ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Педагогическая сущность понятия дидактическая игра
1.2 Особенности развития речевой деятельности у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией
1.3 Использование дидактических игр в логопедической работе
2 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПРИ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ
2.1 Условия результативного использования дидактических игр в логопедической работе
2.2 Картотека дидактических игр по коррекции нарушений звукопроизношения свистящих звуков у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Одной из актуальных проблем на современном этапе развития общества, является проблема увеличения количества детей с речевыми нарушениями. Соответственно приоритетным направлением становится поиск наиболее эффективных и действенных методов и способов преодоления данных нарушений.
Одним из критериев для определения успешного развития ребенка является грамотная и правильная речь. Хорошо развитая речь является важнейшим условием всестороннего полноценного развития ребенка.
Из всего многообразия звуков, которые воспринимает ребенок, речевые звуки в словах служат целям его общения с окружающими людьми, средством передачи информации. Дошкольный возраст-тот период, когда ребенок приобретает знания, необходимые для дальнейшего развития. Успешное развитие деятельности ребенка происходит в игре, когда детская любознательность помогает освоиться в окружающем мире и помогает овладеть способами познания взаимосвязей и явлений.
По мнению А. Н. Леонтьева, дети с речевыми нарушениями не могут спонтанно стать на онтогенетический путь развития речи, который свойственен нормально развивающимся детям. Для преодоления данной особенности развития нужно проводить специальные коррекционные мероприятия, основанные на игровой деятельности, так как речь более эффективно развивается в специально организованном процессе. Соответственно в дошкольном возрасте важно максимально широко использовать дидактические игры на всех этапах формирования правильного звукопроизношения.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Педагогическая сущность понятия дидактическая игра
Дидактическая игра - это активная учебная деятельность по имитационному моделированию систем, явлений, процессов, а также будущей профессиональной деятельности. Основное различие между игрой и другими видами деятельности заключается в том, что ее предметом является сама деятельность человека. Термин «дидактическая игра» подчеркивает педагогическую направленность, отражает разнообразие его использования в процессе обучения [16, с. 21].
Среди исследователей, которые непосредственно участвовали в изучении роли дидактической игры в развитии речи, выделяются следующие: И.Е. Берменд, А.К. Бондаренко, А.М. Бородич, Л.М. Житникова, Р.И. Жуковская, Ю.В. Менджерицкая, с. Л. Новоселова, В.И. Селиверстов, А.И. Сорокина, О.С. Ушакова, Г.С. Швайко.
Дидактическая игра может быть классифицирована в зависимости от того материала, который используется в ней:
• игры с предметами (игрушками, природным материалом и т.д.);
• настольные печатные игры;
• словесные игры.
Также игры могут быть классифицированы по количественному составу участников [13, c. 72]:
• индивидуальные;
• парные;
• групповые;
• фронтальные;
• широкомасштабные;
• узкомасштабные.
Более того, игры могут быть классифицированы по степени сложности выполняемых действий:
• простые;
• сложные;
• моноситуационные;
• полиситуационные.
Выводы по 1 главе
Цикл дидактической игры – это непрерывная последовательность учебных действий в процессе решения проблем. Этот процесс условно делится на следующие этапы: подготовка, постановка основной задачи, построение имитационной модели объекта, решение проблемы, проверка, исправление, реализация принятого решения, оценка его результатов; анализ результатов. Образовательный потенциал игры многогранен – через него могут быть успешно решены проблемы диагностики, коррекции взглядов и поведения, формирования коммуникативных навыков, формирования активной жизненной позиции, формирования и развития детской команды, организации культурно- формирование досуга и т. д.
Стертая дизартрия характеризуется тремя основными синдромами: синдром артикуляторных расстройств; синдром нарушения речевого дыхания; синдром нарушения голоса.
2 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПРИ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ
2.1 Условия результативного использования дидактических игр в логопедической работе
На развитие речи дошкольников со стертой дизартрией влияют различные средства. Известно, что в игре развитие ребёнка идёт гораздо быстрее. Для дошкольников, обучающихся в логопедических группах, это тем более важно, потому что, эти дети часто отличаются низкой познавательной активностью. Применение дидактических игр в развитии речи дошкольников с нарушениями речи в настоящее время стало одним из ведущих методов логопедической работы.
Дидактические игры выполняют следующие функции:
– средство воспитания;
– форма организации обучения и воспитания;
– метод, прием обучения и воспитания [29, с. 11].
Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарный запас, навыки быстрого выбора наиболее подходящего слова, изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Дидактические игры в работе логопеда является действенным средством совершенствования таких функций и процессов, как пространственная ориентация, восприятие, внимание, память, речь, зрительно-моторные координации, мыслительные операции и др.
Одним из важных условий успешности обучения в ходе дидактических игр является заинтересованность в них самих детей. Поэтому все игры должны проводиться эмоционально и непринуждённо. При выборе игры нужно учитывать тему, которую дети изучают на логопедических занятиях.
В ходе игры дети незаметно для себя выполняют различные действия, игра ставит их в условия поиска, пробуждает интерес к победе, облегчает преодоление трудностей в усвоении программного материала. Многие дидактические игры заключают в себе вопрос, задания, призыв к действию, например: «Кто быстрее?», «Не зевать!», «Отвечай сразу», «Кто вернее?», «Договори слово», «Кто больше придумает слов?», «Сложи словечко» и т. д. Играя, дети лучше усваивают программный материал, что повышает эффективность педагогического процесса. Использование в образовательном процессе игр, создание на занятиях игровой ситуации приводит к тому, что дети незаметно для себя и без особого напряжения приобретают определённые знания, умения, навыки.
Выводы по 2 главе
Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарный запас, навыки быстрого выбора наиболее подходящего слова, изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Дидактические игры в работе логопеда является действенным средством совершенствования таких функций и процессов, как пространственная ориентация, восприятие, внимание, память, речь, зрительно-моторные координации, мыслительные операции и др.
Среди основных условий результативности использования дидактической игры в логопедической работе следует назвать заинтересованность в дидактической игре самих детей. Поэтому все игры должны проводиться эмоционально и непринуждённо. Также условием результативности использования данных игр является учет темы, которую дети изучают на логопедических занятиях, возраста детей, особенностей речевого развития.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы.
Цикл дидактической игры – это непрерывная последовательность учебных действий в процессе решения проблем. Этот процесс условно делится на следующие этапы: подготовка, постановка основной задачи, построение имитационной модели объекта, решение проблемы, проверка, исправление, реализация принятого решения, оценка его результатов; анализ результатов. Образовательный потенциал игры многогранен – через него могут быть успешно решены проблемы диагностики, коррекции взглядов и поведения, формирования коммуникативных навыков, формирования активной жизненной позиции, формирования и развития детской команды, организации культурно- формирование досуга и т. д. Суть дидактической игры состоит в том, чтобы решить проблемы с детьми, которые предлагаются им в развлекательной игровой форме. В ходе игры дети самостоятельно находят решения, преодолевая особые трудности. Дидактические игры отличаются учебным содержанием, детской когнитивной деятельностью, игровыми действиями и правилами, детской организацией и отношениями и их ролью в качестве учителя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в некоторых они появляются одни, в других - другие.
Стертая дизартрия характеризуется тремя основными синдромами: синдром артикуляторных расстройств; синдром нарушения речевого дыхания; синдром нарушения голоса. При стертой дизартрии значительные трудности вызваны такими движениями, как вытягивание языка и поддержание его в состоянии покоя, поднятие и опускание кончика языка, удерживание языка в широком и узком состоянии. Выполнение этих движений характеризуется нарушением объема выполняемых движений, беспокойством языка, тремором кончика языка, уменьшением мышечного тонуса, наличием сингенеза и трудностью в поддержании данной осанки. Самыми сложными в произношении для детей со стертой дизартрией являются твердые свистящие: [с], [з], для которых характерно межзубное произношение, реже встречается губно-зубное и призубное произношение.
1. Аркин, Е. А. Ребенок в дошкольные годы / Е. А. Аркин, А. В. Запорожец, В. Д. Давидович. – Москва: Просвещение, 2003. – 444 с.
2. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е. Ф. Архипова. – М. : Астрель, 2008. – 96 с.
3. Баль, Н.Н. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи / Н.Н. Баль, Н.В. Дроздова. – Минск : Адукацыя і выхаванне, 2010. – 152 с.
4. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду / А. К. Бондаренко. – М. : Просвещение, 2001. – 160 с.
5. Булыкина, Е. А. Развитие звукопроизношения у детей дошкольного возраста с дизартрией при помощи дидактических игр / Е.А. Булыкина // Молодой ученый. – 2016. – №9. – С. 1076-1078.
6. Визель, Т.Г. Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи / Т.Г. Визель. – М. : В. Секачев, 2005. – 56 с.
7. Винарская, Е.Н. Дизартрия / Е.Н. Винарская. – М. : ACT: Астрель, 2006. – 141 с.
8. Водовозова, Е. Н. Умственное и нравственное развитие детей от первого проявления сознания до школьного возраста / Е. Н. Водовозов. – СПб : Питер, 2001. – 392 с.
9. Волкова, Л. С. Логопедия / Л. С. Волкова, Н. С. Шаховская. – Москва: ВЛАДОС, 1998. – 680 с.
10. Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В. К. Воробьева. – М. : ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006. – 158 с.
11. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования / Л.С. Выготский. – М. : Просвещение, 2008. – 520 с.
12. Выготский, Л. С. Педагогика / Л. С. Выготский. – Москва, 1984. –Т.4: детская психология. – 432 с.
13. Гарипов, Х. Играя – воспитываем / Х. Гарипов // Учитель. – 2007. – № 3. – С. 72–74.
14. Громова, О.Е. Формирование начального детского лексикона: практикум / О.Е. Громова. – М. : Просвещение, 2009. – 180 с.
15. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников и младших школьников / Л.Н. Ефименкова. – М. : Просвещение, 2010. – 132 с.
16. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь для студентов высших и средних педагогических заведений / Г. М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М. : Академия, 2005. – 320 с.
17. Коррекция нарушений устной и письменной речи : учеб.-метод. пособие / Н. В. Дроздова [и др.]. – Минск : БГПУ, 2006. – 60 с.
18. Ладыженская, Т. А. Система работы по развитию устной речи / Т. А. Ладыженская.– М. : Педагогика, 2008. – 225 с.
19. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Р.Е. Левина. – М. : Просвещение, 2008. – 280 с.
20. Лепешев, Д.В. Игровые технологии воспитания / Д.В. Лепешев // Творческая педагогика. – 2004. – № 1. – С. 72–82.
21. Лопатина, Л.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии) : учебное пособие / Л.В. Лопатина, Н.В.Серебрякова. –– Спб. : СОЮЗ, 2000. – 192 с.
22. Лопухина, И. С. Логопедия: 550 занимательных упражнений для развития речи / И. С. Лопухина. – Москва: Аквариум, 1995. – 386 с.
23. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад ; редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глобова и др. – М. : Большая Российская энциклопедия, 2006. – 720 с.
24. Поваляева, М. А. Справочник логопеда / М. А. Поваляева. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2003. – 448 с.
25. Программа для специальных дошкольных учреждений «Воспитание и обучение детей с тяжелыми нарушениями речи». – Минск : НИО, 2007. – 280 с.
26. Седых, Н. А. Воспитание правильной речи у детей : Практическая логопедия. – Донецк: Сталкер, 2003. – 288 с.
27. Селеверстов, В.И. Речевые игры с детьми / В.И. Селиверстов. – М. : ВЛАДОС, 2004. – 124 с.
28. Селиверстов, В. И. Хрестоматия по логопедии / Под ред. В. И. Селиверстова. – М. : Норма,1997. – 656 с.
29. Селиверстов, В.И. Игры в логопедической работе с детьми / В. И. Селиверстов. – Москва: Просвещение, 1987. – 142 с.
30. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) / Е. И. Тихеева. – М. : Просвещение, 2001. – 216 с.
31. Филичева ,Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.- М., 2006.- 187с.
32. Филичева, Т.Б. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение /Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. – М. : Гном и Д, 2000. – 80 с.
33. Филичева, Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста : монография / Т.Б. Филичева. – М. : Айрис-Пресс, 2000. – 340 с.
34. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. – М. : Педагогика, 2001. – 140 с.
35. Эльконин, Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте / Д.Б.Эльконин. – М. : Просвещение, 2000. – 116 с.