ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА СЛОВООБРАЗОВАНИЯ
1.1 Понятие о словообразовании и его развитии у детей дошкольного возраста
1.2 Особенности умений словообразования существительных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
1.3 Направления и содержание коррекционной работы по формированию умений словообразования существительных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Коррекционные возможности наглядно-дидактических пособий по формированию умений словообразования существительных у детей дошкольного возраста
2.2 Разработка серий конспектов занятий по формированию умений словообразования существительных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием наглядно-дидактического пособия
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Речь для человека – важнейший фактор его развития, социализации. Без речевого общения невозможно представить человеческое общение. Одним из важнейших компонентов всестороннего развития личности ребёнка является развитие его речи. С помощью речи мы обмениваемся информацией, взаимодействуем друг с другом. Реализация этой задачи всегда занимало значительное место в системе обучения, а существенной её частью справедливо считалось формирование навыка словообразования существительных.
Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте, поэтому вопросам развития речи необходимо уделять особое внимание.
Словообразование – это процесс образования новых слов, названных производными, на базе однокоренных слов или словосочетаний посредством принятых в данном языке формальных способов. Словообразование, как в норме, так и при патологии, представляет собой сложный многообразный процесс, который требует целенаправленной и длительной работы [4, с. 87].
Так же многие учёные занимались проблемой формирования навыка словообразования: Р.Е. Левина, Н.С. Жукова, Р.И. Лалаева, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Р.И. Шуйфер, А.В. Ястребова, Н.И. Жинкин, Г.О. Винокур, А.В. Богородецкий, И.А. Зимняя, Л.А. Чистович, В.А. Кожевников, В.В. Алякринский [3, с. 34].
Всё вышесказанное определяет актуальность данной проблемы, а ее недостаточная научная разработанность определили выбор темы нашего исследования.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА СЛОВООБРАЗОВАНИЯ
1.1 Понятие о словообразовании и его развитии у детей дошкольного возраста
Ребёнок не рождается со сложившейся речью. Овладение ею представляет сложный, многосторонний психический процесс. Речь начинает появляться тогда, когда головной мозг, слух, речевой (артикуляционный) аппарат достигнут определенного уровня развития. Но без речевого окружения ребенок никогда не заговорит. Чтобы у него появилась и правильно развивалась фразовая речь, нужна речевая среда. Однако и этого недостаточно. У ребенка должна иметься потребность пользоваться речью как основным способом общения с близкими людьми и сверстниками.
Словообразование – раздел языкознания, в котором излагаются способы и средства образования слов, их строение. Изучение законов словообразования помогает понять происхождение слов, создание новых слов в языке, а правильный анализ слова способствует овладению орфографией, освоению правописания слов.
Формирование словообразования это достаточно длительный процесс, который занимает большое количество времени для своего развития и формирования. В процессе речевого развития у дошкольников встречается большое количество трудностей, в правильном его использовании.
Формирование словообразования в онтогенезе описано в работах: А.Н. Гвоздева, Т.Н. Ушаковой, С.Н. Цейтлин, Д.Б. Эльконина и др. В процессе речевого развития ребенок знакомится с языком как с системой. Но он не способен усвоить сразу все закономерности языка, всю сложнейшую языковую систему, которую использует взрослый в своей речи. В связи с этим на каждом из этапов развития язык ребенка представляет собой систему, отличающуюся от языковой системы взрослых, с определенными правилами комбинирования языковых единиц [13].
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Коррекционные возможности наглядно-дидактических пособий по формированию умений словообразования существительных у детей дошкольного возраста
Одним из эффективных средств развития и коррекции словообразования существительных детей дошкольного возраста являются дидактические игры. Выполняя функцию средства обучения, дидактическая игра служит одним из основных средств развития речи детей. Она помогает усвоению, закреплению знаний. Использование дидактической игры повышает интерес детей к речи, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение речевого материала.
Как известно, игра – основной вид деятельности дошкольника. Проведение на логопедических занятиях специально подобранных игр создаёт максимально благоприятные условия для развития детей и позволяет решать педагогические и коррекционные задачи в естественных для ребёнка условиях. Специально организованные игры способствуют возрастанию у детей интереса к занятиям, повышению внимания, речевой активности.
Правильный подбор наглядности в значительной степени предопределяет успех всего коррекционно-развивающего процесса. Это помогает активизировать речь ребенка на занятии, делает ее более эмоциональной и выразительной.
Главным здесь, безусловно, является повышение мотивации ребенка к правильному выполнению логопедических заданий. Иными словами, ребенку должно быть интересно выполнять поставленные перед ним задачи. Интерес автоматически повышает уровень внимания, активизирует память и стремление к более глубокому познанию изучаемого объекта или явления. Методов зажечь интерес ребенка бесчисленное количество.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение психолого-педагогической литературы по теме курсовой работы показало, что словообразование представляет собой, с одной стороны, особый путь развития словаря, одно из основных средств пополнения словарного состава языка, а с другой – оно является составной частью морфологической системы языка, т.к. словообразование происходит путём соединения, комбинирования морфем.
Проблема формирования и развития словообразования актуальна и значима в настоящее время, так как её уровень определяет в дальнейшем обучение детей в школе.
На основе нашей исследовательской работы нами были выявлены значительные трудности в овладении словообразованием существительных, дети допускают большое количество ошибок.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что большое количество исследователей обращают внимание на тему «словообразование». Многие работы опираются на необходимость совершенствования традиционных приемов и методов, а также поиска более новых, эффективных научно-обоснованных путей развития словообразования у детей с общим недоразвитием речи.
Последовательность, с которой осуществляется овладение словообразованием детьми с сохранной и нарушенной речью, протекает в русле общих закономерностей развития.
Одним из необходимых условий дальнейшего развития ребенка является создание мотивации общения, использование наглядно-дидактических пособий, которые решают большое количество коррекционных задач на занятии. В процессе логопедических занятий рекомендуется создавать такие ситуации, которые бы актуализировали потребность в речевых высказываниях, в словообразовании.
1. Арушанова, А.Г. Формирование грамматического строя речи [Текст] / А.Г Арушанова - М.: Владос, 2005. - 296 с.
2. Вершинина, О.М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи 3 уровня [Текст] / О.М Вершинина // Логопед. -2006. № 1. – 78 с.
3. Вершинина, О.М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня // Логопед. - 2004. - №1. – 54 с.
4. Жукова, Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М. -1990.
5. Жукова, Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998. - 320 с.
6. Земская, Е.А. Словообразование как деятельность [Текст] / Е.А Земская - М.: Просвещение 2005.- 460 с.
7. Зернова, Г.Р, Зимина, Л.П Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. высш. пед учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.
8. Кроткова, А.В., Дроздова, Е.Н. Особенности формирования лексико- грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня// Логопед.-2004,- № 1. – 78 с.
9. Лалаева, Р.И., Серебрякова, Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). - СПб.: Союз, 1999. - 160 с.
10. Нищева, Н.Г. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР [Текст] / Н.Г Нищева – М.: Владос, 2006.- 576 с.
11. Серебрякова Н.В., Лопатина Л.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (Коррекция стёртой дизартрии): Учебное пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2001.
12. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7 лет с общим недоразвитием речи: пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей.- М: Мозаика-Синтез, 2005.- 96с.
13. Современный русский язык. Словообразование [Текст] / Е.А Земская - М.: Академия 2007.- 589 с.
14. Сорокина, А. Дидактические игры в детском саду / А. Сорокина. - М.: Просвещение, 1982. – 103с.
15. Ткаченко Т. А. Формирование лексико-грамматических представлений. Сборник упражнений и методических рекомендаций для индивидуальных занятий с дошкольниками. – 3-е издание, переработ., М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2011.
16. Туманова, Т.В. Формирование готовности к словообразованию у дошкольников с общим недоразвитием речи. - Дефектология 2001, №4. – 121 с.
17. Тюрикова, И. П Дидактические игры и развитие речи / И. П. Тюрикова // Дошкольное воспитание. – 1988 - №4. – 83 с.
18. Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольников / О. С. Ушакова – М. : Академия, 2001. – 240 с.
19. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М.1989
20. Хрестоматия по логопедии, том 2 / Под ред. Волковой, Л.С. Селиверстова В.И. [Текст] / Л.С. Волкова, В.И Селиверстов - М.: Просвещение 2007.- 656 с.
21. Цейтлин С. Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е издание, переработ., М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010.