ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛОГОРИТМИКИ
1.1. Психолого-педагогическая характеристика учащихся младших классов, страдающих заиканием
1.2. Методический аспект использования логоритмики в коррекционной работе
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗАИКАНИЕМ
2.1. Методика и организация экспериментального исследования
2.2. Методические рекомендации по использованию логоритмики у младших школьников с заиканием
2.3. Программа использования логоритмики в коррекционной работе с детьми с заиканием
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ВВЕДЕНИЕ
Функция речи является одной из важнейших функций человека. В процессе развития речи развиваются высшие ментальные формы познавательной деятельности, способность к концептуальному мышлению. Владение речью способствует осознанию, планированию и регулированию поведения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности и участия в коллективной работе.
Разработка правильного произношения – одна из основных задач логопедической работы. Развитие воспроизведения звука – это воспитание внимания к звуковой стороне речи. Формируя произношение звуков, педагог учит детей слушать речь, различать и воспроизводить отдельные элементы речи, уметь помнить материал, воспринимаемый на слух, слышать звук собственной речи и быть способный исправлять ошибки. Все эти задачи решаются в первую очередь путем понимания собственного произношения, выработки четкой артикуляции отдельных звуков.
Заикание – это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами в различных частях речевого аппарата [7, с. 180]. При заикании в речи ребенка проявляются вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. Заикание относится к нарушениям темпа, ритма и плавности речи.
Как правило, заикание чаще всего возникает у детей в возрасте от двух до 3,5 лет. Возникая в период наиболее активного формирования речи (2 - 6 лет), заикание ограничивает коммуникативные возможности ребенка, снижает учебную мотивацию, искажает формирование личности, затрудняет социальную адаптацию. Заикание может явиться причиной возникновения трудностей в овладении ребенком навыка письма. Р. Е. Левина, И. Н. Садовникова указывают, что в письме могут отражаться дефекты развития речи ребенка.
В современной коррекционной работе в различных методах реабилитации все чаще используется логоритмика как одно из независимых средств коррекционного действия и в сочетании с музыкальными и ритмическими упражнениями.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛОГОРИТМИКИ
1.1. Психолого-педагогическая характеристика учащихся младших классов, страдающих заиканием
Учащиеся младших классов, страдающих заиканием, характеризуются специфическими особенностями психического и речевого развития.
В современной специальной литературе различают три степени заикания:
– легкая, при которой заикаются лишь в возбужденном состоянии при стремлении быстро высказаться. В этом случае задержки легко преодолеваются, заикающиеся говорят, не стесняясь своего дефекта;
– средняя, при которой в спокойном состоянии и в привычной обстановке говорят легко и мало заикаются, в эмоциональном состоянии проявляется сильное заикание;
– тяжелая, при которой заикаются в течение всей речи, постоянно, с сопутствующими движениями [1, с. 83].
Учащиеся начальной школы, страдающие от заикания, делятся на группы в зависимости от степени болезненности фиксации. Исследователи заикания в понятие фиксированности на дефекте вкладывают различное содержание. Фиксированность на дефекте определяют как:
- особое свойство внимания (устойчивое, застрявшее навязчивое, сосредоточенное);
- осознание дефекта, его идея, другое эмоциональное отношение к нему (опыт, беспокойство, страх).
Согласно степени болезненной фиксации, есть три группы заиканий:
1. Нулевая степень болезненной фиксации. Младшие школьники не страдают от нарушения сознания или вообще не замечают его. Им не хватает элементов сдержанности, чувствительности к их неправильной речи, а также любых попыток преодолеть недостатки.
2. Умеренная степень болезненной фиксации. Младшие школьники беспокоятся о своем дефекте, прибегают к различным трюкам, стараются меньше общаться. Они знают об их заикании, испытывают ряд неудобств, пытаются скрыть их недостаток.
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗАИКАНИЕМ
2.1. Методика и организация экспериментального исследования
Экспериментальное исследование было проведено на базе ГУО «Средняя школа №1 г. Бреста». Всего в исследовании приняло участие 15 детей с заиканием – учащихся 1-2 класса. Полученные результаты исследования сравнивались с показателями детей с нормой (контрольная группа) также в количестве 15 человек.
Цель констатирующего экспериментального исследования: выявить уровень сформированности голосовой функции речи у детей младшего школьного возраста с заиканием.
Экспериментальное исследование проводилось в привычной для детей обстановке в виде метода индивидуального эксперимента. В основу исследования были положены методики, предложенные Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой.
1. Пропевание гласной «а».
Цель: Определить подвижность мягкого неба, чистоту голоса, наличия назальности.
Оборудование: магнитофон.
Описание исследования: для этого мы просим детей длительно произнести гласную «А» при широко открытом рте.
Оценка задания
3 балла – подъем мягкого неба сформирован в полной мере, голос чистый, без назального оттенка.
2 балла недостаточно подвижно или отклоняется в сторону при произношении гласного, в голосе присутствует легкая гиперназальность.
1 балл – мягкое небо провисает в голосе присутствует выраженная гиперназальность.
Для определения тембра и высоты голоса было предложено задание «Теремок».
Цель: определить возможности изменения тембра голоса и его высоты.
Оборудование: аудиозапись сказки, картинки с изображением животных.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы.
У учащихся младших классов, страдающих заиканием, отмечаются повышенная впечатлительность, тревожность, робость, обидчивость, раздражительность. У учащихся младших классов с неврозоподобной формой заикания отмечается повышенная истощаемость и утомляемость при интеллектуальной и физической нагрузке. Их внимание неустойчиво, они быстро отвлекаются. Нередко такие дети чрезмерно суетливы, непоседливы, с трудом подчиняются дисциплинарным требованиям, могут быть раздражительными и вспыльчивыми.
В настоящее время в логопедии разработан ряд авторских методов логопедической ритмики, которые используются практиками в системе коррекционно-воспитательной работы с детьми с нарушениями речи. Эти методы направлены на преодоление расстройств речи путем развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Авторы отмечают необходимость определенной последовательности логоритмических упражнений с учетом принципа постепенного усложнения неречевых и речевых задач.
В целях выявления уровня сформированности голосовой функции речи у детей младшего школьного возраста с заиканием было проведено экспериментальное исследование.
Анализ результатов выполнения заданий позволил выявить, что у 93% обследованных младших школьников с заиканием выявлен низкий уровень сформированности голосовой функции речи. Дети с заиканием допускали большое количество ошибок, иногда исправляли их самостоятельно по ходу выполнения задания, но в большинстве случаев для выполнения задания им требовалась активная помощь взрослого. Речь детей с заиканием характеризовалась как монотонная, в голосе присутствует выраженная гиперназальность. Также у детей с заиканием была выявлена неспособность изменять голос, ярко выраженная огрубленность, охриплость голоса. Изменение темпа и ритма речи удавались лишь при сопряженном произнесении. Отмечалось ускорение либо замедление темпа речи, необоснованное паузирование, зачастую встречались частые нарушения произношения, нарушения восприятия и воспроизведения ритма в неречевом и особенно в речевом плане.
1. Алмазова, Е. С. Нарушения голоса у детей и подростков / Е. С. Алмазова // Расстройства речи у детей и подростков / под общ. ред. С. С. Ляпидевского. – М. : Медицина, 1969. – С. 80–99.
2. Артемова, Е. Э. Использование музыкальных упражнений в структуре логопедических занятий с неговорящими детьми / Е. Э. Артемова // Логопедия. – 2007. – № 1 (15). – С. 28–29.
3. Артемова, Е. Э. Речевая интонация / Е. Э. Артемова // Экспериментальная фонетика. – Минск : Вышэйшая школа, 1971. – 36 с.
4. Арутюнян, Л. З. Симптоматика заикания и стратегия терапии / Л. З. Арутюнян, М. А. Арутюнян // Логопедия. – 2012. – № 1. – С. 14–15.
5. Бабушкина, Р. Л. Логоритмика – занятие или игра? : пособие по логоритмике для детей 3 - 7 лет с общим недоразвитием речи / Р. Л. Бабушкина. – СПб. : Питер, 2000. – 280 с.
6. Баль, Н. Н. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи : учеб.-метод. пособие для учителей-дефектологов дошк. учреждении / Н. Н. Баль, Н. В. Дроздова. – Минск : Адукацыя і выхаванне, 2010. – 152 с.
7. Белякова, Л. И. Заикание / Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова. – М. : В. Секачев, 1998. – 307 с.
8. Белякова, Л. И. Клиническая характеристика заикающихся с невротической и неврозоподобной формами речевой патологии / Л. И. Белякова // Коррекционное обучение при нарушениях речевой деятельности : межвуз. сб. науч. тр. / отв. ред. В. И. Селиверстов. – М. : МГПИ, 1983. – С. 6–19.
9. Битова, А. Л. Место музыкальной терапии в системе помощи ребенку с нарушениями развития / А. Л. Битова, И. С. Константинова, А. А. Цыганок // Обучение и воспитание детей с нарушениями развития. – 2007. – № 6. – С. 24–28.
10. Борозинец, Н. М. Логопедические технологии : учебно-методическое пособие / Н. М. Борозинец, Т. С. Шеховцова. – Ставрополь, 2008. – 224 с.
11. Волкова, Г. А. Логопедическая ритмика: учеб. для студ. высш. учеб, заведений / Г. А. Волкова. – М.: ВЛАДОС, 2002. 272 с.
12. Ворошилов, Е. Л. Система работы с заикающимися дошкольниками / Е. Л. Ворошилов // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. – 2006. – № 2. – С. 31–36.
13. Гоголева, Л. А. Логоритмика в детском саду / Л. А. Гоголева. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 107 с.
14. Кижло, И. В. Методологическое обоснование коррекционно-педагогической работы по формированию темпо-ритмической стороны речи у учащихся с тяжелыми нарушениями речи на логоритмических занятиях / И.В. Кижло // Специальное образование: традиции и инновации: материалы V Междунар. науч.-практ. конф.; г. Минск, 14–15 апр. 2016 г. / Белорус. гос. пед. ун-т им. М. Танка; редкол.: С.Е. Гайдукевич [и др.] [Электронный ресурс]. – Минск : БГПУ, 2016. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
15. Коррекция нарушений устной и письменной речи : учеб.-метод. пособие / Н. В. Дроздова [и др.]. – Минск : БГПУ, 2006. – 60 с.
16. Лаврова, Е. В. Характеристика и классификация нарушений голоса / Е. В. Лаврова // Дефектология. – 2001. – № 1. – С. 34–38.
17. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии / Р. Е. Левина. – М. : Просвещение, 2008. – 280 с.
18. Логопсихология : учебно-методическое пособие / авт.-сост. С. В. Лауткина. – Витебск : УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2007. – 173 с.
19. Лопатина, Л. В. Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников / Л. В. Лопатина, Л. А. Позднякова. – СПб. : ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2010. – 280 с.
20. Микляева, Н. В. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ: Пособие для воспитателей и логопедов / Н. В. Микляева, О. А. Полозова, Ю. Н. Родионова. – М. : Айрис-пресс, 2005.– 112 с.
21. Митринович-Моджеевска, А. Патология речи, голоса и слуха / А. Митринович-Моджеевска. – Варшава, 1965. – 356 с.
22. Орлова, О. С. Нарушения голоса у детей: учеб.-метод. пособие / О. С. Орлова. – М. : ACT: Астрель: Транзиткнига, 2005. – 125 с.
23. Павалаки, И. Ф. Темпо-ритмическая организация движений и речи дошкольников : автореф. дисс…. канд. пед. наук / И. Ф. Павалаки. – М., 2006. – 16 с.
24. Правдина, О. В. Логопедия. / О. В. Правдина. – М. : Просвещение, 1973. – 272 с.
25. Савицкая, Н. М. Логоритмика для малышей / Н. М. Савицкая. – СПб.: КАРО, 2005. – 128 с.
26. Филатова, Ю. О. Ритм речи и движений у детей: теоретические и прикладные проблемы логопедии : моногр. / Ю. О. Филатова. – М. : МПГУ, 2012. – 220 с.
27. Филатова, Ю. О. Роль средств визуализации речи на базе информационных технологий в изучении просодическойстороны речи детей и подростков с заиканием / Ю. О. Филатова // Дефектология. – 2010. – № 6. – С. 77–84.
28. Филимонова, В. И. Состояние голоса дошкольников с речевой патологией : автореф. дис. … канд. пед. наук / В. И. Филимонова– М., 1990. – 16 с.
29. Филичева, Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста : монография / Т. Б. Филичева. – М. : Айрис-Пресс, 2000. – 340 с.
30. Шабала, Я. Заикание: причины и коррекция / Я. Шабала // Пралеска. – 2007. – № 1. – С. 15 – 20.
31. Шашкина, Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи / Г. Р. Шашкина. – М: Академия, 2005. – 192 с.