ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1 Понятие дисграфии как нарушения письменной речи
1.2 Особенности проявления дисграфии у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
ГЛАВА 2 ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ у ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.1 Методическое обоснование исследования уровня сформированности письменной речи детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи
2.2 Приемы, условия и средства предупреждения дисграфии у детей с нарушениями речи
2.3 Логопедическая работа по предупреждению нарушений письменной речи у детей младшего школьного возраста
2.3.1 Развитие слогового анализа и синтеза
2.3.2 Развитие фонематического анализа и синтеза
2.3.3 Развитие зрительно-пространственных функций
2.4 Эмпирическое исследование уровня дисграфии детей младшего школьного возраста
2.4.1 Организация исследования
2.4.1 Анализ результатов исследования
2.3.1 Методические рекомендации по профилактике дисграфии у детей младшего школьного возраста
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность курсовой работы заключается в том, что у детей в младшем школьном возрасте с общим недоразвитием речи имеются дисграфические нарушения. Дети имеют значительные сложности в зрительном и слуховом анализе, а моторную работу во время письма тоже необходимо держать под контролем. Помимо этого, с точки зрения, логопсихологии, следует отметить тот факт, что, дисграфия зачастую сопровождается быстрой утомляемостью, а таже неустойчивостью внимания.
Дисграфия, без сомнения, может привести к неуспеваемости в учебе. Анализ литературных источников по вопросам неуспеваемости учеников с общим недоразвитием речи, позволяет определить два направления исследований:
- Н.Г. Андреева [2], А.Н. Корнев [10], Д.Б. Эльконин [22] и другие ученые в своих работах обращали внимание на исследование психологических и психофизических механизмов проявления дисграфии;
- Р.И. Лалаева [11], Р.Е. Левина [12], И.Н. Садовникова [18], Л.Ф. Спирова [19] и другие ученые в своих научных трудах касаются педагогического аспекта профилактики трудностей в сформировании навыков чтения и письма у детей с общим недоразвитием речи.
Невзирая на тот факт, что теоретическое обоснование профилактической работы с учениками по предотвращению дисграфии, считается актуальной проблемой, система профилактики нарушений письма у детей младшего школьного возраста разработана недостаточно. Современные подходы к образованию детей с общим недоразвитием речи требуют также и новых методов и форм обучения детей и профилактики различных нарушений.
Данная работа посвящена изучению профилактики дисграфии у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.
ГЛАВА 1 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1 Понятие дисграфии как нарушения письменной речи
Нарушения процесса овладения письменной речью дошкольниками и младшими школьниками рассматриваются в различных аспектах: клиническом (Е.А. Логинова, С.Н. Шаховская), психологическом (А.Н. Корнев), нейропсихологическом (Т.В. Ахутина), психолингвистическом (Р.Е. Левина), педагогическом (Л.Н. Ефименкова, Н.А. Никашина, Л.Г. Парамонова, И.Н. Садовникова, Л.Ф. Спирова, О.А. Токарева, М.Е. Хватцев, А.В. Ястребова и др.).
По мнению некоторых авторов (О.И. Азова, Р.И. Лалаева и др.) расстройства письма (дисграфии) приводят к нарушениям в овладении орфографией, часто являются причиной неуспеваемости, а также отклонений в формировании личности ребенка [1, с. 62].
В современной литературе сущность термина «дисграфия» определяется неодинаково. Далее перечислим некоторые самые распространенные определения:
- это частичное нарушение процесса письма, которое проявляется в постоянно повторяющихся ошибках, которые обусловлены недостаточной сформированностью высших психических функций, которые принимают участие в процессе письма;
- частичное расстройство письма (у младших школьников это трудности овладения речью письменной), главным симптомом которого считается присутствие стойких своеобразных ошибок;
- отсутствие способности овладеть навыками письма, основываясь на правилах графики (то есть принимая во внимание фонетический принцип письма), невзирая на высокий уровень речевого и интеллектуального развития, а также отсутствие нарушений слуха и зрения.
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
Дисграфия представляет собой частичное нарушение процесса письма, которое проявляется в постоянно повторяющихся ошибках, которые обусловлены недостаточной сформированностью высших психических функций, которые принимают участие в процессе письма.
Можно выделить группы нарушений письменной речи (с учетом возраста детей, этапа обучения грамоте, степени выраженности нарушений и специфики их проявлений), а именно: трудности в овладении письмом; нарушение формирования процесса письма; дисграфия; дизорфография.
Принято считать, что дисграфия выражается, в первую очередь, в стойких ошибках в письменных работах детей школьного возраста. Причем, это ошибки не связаны с незнанием или неумением применять орфографические правила. Нарушения письма, обусловленные расстройством анализаторных функций, не рассматриваются как дисграфия.
Трудности в овладении письменной речью, в первую очередь, обусловлены биологической недостаточностью мозговых систем, вследствие чего возникают предпосылки к развитию функциональной недостаточности. Также на формирование дисграфии, как следствия нарушений письменной речи влияют условия среды, предъявляющие повышенные требования к психическим функциям.
ГЛАВА 2 ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ у ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.1 Методическое обоснование исследования уровня сформированности письменной речи детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи
С целью выявления уровень сформированности письменной речи младшего школьника с общим недоразвитием речи, следует провести несколько проб. В логопедии существует ряд методик для этой цели. Нами была разработана следующая методика.
Данная методика предполагает проведение 11 серий, каждая из которых состоит из 13 заданий. Общая цель данной методики состоит в выявлении уровня сформированности письменной речи детей младшего школьного возраста. Данная методика предполагает балльную систему оценок по каждой серии заданий. Максимальный результат соответствует 528 баллам. Полученное в результате вычислений абсолютное значение необходимо перевести в проценты и соотнести его с одним уровнем успешности:
- I - 49,9 и ниже;
- II - 64,9 - 50%;
- III - 79,9 - 65%;
- IV - 100 - 80% [17].
Серия 1.
Целью является изучение звукопроизношения.
Инструкция: Повторяй слова за мной.
Собака – маска – нос;
Сено – косить – высь;
Замок – коза;
Цапля – овца – палец;
Зима – ваза;
Шуба – кошка – камыш;
Щука – вещи – лещ;
Жук – ножи;
Чайка – очки – ночь;
Река – варенье – дверь.
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
С целью выявления уровень сформированности письменной речи младшего школьника с общим недоразвитием речи, следует провести несколько проб. В логопедии существует ряд методик для этой цели. Нами была разработана методика, которая предполагает проведение 11 серий, каждая из которых состоит из 13 заданий. Общая цель данной методики состоит в выявлении уровня сформированности письменной речи детей младшего школьного возраста. Данная методика предполагает балльную систему оценок по каждой серии заданий. Максимальный результат соответствует 528 баллам.
Профилактика речевых нарушений так же, как профилактика иных патологических состояний и заболеваний, базируется на возможном устранении из жизни ребенка тех причин, которые приводят к воявлению нарушений. Тем не менее, иногда не получается абсолютно предупредить появление речевой патологии, и в данном случае задача профилактики состоит в наибольшем смягчении неблагоприятных последствий вредоносных факторов и к предупреждению возникновения вторичных и третичных нарушений речи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дисграфия представляет собой довольно сложное понятие. Его необходимо изучать с нескольких позиций: ее проиcхождение связано с нарушением высших психических функций (психологический и психический подходы); с нехваткой педагогического внимания (педагогический подход); а также с функциональными нарушениями (клинический подход).
В любом случае дисграфия отличается некоторыми характерными признаками, а именно: сложности в овладении письмом, нарушение формирования процесса письма, неумение использовать орфографические правила.
Своеобразие проявления дисграфии у младших школьников с общим недоразвитием речи состоит в том, что для их обучения письму следует принимать во внимание их логопатологическую специфику. На формирование дисграфии, в качестве следствия нарушений письменной речи, оказывают влияние условия среды, которые предъявляют высокие требования к психическим функциям.
В научной литературе существует несколько этапов профилактики дисграфии, в течение которых осуществляется формирование письменной речи от буквы к предложениям.
Профилактика дисграфии считается наиболее успешной при ее раннем начале. В этой связи появляется необходимость предупредить возможность возникновения дисграфии у детей младшего школьного возраста.
В работе дана характеристика приемам, условиям и средствам предупреждения дисграфии у детей с общим недоразвитием речи. Помимо этого, была подготовлена методика для определения уровня сформированности письменной речи детей младшего школьного возраста.
1. Азова О.И. Диагностический комплект. Логопедическое обследование младших школьников / О.И. Азова. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 48 с.
2. Андреева, Н.Г. Развитие письменной связной речи младших школьников с нарушением чтения и письма/ Н.Г. Андреева // Шк. логопед. – 2008. – №1. – С. 29-41.
3. Ахутина, Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика / Т.В. Ахутина // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекции. – М. : Воронеж, 2001. – 270 с.;
4. Баль, Н.Н. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: учебно-методическое пособие для учителей-дефектологов дошкольных учреждений / Н.Н. Баль, Н.В. Дроздова. – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2010. – 152 с.
5. Волкова Л.С. Логопедия. Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 232 с.
6. Выготский, Л.С. Собрание сочинений. / Выготский Л.С. / Т. 2, 3, 5. – М., 1983.
7. Ефименкова, Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда / Л.Н. Ефименкова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 232 с.
8. Иваненко, С.Ф. К диагностике нарушений чтения и письма у младших школьников (логопедический аспект) / С.Ф. Иваненко // Дефектология. – 1994. – №1. – С. 52-55.
9. Ивановская, О.Г. Дисграфия и дизорфография: Изучение, методика, сказки: Методическое пособие / О.Г. Ивановская, Л.Я. Гадасина, Т.В. Николаева, С.Ф. Савченко – СПб.: КАРО, 2008. – 544 с.
10. Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей / А.Н. Корнев – СПб.: Речь, 2003. – 286 с.
11. Лалаева, Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: метод. пособие для учителя-логопеда. / Р.И. Лалаева – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 240 с.
12. Левина, Р.Е. Нарушение чтения и письма у детей. // Хрестоматия по логопедии / Р.Е. Левина. – М,: ВЛАДОС, 2001 – 423 с.
13. Логинова, Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: Учебное пособие / Под ред. Л.С. Волковой. – СПб., 2004. – 300 с.
14. Ляпидевский, С.С. Расстройства речи у детей и подростков / С.С. Ляпидевский. – М., 1969. – 288 с.
15. Ляудис, В.Я. О структуре мнемического действия / В.Я. Ляудис // Сб. Проблемы инженерной психологии, вып. 3. Психология памяти. – Л., 1965. – С. 175-207.
16. Никашина, Н.А. Нарушения письменной речи у младших школьников. / Н.А. Никашина. – М., 2004. – 265 с.
17. Парамонова, Л.Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. – 128 с.
18. Садовникова, И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников / И.Н. Садовникова – М., 2003. – 296 с.
19. Спирова, Л.Ф. Дифференцированный подход к проявлениям нарушения письма и чтения у учащихся общеобразовательных школ. / Л.Ф. Спирова, А.В. Ястребова // Дефектология. – 1988. – №5. – С. 37-42/
20. Хватцев, М.Е. Логопедия. –/ М.Е. Хватцев – М.: Владос, 2009. – 272 с.
21. Цветкова, Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. / Л.С. Цветкова – М., 1997. – 140 с.
22. Ястребова, А.В. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе / А.В. Ястребова, Т.П. Бессонова – М.: «Когито-Центр», 1996. – 47 с.