ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
1.1 Теоретическое обоснование обучения навыкам чтения
1.2 Понятие дислексии. Классификация
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Подходы к выбору метода обучения чтению
2.2 Содержание работы по формированию навыка правильного чтения у учащихся первых классов с речевыми нарушениями
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Обучение грамоте - это одна из основных задач стоящих перед начальной школой. В нынешней методике по обучению грамоте общепризнанным считается положение о том, что практическое знакомство с звуковой стороной слова – необходимая предпосылка для освоения процессом чтением, а затем и письмом, которое построено согласно звуко-буквенному принципу.
Согласно исследованиям Т.А. Алтуховой, Р.И. Лалаевой, А.Н. Корнева, Л.Ф. Спировой, Р.Е. Левиной наблюдается рост количества детей с различными трудностями обучения в начальной школе. Согласно анализам специалистов по психологии, на успеваемость оказывают большое влияние более 200 причин. Одна из главных трудностей – это освоение навыком чтения. Проблема нарушений чтения – одна из наиболее важных для школьного обучения, так как чтение из цели обращается в способ последующего получения знаний обучающимися.
Нарушение чтения у школьников больше всего возникает из-за недоразвития абсолютно всех компонентов речи: фонетико-фонематического и лексико-грамматического. При глубочайших степенях недоразвития речи ученики оказываются не в состоянии освоить чтением в ситуациях школы. Дети с менее глубоким недоразвитием речи в первом классе, как правило, овладевают простыми навыками чтения и письма, однако при этом производят огромное число своеобразных погрешностей, обусловленных отклонениями в формировании фонетической стороны речи, словарного запаса и грамматического строя. Для таких детей нужны регулярные, в течение ряда лет занятия по развитию их произносимой речи и по подготовке к обучению грамоте, а кроме того усовершенствование способностей звукового анализа. Ребята с нарушением речи взамен плавного слогового чтения зачастую используют по буквенное угадывающее чтением. И они совершают большое количество более различных ошибок. Зачастую стремясь совместить в отдельности названные буквы в ходе чтения слов учащиеся говорят нелепый набор звучаний, в силу чего ребенок никак не осознает прочтенное, или, назвав первоначальные две-три буквы разбираемого слова, ребёнок стремится отгадать, то что они должен прочитать. Это приводит к замене читаемого слова другим, схожим согласно буквенному составу, имеющим отличия по значению.
Учащиеся тратят большое количество времени на подготовку домашнего задания, безграмотно пишут. У них появляются трудности при формировании связного монологического толкования.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
1.1 Теоретическое обоснование обучения навыкам чтения
Подготовке детей к овладению грамотой посвящен множество фундаментальных и многосторонних исследований. Проанализировав данные вопросы с позиций разных научных дисциплин, исследователи делают акцент на требованиях, которые необходимы для освоения письменной и устной речи, являющиеся «предпосылками усвоения письма и чтения» (Р.Е. Левина, И.Н. Садовникова, Е.А. Логинова, Е.Н. Отечественная).
Психофизиологическая основа чтения – взаимовлияющая и взаимосвязанная деятельность слухового, зрительного и речедвигательного анализаторов. Большую значимость для результативного освоения чтением имеют такие познавательные процессы, как мышление, внимание, память, образное восприятие и др. Владение письмом и чтением как видом речевой работы требует выполнения ещё более огромного числа действий.
Проблемой формирования навыка чтения занимались такие исследователи, как И. Кант, Н. Бердяев, Л.Н. Толстой, В.В. Розанов, К.Д. Ушинский, И.Д. Бунаков, В.А. Сухомлинский.
Б.Д. Эльконин описывал чтение ровно как "процесс воспроизведения фонетической формы слов по их графической модели". Следовательно означает, что ученик вынужден заметить букву, отдифференцировать её, указать что это за буква, а далее обязан заметить, отдифференцировать и определить последующую букву. И только лишь, в случае если период опознания второй буквы не станет больше времени забывания предыдущей, не будет забывания, ребенок сумеет опознать слог. Данные этапы у ребенока протекают довольно долгий период.
Т.Г. Егоров в своём труде “Очерки психологии обучения детей чтению” анализирует чтение ровно как работа, состоящую из трех взаимозависимых операций: восприятия буквенных знаков, произношения того, что ими отмечено, и осмысления прочтенного. У ребенка, который только лишь обучается процессу чтения, данные действия проходят поочередно. Тем неменее, по мере накапливания опыта чтения текста данные компоненты синтезируются. Т.Г. Егоров отмечает: “Чем гибче сочетание между процессами осмысливания и тем, что называется навыком в чтении, тем идеальнее протекает процесс чтения, тем оно точнее и выразительнее”. Иными словами, исследователь технику чтения не противопоставляет осмыслению читаемого. Для того чтобы чтение выполнилось, необходимо, чтобы все три действия были осуществленны в одно и тоже время.
Выводы по первой главе
Чтение, благодаря которому учащиеся приобретают значительную долю информации, представляет большое значение в ходе овладения знаниями. Значение чтения повышается в условиях имеющейся системы образования, которая допускает развитие дифференциации и индивидуализации обучения и повышение саморазвития учеников. В данных условиях немаловажно умение грамотно применять чтение как способ приобретения новейших знаний.
Умения и навыки чтения сформировываются не только лишь, как важный вид вербальной и интеллектуальной деятельности, как средство самовоспитания, саморазвития, но и как сложная совокупность умений и навыков, которая имеет общеучебный вид и применяемый ребенком при освоении учебных дисциплин.
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Подходы к выбору метода обучения чтению
Для учащихся, которые только начинают читать и писать любое действие предполагает непростую задачу, разрешением которой представляется осуществление нескольких 6 операций. Для того чтобы прочесть слог, детям требуется приостанавливать взор сперва на одной букве, затем на другой, так как его поле зрения ещё урезано границами знака; удерживать направление перемещения взгляд слева направо; поочередно распознавать всякую букву, соотнося её с конкретным звуком; реализовывать синтез двух звуков и, в конечном итоге, проговаривать слог в целом.
Одной из главных задач начальной школы является - развитие у детей навыка чтения, который является основанием всего дальнейшего образования. Сформированный навык чтения содержит два ключевых момента:
а) технику чтения. А именно, верное и стремительное восприятие и озвучивание слов, основанное на связи между их визуальными образами, звуковыми и речедвигательными.
б) понимание текста, понимание значения, содержания.
Установлено, что эти два компонента непосредственно взаимосвязаны и опираются друг на друга: то есть, улучшение техники чтения упрощает понимание прочитанного, а простой для понимания текст правильнее и конкретнее принимается. Поэтому на начальных этапах формирования навыка чтения огромная ценность придается его технике, на дальнейших - пониманию текста [18, с. 44].
Невзирая на длительные споры о способах обучения чтению, установлен принудительный компонент: освоение соответствий между буквами и звуками. Данный этап - первый, однако не завершающий на пути к углубленному и полному овладению своей речью.
Имеется два ключевых, обратных в собственной основе способа обучения чтению. Один называется методом целых слов, а другой - фонологическим.
Выводы по второй главе
Одним из основных вопросов начальной школы является формирование у учащихся навыка чтения. Этот навык является основой всего дальнейшего обучения. Изучение проблемы развития навыков чтения имеет долголетнюю историю.
Существует ряд подходов к подбору методов обучения чтению. В нынешней педагогической практике можно повстречать образцы каждого из них. Но, наиболее распространенным считается фонетический подход, когда ребенок сначала изучает произношение букв, потом переходит к слогам, а потом к словам.
Учащимся с речевыми нарушениями трудно освоить навык чтения и письма. Однако, это можно сделать в случае если ученики станут усиленно работать. Некоторым в потребуются множество уроков, а некоторым месяцы. Сущность уроков – подготовка речевого слуха и буквенного зрения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, у учащихся первых классов с речевыми нарушениями отмечаются наиболее характерные ошибки чтения, которые обусловлены, в первую очередь существующим у данной категории детей нарушением устной речи, отклонением в формировании разных речевых компонентов (звукопроизношения, слоговой структуры слова, фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи).
Значимость рассматриваемой проблемы заключается в том, что в любом классе имеется ученики, которые никак не овладеют навыками чтения на уровне требования школьной программы в установленные ею сроки. А так как навык чтения считается базовым умением для развития других требуемых знаний, то, несомненно, с такими обучающимися должна специально проводиться коррекционная деятельность.
Исследование теоретических источников по исследуемому нами вопросу выявил, что нарушения чтения у ребенка могут быть не только преградой для обучения, но и негативно повлиять на психическое, речевое развитие детей, развитие личности в целом. Неудачи при овладении чтением способны спровоцировать и зафиксировать такие особенности характера как нерешительность в себе, застенчивость, тревожная мнительность, либо, напротив, ожесточенность, враждебность, стремление к неблагоприятным реакциям.
1. Аксенова, Л.И. Специальная педагогика / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; Под ред. Н.М. Назаровой. - М.: Издательский центр «Академия», 2004
2. Ананьев, Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом / Б.Г. Ананьев // Начальная школа. - 2007. - №3. - С. 6 - 8.
3. Ануфриев, А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Коррекционные упражнения / А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. - М.: Издательство "Ось-89",- 2001. – 231 с.
4. Ахутина, Т.В. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекции / Т.В. Ахутина. - М.: Сфера, 2001. - 156 с.
5. Бадалян, Л.О. Невропатология: Учебник для студ. дефектол. фак. высш. пед. учеб. заведений / Л.О. Бадалян. - 2-е изд., испр. - М.: «Академия», 2001. – 318 с.
6. Баль, Н.Н. Обследование чтения и письма у младших школьников / Н.Н. Баль. - Мн., 2001. - 173 с.
7. Брехунова, Г.Н. Послушные буквы: программа профилактики дисграфии и дислексии у детей 5-7 лет с нарушениями речи / Г.Н. Брехунова // Логопед. – 2007. - №4. – С. 64-69.
8. Васильева, М.С. Актуальные проблемы обучения чтению в начальных классах / М.С. Васильева М.И. Оморокова, Н.Н. Светловская. - М.: Педагогика, 2007. - 89с.
9. Волкова, Л.С. Логопедия: учебник для студентов дефект. пед. выш. учеб. заведений/ Под ред. Л.С. Волковой и С.Н. Шаховской. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 680с.
10. Волкова, Л.С., Нарушения письменной речи. Дислексия. Дисграфия / под ред. Л.С. Волковой. - М.: Педагогика, 2006. - 267с.
11. Журова, Л.Е. Русский язык. Обучение грамоте. 1 класс: метод. коммент. к урокам / Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова. - М. : Вентана-Граф, 2013. – 544 с
12. Зайцев, В.Н. Резервы обучения чтению / В.Н. Зайцев - М.: Просвещение, 2001. - 195с.
13. Иншакова, О.Б. Некоторые приёмы коррекции специфических ошибок чтения и письма / О.Б. Иншакова. - СПб.: Гном, 2007. - 142с.
14. Иншакова, О.Б. Письмо и чтение: Трудности обучения и коррекция: Учеб. пособие / О.Б. Иншаковой. – М.; Воронеж, 2001. – 118 с.
15. Кобзарева, Л.Г. Ранняя диагностика нарушения чтения и его коррекция / Л.Г. Кобзарева, Т.И. Кузьмина. - М., 2000. – 235 с.
16. Корнев, А.Н. Дислексия и дисграфия у детей / А.Н. Корнев. – СПб.: Гиппократ, 1995. – 271 с.
17. Корнев, А.Н. Нарушение чтения и письма у детей / А.Н. Корнев. - СПб.:, 2003. - 330 с.
18. Кривовязова, Н.Д. Обучение в 1 классе / Н.Д. Кривовязова, И.Н. Ясова. – Мн.: НМЦентр, 1998. - 68 с.
19. Лалаева, Р.И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников / Р.И. Лалаева. – С.Пб, 1999. - 253 с.
20. Лалаева, Р.И. Нарушение чтения и письма у младших школьников / Р.И. Лалаева, Л.В. Бенедиктова. - СПб.:, 2004. - 219 с.
21. Лалаева, Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьникови / Р.И. Лалаева. – СПб.: Союз, 2002. – 222 с.
22. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А.А. Леонтьев. М.: Просвещение, 1969.
23. Лусс, Т.В. Использование дидактического пособия «Азбука «Буквы- куклы» для подготовки к обучению чтению детей, имеющих недостатки речевого и интеллектуального развития / Т.В. Лусс // Дефектология. – 2001. – №4 . – С. 53-56.
24. Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. - М.: 2000
25. Максимчук, Н.Н. Игры по обучению грамоте и чтению / Н.Н. Максимчук. – М.: Вако, 2006. – 131 с.
26. Оморокова, М.И. Совершенствование чтения младших школьников / М.И. Оморокова. - М.: Гном, 2007. - 152с.
27. Парамонова, Л.Г. Легкий способ научиться правильно говорить и писать и писать. Дефекты произношения. Дислексия. Дисграфия. / Л.Г.Парамонова. - М.:АСТ: СПб.: Сова, 2009.- 464 с.
28. Пожарская, И.Л. Элементы коррекционной педагогики на уроках обучения грамоте и русского языка / И. Л. Пожарская // Начальная школа. - 2011. – 128 с.
29. Рамзаева, Т.Г. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и методика нач. обучения» / Т.Г. Рамзаева, М.Р. Львов. - М.: Просвещение, 1979. - 431 с.
30. Русецкая, М.Н. Нарушения чтения у младших школьников: Анализ речевых и зрительных причин: Монография / М.Н. Русецкая. - СПб.: КАРО, 2007.- 192с.
31. Садовникова, И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма: Пособие для логопеда / И.Н. Садовникова. - М.: АРКТИ, 2005. - 400с.
32. Смирнова , И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР: Учебно-методическое пособие для логопедов и дефектологов / И.А. Смирнова. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. - 320 с.
33. Спирова, Л.Ф. Нарушение процесса овладения чтением у школьников / Л.Ф. Спирова. - М.: Сфера, 2003. - 336с.
34. Титова, Т.А. О некоторых особенностях логопедической работы по коррекции нарушений звукослоговой структуры слова / Т.А. Титова // Шк. логопед. – М., 2005. – № 1. – C. 25-30.
35. Тригер, Р.Д. Подготовка к обучению грамоте: Пособие для учителя / Р.Д. Тригер. – Смоленск: ООО Изд-во Ассоциация XXI век, 2010. – 76 с.
36. Фотекова, Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников / Т.А. Фотекова. - М., 2001. - 54с.
37. Чиркина, Г.В. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общ. ред. проф. Г.В.Чиркиной.-4-е изд., доп.- М.: АРКТИ, 2005.-240 с
38. Штец, А.А. Из истории русской букваристики: традиция обучения грамоте у древних славян / А.А. Штец // Философия в XXI веке: междунар. сб. науч. трудов; под общ. ред. проф. О.И. Кирикова. – Выпуск 16. – Воронеж: ВГПУ, 2008. - С. 13-20.
39. Эльконин, Д.Б. Некоторые вопросы усвоения грамоты / Д.Б. Эльконин // Вопросы психологии. - 2006. - №5. - С.12-14