Для Англии 70-х гг. были характерны признаки упадка и ощущение ненадежности, причиной которого стала чересчур высокая активность в борьбе с социальным неравенством, то последующие двадцать лет, начиная с 1873 года, были охарактеризованы чередующимися промышленными кризисами и депрессиями.
Именно эта вышеописанная обстановка, которая была характерной для английской интеллигенции, результировала в появление нового литературного и художественного течения, названное эстетизмом. Это течение стало реакцией на существующее тогда викторианство. В этом течении в полной мере отразились все негодования общества того периода. Одним из наиболее ярких представителей этого течения был О. Уайлд, роману которого и посвящена эта исследовательская работа.
В курсовой работе размещены результаты исследования, которое изучало пути реализации принципов эстетизма романа О. Уайлда «Портрет Дориана Грея».
Творчество Уайльда вошло в историю литературы и театра, привлекающую к себе не только исследователей, но и читателей, и зрителей. В произведениях писателя достоинства и недостатки соединены, и не имеют четкой границы между собой.
В данной работе представлен анализ романа О. Уайлда «Портрет Дориана Грея». Объектом исследования является концепция эстетизма, которую содержит роман. Предмет исследования – это пути реализации принципов эстетизма в романе.
Цель исследования – комплексное и системное описание, анализ, научно-теоретическое осмысление и путей реализации принципов эстетизма в романе «Портрет Дориана Грея».
На основании поставленной цели нами были определены следующие задачи исследования:
После того, как завершилась Франко-прусская война в 1871 году, во всей Европе наступил долгий период мира и процветания. Именно тогда началась эпоха империализма. Также этот период характеризуется тем, что государства Европы начали беспрерывное состязание в таких параметрах как размер колониальных владений, их богатство. Конец этого периода относительного довольства и стабильности завершился достаточно резко и неожиданно в августе 1914 года – перед самым началом Первой мировой войны.
С политической точки зрения рубеж веков олицетворяет собой эпоху перехода от классического капитализма, который был характерен для XIX века, к буржуазной демократии, которой был ознаменован ХХ век. Культурное лицо целой эпохи изменялось. Его вид в значительной степени зависел от процессов, которые были характерны для империалистического общества. Эта эпоха охарактеризована такими значимыми событиями, как переход к массовому конвейерному производству, интенсификация экономической и социальной областей, нарастание отчуждения во всех сферах жизни [2, c.26]. Также именно для этого периода характерно начало научно-технической революции.
Минимизируется период времени, который необходим для внедрения научных открытий в жизнь, для создания на их базисе какого-либо технического изобретения. Итак, можно сказать, что именно наука становится движущей силой для развития общества. Подъем в сфере наук об обществе и человеке был сопряжен с эпохальными событиями в сферах естественных наук и достижениями ученых и изобретателей к исходу XIX века [13, c.202].
Несмотря на влиятельность позитивизма, появились новейшие достижения в области социальных наук. Среди них особенно выделяются марксизм, который
Эстетское движение порождает целый
ряд красок, утонченных по красоте
и завораживающих своими квазимистическими
оттенками. Они были и остаются защитной
реакцией против первобытной грубости нашей эпохи [25, c.348].
В конце 1881 года Уайльд поехал в Нью-Йорк, куда его пригласили прочитать несколько лекций об английской литература. В Америке Уайльд ясно почувствовал господство торгашеского духа и враждебность американской буржуазии искусству, о чем он впоследствии не раз говорил. Там же он встретился с Лонгфелло и Уитменом. Последний отрицательно отнесся к принципам эстетизма, который проповедовал Уайльд. В мемуарной литературе сохранились следующие слова Уитмена, сказанные его английскому гостю: «Мне всегда казалось, что тот, кто гонится только за красотой — на плохом пути. Для меня красота — не абстракция, но результат» [21, c.243].
В своей лекции под названием «Возрождение английского искусства», написанной в 1882 г., Уайлд впервые смог дать формулировки тем положениям, которые являлись основными для эстетической программы декаданса Англии. Эти положение получили свое дальнейшее развитие в его следующих трактатах: «Кисть, перо и отрава» (1889), «Истина масок», «Упадок искусства лжи» (1889), «Критик как художник» (1890). Позднее все эти трактаты были объединены в одну книгу под названием «Замыслы» (1891).
Выражение глубокого упадка буржуазной эстетической мысли проявилось абсолютно идеалистичной философии искусства, которая была развернута в трактатах Уайлда. Защита «чистого искусства», утверждение которого Уайлд
В ходе исследования нами было выявлено, что развитие эстетизма тесным образом связано с социальными тенденциями, характерными для конца XIX века. Это направление отразило все те недовольства, которые царили в обществе того периода. Оно оказало существенное влияние на многих писателей того периода, в том числе на творчество писателя, роману которого посвящено наше исследование – Оскара Уайлда.
Нами было изучено направление эстетизма в литературе, и это позволило нам сделать вывод о том, что оно имело большую значимость для творчества своего времени. Главными теоретиками этого направления были Д. Раскин, У. Пейтер и последователь последнего О. Уайлд. Основным принципом этого течения было возвышение и пропаганда красоты, именно она ставилась во главу угла. Все добродетели были смещены со своих позиций – над ними превалировал принцип красоты. Эстетизм оказал существенное влияние на многие художественные произведения. И можно с уверенностью говорить о том, что современное литературное искусство характеризуется тенденциями к возвращению эстетизма как одной из ведущих концепций.
Также мы изучили, как реализовывалась теория эстетики в творчестве О. Уайлда. Это позволило нам говорить о противоречивости писателя. Также нами было выявлено, что концепции эстетизма являлись основополагающими для писателя, и все они пропагандировались им. Также они нашли свою реализацию в творчестве Уайлда, что принесло ему славу «короля жизни».
Также нами был произведен анализ романа «Портрет Дориана Грея» на предмет путей реализации принципов эстетизма. Проведенный анализ позволил нам с уверенностью сказать, что роман «Портрет Дориана Грея» является эстетическим. В нем реализуются принципы, которые являлись основополагающими в основе восприятия искусства самого О. Уайлда. Их реализация происходит на разных уровнях: как языковом, так и на сверхъязыковом. В первом случае писатель реализует эстетические принципы
1. Аграф, М. Оскар Уайльд. Письма / М. Аграф. — М. :Зарубежная литература, 1997. — С.86—87.
2. Акимова, О.В. Этика и эстетика О.Уайльд / О.В. Акимова. — СПб. : Алетейя, 2008. — 190 с.
3. Акройд, П. Последнее завещание Оскара Уайльда / П. Акройд. - М. : Спектр, 1993. — 188 с.
4. Аксельрод, Л.И. Мораль и красота в произведениях О.Уайльда / Л.И. Аксельрод. — Иваново-Вознесенск : Основа, 1923. — 54 с.
5. Аникин, Г.В. Эстетика Джона Раскина и английская литература XIX века / Г.В. Аникин. - М. : Куб, 1986. — 167 с.
6. Аникст, А.А. История английской литературы / А.А. Аникст. — М. : Учпедгиз, 1956. — 464 с.
7. Доценко, Р.Г. Оскар Уайльд - писатель, человек и парадокс / Р.Г. Доценко // Портрет Дориана Грея. - Киев : Днiпре, 1968. - С.211-226
8. Ланглад, Ж. Оскар Уайльд, или Правда масок / Ж. Ланглад. — М. : Просвещение, 1999. — 268 с.
9. Порфирьева, Т.А. Проблема автора в романе «Портрет Дориан Грея» / Т.А. Порфирьева // Изв. АН СССР. Сер. Лит-ры и яз. — М., 1978. — Т.37. — №1. — С.61-67.
10. Соколянский, М.Г. Оскар Уайльд: очерк творчества / М.Г. Соколянский. - Киев, 1990. — 206 с.
11. Уайльд, О. Избранные произведения. Вступ. ст. А. Аникста / О. Уайльд. – М., 1960. — Т.1-2. — 812 с.
12. Урнов, М.Б. На рубеже веков. Очерки английской литературы / М.Б. Урнов - М. : Наука, 1970. — С.147-171.
13. Федоров, А.А. Эстетизм и художественные поиски в английской литературе последней трети XIX века / А.А. Федоров. — Уфа, 1993. — 264 с.
14. Черневич, М.Н. История английской литературы / М.Н. Черневич. — М. : Абвилия, 1983. — Т.3. — 603 с.
15. Эллман, Р. Оскар Уайльд / Р. Эллман. — М. : Колибри, 2012 — 704 с.
16. Эллманн, Р. Оскар Уайльд / Р. Эллман // Литературные биографии. — М. : Независимая газета, 2000. — С.112—131.
17. Davies, R.H. The Letters of Oscar Wilde / R.H. Davies. — London, 1962. — 312 p.
18. Mason, S. O. Wilde and the Aesthetic Movement / S. Mason. — London, 1920. — 289 p.
19. Ojala, A. Aestheticism and Oscar Wilde / A. Ojala. — Helsinki : Suomalaisen Kirjallisuuden Seura, 1954. — 314 p.
20. Wilde, O. The plays of Oscar Wilde / O. Wilde. — Worldsworth Editions Limited, 2000 — 444 p.
21. Wilde, O. First Collected Edition / O. Wilde. — London : Methuen, 1908. — 14 vol. — 1243 p.
22. Wilde, O. Intentions / O. Wilde. — London : Methuen, 1988. — 512 p.
23. Wilde, O. Miscellanies / O. Wilde. — London : Literature, 2004. — 416 p.
24. Wilde, O. Reviews / O. Wilde. — London : Literature, 2004. — 219 p.
25. Wilde, O. Selections / O. Wilde. — Moscow, 1979. — 2 vol. — 569 p.
26. Wilde, O. The picture of Dorian Grey / O. Wilde. — London : Planet Publish, 2003. — 250 p.