ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОММУНИКАТИВНОЙ ИГРЫ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО СТИМУЛИРОВАНИЯ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Коммуникативная игра как вид обучающей деятельности и средство стимуляции активности школьников
1.2. Особенности обучения иностранному языку школьников разных возрастов
ГЛАВА 2 КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ КАК ОДИН ИЗ ПРИЕМОВ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
2.1. Виды коммуникативных игр
2.2. Плюсы и минусы использования коммуникативных игр на уроке иностранного языка
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Изменения, происходящие в жизни общества, оказывают огромное влияние на современное образование и воспитание подрастающего поколения. Главным приоритетом сегодня выступает не столько овладение багажом знаний, сколько формирование базовых свойств его личности: самооценки и образа «Я», нравственных ценностей, а также социально-психологических отношений с другими людьми. Нынешняя ситуация требует коммуникативной и развитой личности, обладающей значительным интеллектуальным, психологическим и социально-культурным потенциалом, начиная с периода дошкольного возраста.
Высокий уровень социально-коммуникативного развития поможет ребенку занять лидирующие позиции в его настоящем и будущем обществе. Придя в школу, первоклассник сможет свободно и уверенно общаться не только со сверстниками, но и с неизвестными взрослыми.
Основным параметром подобного развития является общение. Без полноценного общения невозможно приобретение коммуникативных навыков, а без них и воспитание успешной личности.
Формирование данной способности является важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из главных целей подготовки его к будущей жизни.
Коммуникативность (общительность) – способность общаться с окружающими людьми — необходимая составляющая самореализации личности, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей.
Коммуникативные умения предполагают способность человека в различных ситуациях общения компетентно осуществлять речевую деятельность, то есть уметь говорить и слушать других.
Эту проблему исследовали такие педагоги и ученые как А.С. Макаренко, Д.Б. Эльконин, Н.Е. Щуркова, В.С. Мухина, Н.П. Аникиева.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОММУНИКАТИВНОЙ ИГРЫ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО СТИМУЛИРОВАНИЯ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Коммуникативная игра как вид обучающей деятельности и средство стимуляции активности школьников
К тому времени, когда ребенок приходит в школу, происходит перестройка всей системы отношений ребенка с реальностью, как подчеркивал Д. Б. Эльконин. В игре ребенок усваивает знания (дидактические игры). В младшем школьном возрасте усвоение – косвенный продукт другой деятельности [5].
Критерием выработанных качеств личности выступают не слова, а поведение и действия. Любой вид деятельности как: общение, игра, труд, учение имеет важное значение для усвоения знаний о нормах и правилах поведения и для упражнения в поступках и действиях. И развитие личности в процессе деятельности школьников обеспечивается лишь целенаправленным руководством ею со стороны преподавателя. При этом условии руководство деятельностью младших школьников становится методом воспитания. Поэтому необходимо проанализировать содержание деятельности педагога в организации воспитания и основы воспитательной работы.
Образовательная значимость игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им детской психологии, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения разнообразных игр.
В игре складываются все стороны личности учащегося, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные образовательные возможности игры, которую психологи и педагоги считают ведущей деятельностью ребенка.
ГЛАВА 2 КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ КАК ОДИН ИЗ ПРИЕМОВ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
2.1. Виды коммуникативных игр
Коммуникационные методы используются в коммуникационных играх, в ходе которых учащиеся решаются цели коммуникативно-познавательные с помощью изучаемого иностранного языка. Поэтому основная цель коммуникационных игр – организовать общение на иностранном языке в рамках решения задачи или проблемы общения.
Коммуникативные игры имеют высокую степень наглядности и позволяют активизировать изучаемый языковой материал в речевых ситуациях, моделирующих и копирующих реальный процесс общения.
Коммуникативная игра выступает в роли учебного задания, включающее языковую, коммуникативную и деятельностную задачи.
Решение языковой задачи заключается в обучении или повышении навыков речи в процессе целенаправленного использования данного языкового материала в деятельности речи. Цель коммуникации заключается в обмене информацией между участниками игры в процессе сотрудничества [19, c. 125].
1) коммуникативные игры, которые основаны на приеме ранжирования.
Этот прием подразумевает распространение некоторых предметов в порядке значимости, важности их предпочтения. В игре обычно возникает дискуссия, так как есть различия в точках зрения при ранжировании информации, и обучающиеся аргументируют свой выбор в парах или группах.
Для игры возможны следующие варианты:
* обучающийся работает в одиночку, записывает свое решение проблемы, а затем эти решения обсуждаются в парах или группах;
* обучающиеся в небольших группах пытаются найти общее решение, которое должно быть оправдано в окончательных общих прениях;
* все учащиеся, чьи ответы совпадали, объединяются в группы, чтобы дать как можно больше аргументов для защиты своего выбора.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Языковые способности, как и все остальные, развиваются только в соответствующей деятельности и, следовательно, как говорил Леонтьев А. А. "любой нормальный ребенок может и должен овладеть иностранным языком и свободно использовать его в общении". Но это произойдет или не произойдет – во многом зависит от организации его деятельности учителем, методического подхода к изучению языка.
Использование коммуникативных игр, в которых функционирует изучаемый языковой материал, положительно сказывается на процессе обучения иностранному языку. Ролевая игра рассматривается как одна из активных форм обучения общения на иностранном языке. Её использование особенно эффективно на старшем этапе, когда у студентов уже сформирован навык владения речью на иностранном языке. Игры могут оживить урок, внести естественность в учебное общение на изучаемом языке, облегчить процесс усвоения языкового материала, сделать учебный труд интересным.
Приемы коммуникативной методики используются в коммуникативных играх, в процессе которых учащиеся решают коммуникативно-познавательные задачи средствами изучаемого иностранного языка. Поэтому главной целью коммуникативных игр является организация иноязычного общения в ходе решения поставленной коммуникативной задачи или проблемы.
1. Барашкова, Е.А. Не все дети талантливые, но все способные / Е. А. Барашкова // Первое сентября. Английский язык, 2005. - № 9.
2. Беспалько В.П. «Слагаемые педагогической технологии». М. Педагогика, 1989 г.
3. Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте» - М. Просвещение, 1991 г.
4. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка//Вопросы психологии. - 1966. -№6.
5. Давыдов В. «Проблемы развивающегося обучения», 1986г.
6. Зимняя, И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. Пособие для учителей средн. школы / И. А. Зимняя. М.: Просвещение, 1978. 159 с.
7. Каркусова Д. М. Учим английскому языку, играя. Пособие для учителей. - Ростов н/Д: Феникс, 2007
8. Конышева А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку. СПб.: КАРО, 2006.
9. Курбатова, М. Ю. Игровые приемы обучения английскому языку на начальном этапе / М. Ю. Курбатова // ИЯШ. – 2006. – № 3. – С. 28 – 32.
10. Леонтьев, А. Н. Совершенствование методики обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе. М., 1989. 320 с.
11. Маркова А.П. и др. «Формирование мотивации учения» М. Просвещение, 1990г.
12. Мухина В. С. Возрастная психология: явление развития, детство, юность. - Академия, 2002 год.
13. Оконь В. «Введение в общую дидактику» Пер. С. Кольского. - М. Высшая школа, 1990г.
14. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иностранному говорению. М – Просвещение, 1991.
15. Пидкасистый П.И. «Технология игры в обучении» - М. Просвещение, 1992г.
16. Пучкова, Ю. Я. Игры на уроках английского языка / Ю. Я. Пучкова. – М.: АСТ, 2003. – С. 48 – 56.
17. Тылызина Н.Ф. Педагогическая психология. - М.: Академия, 1999.
18. Утевская, Н. Л. Игры на английском языке / Н. Л. Утевская // Иностранный язык в школе. 1979. №3. С. 94-96.
19. Фришман, И. Коммуникативные, ситуационно – ролевые игры, конкурсы // Воспитательная работа в школе. – 2005. – № 2. – С. 119 – 126.
20. Ханина, Е. Е., Солопова, А. В. Игровая форма обучения / Е. Е. Ханина, А. В. Солопова // Открытая школа. – 2004. – № 5. – С. 63 – 66.
21. Шишов С. Е., Кални идет школа: контроль качества. - M., 2000.
22. Эльконин Д.Б. Психология игры.; М. 1978
23. Султанова М. Ш. Эффективное применение коммуникативных игр на уроках иностранного языка // Молодой ученый. — 2017. — №3.2. — С. 18-20. Режим доступа: https://moluch.ru – Дата доступа: