ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОНР
1.1. Особенности развития речи у младших школьников с ОНР
1.2. Использование дидактической игры в развитии речи
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОНР
2.1. Методика использования дидактической игры в развитии речи младших школьников
2.2. Рекомендации по использованию дидактической игры в развитии речи младших школьников с ОНР
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Речь является средством мышления, орудием общения между людьми, способом передачи мыслей, чувств от одного человека к другому. Человек, в отличие от животного способен строить систему звуковых сигналов, отражающих не только его чувства и мысли о внешнем мире, но и сам внешний мир. Общественная жизнь и коллективный труд вызывают необходимость у людей постоянно общаться друг с другом. Это общение в наиболее совершенной форме осуществляется при помощи речи. Понятие «язык» предполагает систему словесных знаков, возникших в результате общественно-исторического становления человеческого общества, тогда как речь – это индивидуальное пользование языком. Можно было бы сказать, что речь беднее языка, так как человек в своей повседневной деятельности не использует всю его структуру и богатство [21, c. 102].
Вместе с тем речь богаче языка, потому что в общении с людьми человек может сказать больше, чем значат те слова, которые он употребляет. Чтобы достаточно тонко и точно передавать свои мысли другому человеку, воздействовать на него и быть правильно понятым, мы должны хорошо владеть языком и речью [24, с. 46].
Проблема развития речи является центральной в обучении детей с речевым нарушением. Успешность обучения в школе детей, их дальнейшее развитие в значительной мере зависят от уровня овладениями связной речью.
В специальной педагогике состояние речи детей с ОНР и методические аспекты этой проблемы исследованы и освещены в работах В. К. Воробьевой [4], О. Е. Грибовой, Р. Е. Левиной, Л. Ф. Спировой и др.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОНР
1.1. Особенности развития речи у младших школьников с ОНР
Нарушения речи – собирательный термин для обозначения отклонений от речевой нормы, принятой в данной языковой среде, полностью или частично препятствующих речевому общению и ограничивающих возможности социальной адаптации человека. Для их обозначения специалистами используются различные термины – расстройства речи, нарушения речи, недостатки речи, недоразвитие речи, речевая патология, речевые отклонения. К детям с нарушениями речи относятся дети с расстройством коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи с сохранным слухом, зрением и интеллектом [14, с. 23].
Среди причин, вызывающих нарушения речи, различают биологические (патогенные факторы, воздействующие в период внутриутробного развития, родов, первые месяцы жизни после рождения) и социальные (психической депривацией) факторы риска [2, с. 7].
Современные классификации речевых нарушений ориентированы на дифференциацию первичных нарушений. Речевые нарушения у детей и подростков рассматриваются в различных аспектах: в аспекте локализации нарушения и психофизической организации речевой деятельности; в аспекте этиопатогенеза [13, c. 16].
В настоящее время этот подход отражен в клинико-педагогической классификации:
1. Нарушения устной речи:
• расстройства фонационного оформления речи:
- афония, дисфония – отсутствие или нарушение голоса;
- брадилалия – патологически замедленный темп речи;
- тахилалия – патологически убыстренный темп речи;
- заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата;
- дислалия – нарушение произносительной стороны речи при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата;
- ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими нарушениями речевого аппарата.
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОНР
2.1. Методика использования дидактической игры в развитии речи младших школьников
Работа по развитию речи школьников в процессе логопедического воздействия включает в себя следующие этапы:
I - подготовительный;
II - фонемный;
III - лексико-грамматический;
IV – интегративный [5, с. 32].
Рассмотрим подробно сущность каждого этапа и приведем примеры игр, которые выступают как средство развития речи младших школьников.
Этап I – подготовительный. Цель этого этапа – усиление речевой активности и модально-специфических умственных функций – слухового внимания и слуховой памяти. На данном этапе определяются и создаются условия, максимально благоприятные для слуха.
Одновременно с организационными мероприятиями ведется работа по созданию импрессивной речи, внимания и памяти, слуховой модальности и слухового восприятия. В игровых ситуациях, слушая речь логопеда, дети выполняют определенные манипуляции с различными игрушками, объектами, выделяют и запоминают таким образом имена этих объектов, выполненные действия, знаки, присущие конкретным объектам, обобщая значения слова. Эти упражнения не только способствуют обогащению словарного запаса детей, но и усиливают их интерес к речи как средству познания окружающего мира и формируют мотивацию общения.
Подготовительные игры включают в себя подготовку органов речи и слуха ребенка к восприятию правильного звука и правильной структуре артикуляции, необходимой для его воспроизведения. Выбор игр осуществляется в строгой последовательности: сначала для развития слухового внимания, то есть способности отличать неречевые звуки по их звукочастотным свойствам (игры: «Где позвонили?», «Наседка и цыплята» и др.); затем для развития речевого слуха, т. е. умения ребенка различать голоса людей, понимать смысл фразы говорящего (игры «Слушай и выполняй», «Скажи, что ты слышишь» и др.).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы.
1. Современные классификации речевых нарушений ориентированы на дифференциацию первичных нарушений. Речевые нарушения у детей и подростков рассматриваются в различных аспектах: в аспекте локализации нарушения и психофизической организации речевой деятельности; в аспекте этиопатогенеза. кроме медицинской классификации речевых нарушений существует и педагогическая классификация, разработанная Р.Е. Левиной. Клиническое разнообразие проявлений общего недоразвития речи позволило выделить три основные группы детей (ОНР 1, 2, 3 уровня).
2. Проблема формирования речи у детей с ОНР – одна из центральных в специальной психологии и педагогике. У детей с ОНР наблюдается ряд речевых нарушений: нарушения фонетических средств языка: звуков, ударений, интонаций, темпа, ритма; нарушения слоговой структуры слов и др.В текстовых сообщений детей с ОНР связность речи организуется на основе действия механизмов замещения и зацепления. Учащиеся с ОНР из всего многообразия языковых средств отдают предпочтение лексико-семантическому повтору, который в некоторых случаях используется для связи большинства предложений текста.
3. Важное значение в коррекции речевых нарушений и развитии речи младшего школьника имеет дидактическая игра. Изначально предполагалось, что игры в процессе обучения могут использоваться только для детей дошкольного возраста. В ходе развития методической науки дидактические игры начали применяться также на различных ступенях школьного обучения. Дидактическая игра – это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов, а также будущей профессиональной деятельности. Главное отличие игры от другой деятельности заключается в том, что ее предмет – сама человеческая деятельность. Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.
1. Аксенова, Л.И. Специальная педагогика / Л. И. Аксенова, Б. А. Архипов, Л И. Белякова и др.; под ред. Н. М. Назаровой. – М. : Академия, 2004. – 267 с.
2. Баль, Н.Н. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи : учеб.-метод. пособие для учителей-дефектологов дошк. учреждении / Н.Н. Баль, Н.В. Дроздова. – Минск : Адукацыя і выхаванне, 2010. – 152 с.
3. Божович, Л.И. Психическое развитие школьника и его воспитание / Л. И. Божович, Л.С. Славина. – М. : Знание, 1979. – 96 с.
4. Борозинец, Н.М. Логопедические технологии : учебно-методическое пособие / Н. М. Борозинец, Т. С. Шеховцова. – Ставрополь, 2008. – 224 с.
5. Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В. К. Воробьева. — М. : ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006. – 158 с.
6. Газман, О.С. О понятии детской игры / О.С. Газман // Игра в педагогическом процессе. – Новосибирск, 1989. – С. 3–12.
7. Гарипов, Х. Играя – воспитываем / Х. Гарипов // Учитель. – 2007. – № 3. – С. 72–74.
8. Глухов, В.П. Исследование особенностей связной речи старших дошкольников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи / В.П. Глухов, М.Н. Смирнова // Логопедия. – 2006. – С. 13–24.
9. Громова, О.Е. Формирование начального детского лексикона: практикум / О.Е. Громова. – М. : Просвещение, 2009. – 180 с.
10. Давыдов, В. В. Психологическое развитие младших школьников / Под ред. В. В. Давыдова. – М. : Педагогика, 1990. – 285 с.
11. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников и младших школьников / Л.Н. Ефименкова. – М. : Просвещение, 2010. – 132 с.
12. Жукова, Н. С. Формирование устной речи: Учебно-методическое пособие / Н. С. Жукова. – М. : Соц.-полит. журн., 1994. – 96 с.
13. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь для студентов высших и средних педагогических заведений / Г. М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М. : Академия, 2005. – 320 с.
14. Коррекция нарушений устной и письменной речи : учеб.-метод. пособие / Н. В. Дроздова [и др.]. – Минск : БГПУ, 2006. – 60 с.
15. Ладыженская, Т. А. Система работы по развитию устной речи / Т. А. Ладыженская.– М. : Педагогика,1980. – 225 с.
16. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Р.Е. Левина. – М. : Просвещение, 2008. – 280 с.
17. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики / А.А. Леонтьев. – М. : Академия, 1997. – 256 с.
18. Лепешев, Д.В. Игровые технологии воспитания / Д.В. Лепешев // Творческая педагогика. – 2004. – № 1. – С. 72–82.
19. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина ; под ред. А.Г. Рузской. – М. : Логос, 1997. – 220 с.
20. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад ; редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глобова и др. – М. : Большая Российская энциклопедия, 2006. – 720 с.
21. Поваляева, М. А. Справочник логопеда / М. А. Поваляева. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2003. – 448 с.
22. Селиверстов, В. И. Хрестоматия по логопедии / Под ред. В. И. Селиверстова. – М. : Норма,1997. – 656 с.
23. Учебные программы для специальных общеобразовательных учреждений для детей с тяжелыми нарушениями речи и детей с трудностями в обучении с белорусским и русским языками обучения. – Минск : НИО, 2008. – 144 с.
24. Филичева, Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста : монография / Т.Б. Филичева. – М. : Айрис-Пресс, 2000. – 340 с.
25. Хватцев, М. Е. Логопедия / М. Е. Хватцев. – М. : Наука, 1999. – 457 с.
26. Шаромова, В.С. Формирование навыка чтения у детей с общим недоразвитием речи / В.С. Шаромова // Мир науки, культуры, образования. – 2011. – № 4-2. – С. 83-87.
27. Шашкова, Е. Г. Работа над связной речью / Е. Г. Шашкова. – М. : Высшая школа, 1967. – 305 c.
28. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. – М. : Педагогика, 1989. – 140 с.
29. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская. – Москва : Сентябрь, 1996. – 120 с.
30. Ястребова, А. В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы / А. В. Ястребова. – М. : Просвещение, 1984. – 168 с.
31. Ястребова, А. В. Учителю о детях с недостатками речи / А.В. Ястребова – М. : АРКТИ, 1997. – 131 с.