ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день, выбранная нами тема имеет высокую степень актуальности, поскольку реклама является одним из наиболее эффективных методов воздействия на потребителя. Она может воздействовать сразу по нескольким каналам человеческого восприятия: визуальный, слуховой и, что так же немаловажно, реклама влияет на подсознательное восприятие окружающего мира человеком. Эти или другие средства выразительности, используемые в рекламе, могут вызывать различные ассоциации со зрителем. Этот набор идей, или, скорее, реакция на него, обусловлен наличием одного из видов мотивации - рационального, эмоционального и морального или комбинированного
Анализируя литературу по этому вопросу, стало ясно, что реклама играет важную роль в жизни общества. Она стала самостоятельным сектором экономики Беларуси и заняла значительную часть экономического пространства. Тысячи рабочих мест были созданы, и множество молодых людей работают в этой сфере бизнеса. Но в то же время некоторые белорусские предприятия недооценивают важность рекламы.
По мнению экспертов, основной проблемой внутренней социальной рекламы является ее незрелость. В отличие от коммерческой рекламы, которую создают команды профессионалов, большинство социальных объявлений производятся «кустарным» способом. В Беларуси нет ни одного рекламного агентства, которое занимается исключительно социальной рекламой. Директор группы Acoola Марина Ивановская выделяет только три или четыре компании, которые профессионально снимают социальные ролики и делают рекламные модели. «Не так много профессионалов, учитывая небольшой бюджет, выкладываются на 100%».
Актуальность темы выбранной работы, также подтверждается тем фактом, что государство придает большое значение этой проблеме. В целях создания благоприятных условий для развития рекламного бизнеса в Беларуси с учетом национальных интересов, а также для повышения качества и эффективности внутренней рекламы поощрять организации к максимальному использованию рекламных ресурсов для продвижения товаров, продукции, работ и услуг на потребительском рынке, по решению Совета Министров Республики Беларусь от 4 января 2010 года утверждена Концепция развития рекламного рынка в Республике Беларусь. Концепция оценивает текущее состояние рынка рекламы. Отмечается, что в республике созданы правовые и организационные условия для рекламной деятельности: систематизирована нормативно-правовая база, упорядочены административные процедуры и скорректирована соответствие рекламы требованиям законодательства. Концепция определяет основные направления развития рекламного рынка страны, в том числе увеличение объема и качества социальной рекламы, что имеет большое значение для формирования и поддержания общих человеческих ценностей в обществе. Это увеличение планируется достичь путем создания правового механизма финансирования и производства социальной рекламы. Планируется повышение значимости социальной рекламы за счет использования изображений граждан Беларуси, известных в области спорта, культуры, искусства, науки, а также творчески активной молодежи.
Реклама в международных культурных отношениях в первую очередь направлена на внедрение культурных и моральных ценностей и стандартов в умы людей. Новые научно-технические средства рекламы, появившиеся за рубежом, имеют высокую привлекательность среди наших людей. Эти средства позволяют эффективно сообщать населению особенности правильного образа жизни, адекватное мировоззрение и успешно бороться с негативными тенденциями в сфере образования молодежи. Реклама служит идеологическим влиянием, ориентированным на национальные цели и идеалы.
Объект исследования – особенности рекламной деятельности в сфере культуры.
Предмет исследования – рекламные организации в системе международных культурных связей в Республике Беларусь.
Цель исследования – проанализировать особенности рекламной деятельности организаций в сфере культуры на международной арене.
Задачи:
– выявить особенности рекламы в сфере культуры;
– определить особенности использования рекламы в международной культурной деятельности;
– выявить особенности использования рекламы в международной культурной деятельности Лидского центра культуры и народного творчества.
Основные методы исследования: анализ научной литературы, логический, анализ, индукция, дедукция, сравнительная, структурно-функциональная
Теоретической базой исследования явились концепции, изложенные в трудах М.М. Бахтина, Д. Безлатного, Ю.С. Бернадской, А.С. Ваничкиной и др.
Структура курсового исследования: введение, две главы, заключение, список использованных источников.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕКЛАМЫ В СФЕРЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Особенности рекламы в сфере культуры
Вопросы рекламы в сфере культуры стали изучаться сравнительно недавно. В 1950–1960-х гг. появились первые труды, посвященные экономике культуры и проблемам финансирования исполнительского искусства, позднее в 1970-х, крупнейшие маркетологи всерьез озаботились проблемами исследования рынка в некоммерческом секторе.
В 1967 году впервые вопрос о существовании маркетинга в области культуры был поднят Ф. Котлером («Основы маркетинга»). Ф. Котлер указал, что все организации культуры, будь то музеи, театры, концертные залы, библиотеки или университеты, производят культурные товары. В связи с этим они должны бороться и за внимание потребителя, так и за свою собственную долю национальных ресурсов. Иными словами, они сталкиваются с проблемой маркетинга [12]. Таким образом Ф. Котлер предложил распространить маркетинг на непроизводственную, некоммерческую (нонпрофитную) сферу на том основании, что она, как и обычное производство, ориентирована на потребителя.
По мнению Котлера современный маркетинг – «это метод, который сегментирует население, определяет нужды представителей этих сегментов и затем создает и приспосабливает продукты для удовлетворения их потребностей» [12, с. 49]. Иными словами, маркетинг – это определение поведения фирмы в соответствии с рынком.
Данное определение полностью ориентировано на потребителя. Продукт создается после того как осознан целевой сегмент и его целевые нужды. Безусловно, маркетинг включает в себя не только осознание мотивации потребителя, но и программирование деятельности, ее реализацию, контроль осуществления, оценку, как самой деятельности, так и ее результатов. Из вышеизложенного вытекает, что маркетинг – понятие, требующее конкретного наполнения. И одновременно комплексный вид управленческой деятельности.
Теория современного маркетинга, в том числе и в социально-культурной деятельности, представлена в большинстве своем в зарубежной литературе (в переводе на русский язык). Это связано прежде всего с тем, что отечественные разработки в данном вопросе начали появляться только в 90-е гг. ХХ века с переходом к рыночным отношениям. Можно назвать таких специалистов общего маркетинга и менеджмента, как Т.Амблер, П.Друкер, Ф.Котлер, Дж.Траут, Э.Райс и др. Концепции и специфика маркетинга исполнительских искусств рассматривается в трудах П.Вервей, Т.Вульфа, Ф.Кольбера, Д.Ньюмена, C.О. Салливан, И.Хилл, Дж.Шефф, и др. Так, книга Ф. Котлера «Все билеты проданы. Стратегии маркетинга исполнительских искусств» дает четкое понятие о маркетинге в сфере искусства.
ГЛАВА 2 РЕКЛАМНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛИДСКОГО ЦЕНТРА КУЛЬТУРЫ И НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ КУЛЬТУРНЫХ СВЯЗЕЙ
2.1 Характеристика деятельности Лидского центра культуры и народного творчества
Лидский районный научно-методический центр отдела культуры Лидского райисполкома начал работу в 1988 году. В 2005 году был реорганизован в районный методический центр народного творчества. 1 апреля 2015 года Лидский районный методический центр народного творчества был реорганизован в "Лидский районный центр культуры и народного творчества" и получил статус юридического лица. Органом государственного управления Учреждения является отдел идеологической работы, культуры и по делам молодёжи Лидского районного исполнительного комитета. Учредителем Учреждения является Лидский районный исполнительный комитет.
Основными принципами деятельности центра являются: обеспечение конституционного права граждан Республики Беларусь на свободу творчества, равный доступ к участию в культурной жизни и пользованию услугами, предоставляемыми Учреждением; дифференциация и специализация деятельности в зависимости от местных особенностей и исторического и культурного развития региона; гуманистическая направленность деятельности Учреждения, приоритет общечеловеческих ценностей жизни и здоровья человека, свободного развития личности; содействие в сохранении единства культурного пространства страны, в поддержке и развитии самобытных национальных культур, региональных и местных культурных традиций и особенностей.
Основными видами деятельности центра являются:
- создание и организация деятельности клубных формирований и любительских объединений по культурно-познавательным, историко-краеведческим, художественно-творческим и иным интересам;
- обеспечение деятельности народных и образцовых любительских коллективов;
- организация досуга различных групп населения, в том числе проведение вечеров отдыха и танцев, дискотек, молодёжных балов, карнавалов, детских утренников, игровых и других культурно-развлекательных программ;
- организация работы разнообразных форм просветительской деятельности клубных формирований и творческих коллективов Учреждения, различных консультаций и лекториев, школ и курсов прикладных знаний, проведение тематических вечеров, циклов творческих встреч, в том числе на абонементской основе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основываясь на проведенных исследованиях, мы можем сделать следующие выводы.
1. Важную роль в культурной деятельности играет реклама. Существует целый ряд рекламных стратегий, применяемых в рекламной сфере. Среди всех возможных наиболее адекватны для рекламы в сфере культуры творческая рекламная стратегия, стратегия преимущества, стратегия позиционирования.
2. Важное место в современном культурном продвижении занимает выход на международную арену. Анализ международного культурного сотрудничества Республики Беларусь показывает, что в этой сфере достигнут заметный прогресс и накоплен большой опыт. Рост культурного взаимодействия с другими странами и международными организациями способствовал укреплению позиций Беларуси в международных культурных отношениях, созданию более благоприятного международного имиджа нашей страны.
3. Культурная политика, проводимая в данное время странами ЕС, направлена на поддержку культурных проектов и их продвижение через профессиональные культурные сети и ассоциации. Белорусским арт-менеджерам и деятелям театра необходимо активно использовать предоставляемые сетями и ассоциациями ресурсы.
Однако для того, чтобы белорусским организациям в сфере культуры и творческим коллективам выйти на международную арену, следует учитывать, что при принятии решения о поддержке проекта значимыми являются следующие факторы: профессионализм, оригинальность проекта, европейская релевантность, доступность и возможность распространения практических результатов, строгая договоренность о сотрудничестве с партнерами, участвующими в проекте, ясная и четкая аргументация, сбалансированный бюджет проекта (включая грант фонда). Чтобы стать членом международных сетей, необходимо профессионально заниматься искусством, поддерживать европейский диалог об искусстве, развивать философию и практику работы “сетей” в культурной сфере, иметь возможность брать на себя расходы для посещения встреч в различных европейских странах, уверенно пользоваться Интернетом, говорить на английском или французском языках.
4. Возможности использования рекламы на международной арене были проанализированы на примере Лидского центра культуры и народного творчества. Органом государственного управления Учреждения является отдел идеологической работы, культуры и по делам молодёжи Лидского районного исполнительного комитета. Учредителем Учреждения является Лидский районный исполнительный комитет. Перечень услуг Лидского центра культуры и народного творчества достаточно разнообразен, это участие в клубных формированиях (любительских объединениях, клубах по интересам), кружках для детей и отдельных кружках для взрослых; участие в кружках и коллективах художественного народного творчества, проведение плановых мероприятий и др.
В целях международного продвижения культурной услуги Лидский районный центр культуры и народного творчества использует различные рекламные возможности: использует сайт учреждения, а также социальные сети, участвует в различных международных фестивалях и конкурсах, занимается гастрольной деятельностью.