ВВЕДЕНИЕ
Имя писательницы Вирджинии Вулф известно всему миру. Именно она стала в некотором роде прародительницей и теоретиком модернистского романа. Ее произведения известны всему миру. Среди них: «Миссис Дэллоуэй», «На маяк», «Орландо», «Волны» и многие другие.
Персонаж прозы является объектом целого ряда фундаментальных исследований. В них изучаются образы отдельных персонажей и их системы в целом на материале литературных произведений отечественных и зарубежных писателей. В то же время создание четкой внутрижанровой типологии английской модернистской прозы затрудняется не только отсутствием достаточно развернутого определения этой категории, но также явно недостаточной разработанностью его теории. Нерешенной проблемой является также выработка критериев и принципов внутрижанровой типологии модернистского романа.
Среди этих аспектов исследование изобразительной системы образа персонажа как одного из антропоцентров литературного модернистского текста в жанре «потока сознания» на примере творчества Вирджинии Вулф продолжает оставаться актуальным.
Объектом исследования в настоящей курсовой работе является текст романа «Миссис Дэллоуэй», предметом исследования – приемы и методы создания образов персонажей, свойственных прозе Вирджинии Вулф.
Цель данной работы заключается в выявлении особенностей создания образов героев в романах Вирджинии Вулф. В соответствии с целью исследования в работе решаются следующие задачи:
1) определение способов, с помощью которых может быть охарактеризован персонаж в художественной литературе;
2) выявление способов, с помощью которых может быть изображен внутренний мир персонажа в художественном произведении;
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОНЯТИЯ «ПЕРСОНАЖ» В ЛИТЕРАТУРЕ
1.1 «Персонаж» как литературоведческая категория
Понимание авторского замысла и главной мысли литературного произведения происходит через раскрытие смысла, заложенного в художественных образах, на системе которых базируется любой рассказ, новелла, роман и т.д. Художественный образ – это результат осмысления автором (художником) какого-либо явления или процесса способами, свойственными тому или иному виду искусства [3, с.152]. Литературное произведение-образ может включать в себя систему образов персонажей.
На современном этапе развития литературоведения не существует единого мнения относительно того, какой термин должен употребляться относительно образа человека. Подтверждается эта неоднозначность многообразием терминов, которые схожи в своем семантическом значении: «персонаж», «действующее лицо», «литературный герой», «характер литературный» и даже просто «образ» [18]. В дальнейшем исследовании мы будем придерживаться терминов «персонаж» и «литературный образ».
Художественный образ персонажа – это эстетическая категория, являющаяся частью общей художественной структуры текста и представляющая собой особым способом организованную систему портретных описаний, описаний действий и внутренних состояний, соотнесенных друг с другом в структуре текста через общий семантический центр – антропоним (имя персонажа) [8].
Основанием для терминологического многообразия, описанного выше, служит, в первую очередь, многосторонний характер изображения человека в литературе, а также сложность системы художественных средств его изображения. Существуют различные точки зрения относительно характера
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСТВА ВИРДЖИНИИ ВУЛФ
2.1 Творчество Вирджинии Вулф в контексте британской модернистской литературы
В западной культуре конца XIX и начала XX вв. приоритетным является такое направление в искусстве, как модернизм. Модернизм — это направление в искусстве, характеризующееся разрывом с предшествующим историческим опытом художественного творчества, стремлением утвердить новые, нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм, а также условностью (схематизацией, отвлечённостью) стиля. Модернистская парадигма была одной из лидирующих в западной цивилизации первой половины XX века; во второй половине века она была подвергнута развёрнутой критике [16, c.66].
Время доминирования в искусстве и культуре направления постмодернизма можно охарактеризовать как период, отличающийся бурными социальными процессами, ускорением жизненных темпов, разрушением монолитных систем, которые раньше существовали в науке и искусстве, возникновением новых направлений и течений.
Начало изменений приходится на XIX, и совпадает со временем становления буржуазии. Экономический подъем этого социального класса был сопровожден также и духовным переворотом. Именно получил название модернизма.
Вирджиния Вулф (1882—1941) стремительно и уверенно вошла в литературу модернизма как признанный ее глава и теоретик, совершивший два важных открытия: использовала понятие «модерн» для обозначения нового характера литературы, занималась шифровкой этого понятия в своей эссеистике и романном творчестве. Также она провозгласила «русскую
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В рамках данного исследования выявляются и интерпретируются изобразительные детали и основные средства выразительности, формирующие основные черты персонажа. Постичь суть образа удается только посредством изучения текстового материала в его взаимосвязи с композиционными особенностями произведения и внетекстовыми параметрами повествования.
Результаты исследования теоретической базы позволили сделать вывод о том, что правильная интерпретация художественного образа персонажа является необходимой для верного толкования замысла автора. При этом в литературоведении на сегодняшний день присутствует достаточно большое количество понятий, которые тем или иным образом обладают способностью обозначить героя произведения. Подходы к определению взаимосвязей между этими терминами существуют разные — они могут быть представлены как ступени в литературной иерархии, а также могут быть отождествлены. Также важно отметить, что наиболее обширным и всеохватывающим термином считается термин «персонаж», который и был использован в нашей работе. Нами было выявлено, что характер и поступки персонажа существуют в постоянном взаимодействии. Изучение персонажей в связи с их поступками и характерами позволяет сделать обобщающие суждения по важнейшим вопросам поэтики литературно-художественного произведения.
В ходе исследования нами было определено, что образ персонажа обладает сложной семантической структурой. Художественная структура образа персонажа состоит из внешнего и внутреннего планов, которые включают в себя достаточно большое количество компонентов. Среди них можно выделить их портрет, речь, имя, описание предметного мира, а также психологический портрет персонажей и прочее. Особую важность в
1. Абрамович, Г.Л. Введение в литературоведение / Г.Л. Абрамович. — М. : Просвещение, 1970. — С.122–123
2. Айвина, К.М. Художественные произведения в контексте современной литературы / К.М. Айвина, В.Г. Боровиков. — М. : Куб, 2009. — 312 с.
3. Бабенко, Л.Г. Филологический анализ текста / Л.Г. Бабенко. М. : Академический проект, 2004. – 400 с.
4. Барышников, Е.П. Литературный герой / Е.П. Барышников // Краткая литературная энциклопедия. — Т.4. — М. : Советская энциклопедия, 1967. — С.315—318.
5. Бочаров, С.Г. Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Образ, метод, характер / С.Г. Бочаров. — М. : изд-во АН СССР, 11962. — 515 с.
6. Бочаров, С.Г. Раскрытие образа художественного персонажа / С.Г. Бочаров // Вопросы литературы. — 1967. — №7. — С.42—47.
7. Владимирова, Н.И. Характер литературный / Н.И. Владимирова // Словарь литературоведческих терминов. — М. : Просвещение, 1974. — С. 443–444.
8. Гончарова, Е.А. Лингвистические средства создания образа персонажа в художественном тексте/ Е.А. Гончарова // Лингвистические исследования художественного текста. – Л., 1983. – С. 85–97.
9. Есин, А.Б. Принципы и приемы анализа художественного произведения / А.Б. Есин. — М. : Флинта, 2000. — 248 с.
10. Кухаренко, В.А. Лингвистическое исследование английской художественной речи / В.А. Кухаренко. – Одесса, 1973. – 60 с.
11. Литературный Энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. – М.: Сов. энциклопедия, 1987. – 437 с.
12. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. — М. : Искусство, 1970. — 457 с.
13. Николаев, А.И. Основы литературоведения: учебное пособие для студентов филологических специальностей / А.И. Николаев. — Иваново: Листос, 2011. — 255 с.
14. Поспелов, Г.Н. Введение в литературоведение / Г.Н. Поспелов. — М., 1988. — 3-е изд. — 218 с.
15. Поспелов, Г.Н. Вопросы методологии и поэтики: сборник статей / Г.Н. Поспелов. — М. : Изд-во МГУ, 1983. — 336 с.
16. Поспелов, Г.Н. Целостно-системное понимание литературных произведений / Г.Н. Поспелов // Вопросы литературы. — 1982. — № 3. — С.18—25.
17. Пропп, В.Я. Морфология сказки / В.Я. Пропп. — Л. :Academia, 1928. — 512 с.
18. Чернец, Л.В. Персонаж и характер в литературном произведении и его критических интерпретациях / Л.В. Чернец // Принципы анализа литературного произведения. — М. : МГУ, 1984. — С. 83–84.
19. Чернец, Л.В. Персонаж и характер в литературном произведении и его критических интерпретациях / Л.В. Чернец, П.А. Николаев, А.Я. Эсалнек // Принципы анализа литературного произведения. — М. : изд-во Моск. ун-та, 1984. — 196 с.
20. Wolf, V. Mrs. Dalloway / V. Wolf. — London : Harcourt, 2002. — 194 p.