
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ НА МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИНОК
2.1 Методические рекомендации по формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Пересказу, рассказывание (о реальных событиях, предметах, по картинам и др.) и устное сочинение по воображению относятся к главным способам по формированию у детей связной монологической речи. Для работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи можно использовать те же научно-методические рекомендации, что и в работе с детьми с нормальным речевым развитием.
Основные задачи во время проведения занятий следующие:
- закрепление и развитие у детей навыков ведения речевого акта;
- обучение навыкам правильной монологической речи;
- формирование умений самоконтролирования во время порождения высказывания;
-целенаправленное влияние на активизацию и развитие ряда психических процессов (память, воображение, восприятие), которые напрямую связаны с навыками устной речи.
Подобная работа придерживается обще дидактических принципов (систематичность и последовательность в обучении, внимание к возрасту и психике каждого ребенка, уклон на развитие активности). В основном работа проводится с логопедом по подгруппам (5 чел.). Занятия проходят 1- 3 раза в неделю (в зависимости от периода обучения) по 20 - 30 минут с утра. При этом учитываются указания и методические рекомендации по организации обучения детей с ОНР. Занятия положительно воздействуют на развитие речи, но и на психическое и индивидуальное развитие личности [7].
Главное, чтобы ребенок работал самостоятельно, по возможности без участия преподавателя.
Следует придерживаться определенной преемственности в прохождении тематического речевого материала в каждом из периодов обучения. При углубленном изучении любой темы дети сравнивают предметы, выделяя их различие и сходство, закрепляя навык употребления существительных и прилагательных с уменьшительными и увеличительными оттенками, глаголов с оттенками действия, прилагательных с различными значениями соотнесенности[30, С. 87-89].
Вывод по второй главе
Таким образом, в данной главе мы выявили, что основными способами по формированию у детей связной монологической речи считаются пересказ, рассказывание и устное сочинение. Данные приемы имеют определенные задачи: закрепление и развитие у детей навыков ведения речевого акта, обучение навыкам правильной монологической речи, формирование умений самоконтролирования во время порождения высказывания, целенаправленное влияние на активизацию и развитие ряда психических процессов.
Главная цель логопедического вмешательства в ребенка с единым недоразвитием выступления – обучить их логично и поочередно, грамматически фонетически грамотно формулировать собственные идеи, говорить о фактах вокруг. Это важно в преподавании в школе, общении со старшими и ребенком, для развития качества личности.
Заключение
К старшему дошкольному возрасту дети должны усвоить основные закономерности изменения и соединения слов в предложения, научиться согласовывать слова в роде, числе и падеже. Но часто можно наблюдать у детей ошибки в чередовании согласных, неправильное употребление имен существительных в форме множественного числа родительного падежа, трудности в использовании глагольной категории повелительного наклонения.
Трудным для ребенка представляется сочетание существительных с числительным, местоимением, употреблением причастия, глаголов хотеть, звонить. Поэтому освоение всего многообразия грамматических и лексических форм языка продолжается. Освоение грамматической стороны речи продолжается с развитием элементов логического, отвлеченного мышления, формированием языковых обобщений
В современной логопедии большое значение придаётся системному подходу к изучению и преодолению недоразвития речи у детей. В связи с этим является актуальным изучение словообразовательных процессов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы.
Полноценное овладение словообразованием родного языка основывается на усвоении исторически сложившихся в нём моделей. В лингвистике и психолингвистике уже давно сформировался устойчивый интерес к процессам детского словообразования.
У детей с ОНР наблюдаются специфические ошибки в словообразовании, значительное нарушение как семантического, так и формально-языкового уровня словообразовательных процессов.
Общее недоразвитие речи представляет собой такую форму речевой патологии, при которой у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказываются несформированными такие компоненты языковой системы, как фонетика, лексика и грамматика. Нарушения грамматического строя речи у детей с речевым недоразвитием оказываются стойкими и могут сохраняться у школьников до старших классов.
Коррекционная работа по формированию связной речи реализуется путем понимания речи, расширения и уточнения лексического словарного запаса, формирования языковых грамматических средств, произношения и обучения грамоте, развития связной речи.
1. Артищева, Л. В. Логопсихология : учеб.-метод. пособие / Л. В. Артищева. – Казань: Изд-во Казан.ун-та, 2016. – 60 с.
2. Васильева, В. С. Коррекционно-педагогическая работа по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР / В. С. Васильева, О. А. Бурцева // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2016. – № 6-7. – С. 35-37.
3. Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие. – М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. – 158 с.
4. Глухов, В. П. Коррекционная работа по формированию навыков связной речи у детей с нарушениями речевого и познавательного развития / В. П. Глухов // Среднее профессиональное образование. – 2014. – № 10. – С. 19-24.
5. Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В. П. Глухов. – М. : АРКТИ, 2004. – 168 с.
6. Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. - изд. 2-е. / В. П. Глухов. - М.: Просвещение, 2004. - 345 с.
7. Гулина, Л.В. Методические рекомендации по теме «Развитие связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи путем обучения рассказыванию» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2016/10/18/metodicheskie-rekomendatsii-razvitie-svyaznoy-monologicheskoy. Дата доступа:
8. Джандар, Б. М. Текст как основа для формирования устной связной речи / Б. Джандар // Вестник Адыгейского гос. ун-та. – 2012. – № 1. – С. 2-6.
9. Жукова, Н. С.: Кн. для воспитателя детского сада /сост. Н. С. Жукова и др. – М.: Просвещение, 2007. – 271c.
10. Зотова, И. В. Роль и значение моделирования в развитии описательной речи у детей старшего дошкольного возраста / И. В. Зотова, А. О. Сергиенкова // EuropeanResearch. – 2017. – № 6 (19). – С. 62-65.
11. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет / Ун-т Рос.акад. образования . – 5-е изд. – М. : Изд-во УРАО, 1999. – 175.
12. Лебедева, И.Н. Серия сюжетных картинок в логопедической работе с дошкольниками с системным нарушением речи / И.Н. Лебедева // РГПУ им. Герцена. 2014. – 258 с.
13. Леонтьев, А. А. Признаки связности и цельности текста // Лингвистика текста / А. А. Леонтьев. – М., 1974. – Ч. 1. – С. 169-172.
14. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Владос, 1998. – 680 с.
15. Нищева, Н. В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). – Санкт- Петербург. «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2007.
16. Обора, Н. Ф. Овладение связной речью старшими дошкольниками / Н. Ф. Обора // Успехи современного естествознания. – 2008. – № 7. – С. 37-39.
17. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол. : М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. – М. : Большая Российская энциклопедия, 2003. – 528 с.
18. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова.– М.: Владос, 1997.– С. 388.
19. Рождественская, В. И. Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста / В. И. Рождественская, Е. И. Радина – М.: Просвещение, 2002. – 432 с.
20. Сазонова, С. Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Светлана Николаевна Сазонова. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 144 с.
21. Смирнова, Е. О. Детская психология / Е. О. Смирнова. – М. : ВЛАДОС, 2006. – 366 с.
22. Смольникова, Н. Г. Развитие связной речи детей дошкольного возраста / Н. Г. Смольникова // Педагогическое образование в России. – 2011. – № 12. – С. 21-23.
23. Старжинская, Н. С. Развитие речи и общения у детей дошкольного возраста / Н. С. Старжинская, Д. Н. Дубинина. – Минск : БГПУ им. М. Танка, 2009. – 219 с.
24. Стародубова, Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников / Н. А. Стародубова. – М. : Академия. 2006. – 256 с.
25. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) / Е. И. Тихеева. – М. : Просвещение, 1981. – 159.
26. Ткаченко, Т. А. Использование схем в составлении описательных рассказов // Дошкольное воспитание. 1990. – № 10. – С. 16 - 20.
27. Ткаченко, Т.А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов / Ткаченко Т.А.. – М., 2004. –16 с.
28. Тютюева, И. А. Особенности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 2. – С. 91–95.
29. Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольников / О. С. Ушакова. – М. : Издательство Института Психотерапии, 2001. – 256 с.
30. Филичева, Т.Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации М.: Дрофа, 2009. – 189 с.
31. Филичева, Т. Б. Нарушения речи у детей / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – М. : Профессиональное образование, 1993. – 232 с.