ВВЕДЕНИЕ
Вызовы современного мира заключаются в том, что на человека ежедневно обрушивается огромный поток информации: телевидение, Интернет, аудио- и видеозаписи, печатная продукция. Поэтому важное место занимают процессы памяти и запоминания.
Исследованиями памяти в настоящее время заняты представители различных наук: психологии, биологии, медицины, генетики и многие другие. В каждой из этих наук существуют свои вопросы. Но все эти науки вместе взятые, расширяют наши знания о памяти человека, дополняют друг друга, позволяют заглянуть в одно из важных явлений человеческой психологии.
Память принадлежит к числу таких проблем, изучению которых посвящены многие работы, как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Так, в работах Л.С. Выготского, посвященных проблемам сознания, перестройке памяти и внимания, мышления, роли знака, слова в опосредовании психической деятельности, ведущей роли обучения в психическом развитии, рассматриваются основные правила развития высших психических функций [6, 7].
А.Н. Леонтьев изучает не просто определение количества материала, запоминаемого в разном возрасте, а зависимость количественных показателей от характера деятельности испытуемых, от использования специально предлагавшихся средств, облегчающих запоминание (картинок), на которые было необходимо опираться при запоминании и последующем воспроизведении материала. В итоге работы были выявлены разные темпы развития непосредственного (без картинок) и опосредствованного (с опорой на картинки) запоминания [13].
1.1. Характеристика памяти и её процессов
Память необходима человеку. Без процессов памяти не может быть ни предметного чувственного, ни отвлеченного умственного образа окружающего мира. Память входит в общую способность к учению и обучаемости, является необходимым условием накопления фонда знаний и интеллектуальных умений.
О. Андреев дает следующе определение памяти: «Память представляет собой способность нервной системы, точнее, головного мозга воспринимать окружающую нас действительность, запечатлевать ее в нервных клетках, хранить воспринятые сведения в виде следов впечатлений, а затем по мере необходимости воспроизводить или называть нужное точь-в-точь или своими словами» [1, с. 33–35].
Анализ литературы по данной проблеме показал, что выделяются три формы памяти: мгновенная, временная и долговременная. Отличаются они друг от друга по способу представления в них получаемой извне информации, по времени хранения, по функциям, которые каждая из них выполняет в процессе запоминания. Эти формы памяти представляют собой этапы переработки информации в процессе ее хранения. Таким образом, память человека состоит из трех блоков, работающих в целях сохранения информации как единого целого [18, с. 85].
Сигналы, поступающие из окружающего мира, возбуждают некоторые нейроны, вследствие чего остается след от этого воздействия в виде физического образа. Этот физический образ возникает в мгновенной памяти. Через очень короткое время образ опознается и передается в следующий блок – кратковременную память. Здесь образ подвергается преобразованиям и передается на хранение в долговременную память или исчезает совсем
ГЛАВА 2 ПРИЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАПОМИНАНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
2.1. Приемы запоминания лексического материала
Несмотря на то, что память зависит от индивидуальности, способностей каждого человека, можно повысить эффективность запоминания.
Согласно мнениям Н.Д. Гальсковой и Н.И. Гез, семантизация иноязычного слова – раскрытие его значения. На этапе первичной тренировки обучающихся в усвоении лексических единиц необходимо обеспечить:
– правильность и точность восприятия школьниками образа слова, установление прочной связи между образом и значением;
– правильную локализацию слова в памяти обучающегося на основе привлечения информации о других словах родного и иностранного языков;
– правильное и разнообразное комбинирование новых лексических единиц с другими, уже известными обучающимся словами иностранного языка [9, с. 23].
Н.Н. Кувшинова рекомендует следующие приемы запоминания на уроке:
1. Прием развития зрительной памяти в работе с новыми словами.
Прием заключается в том, чтобы не писать перевод слов на доске, побуждая обучающихся быть более внимательными и запоминать слова самостоятельно. После проговаривания слов вслух, их неоднократного чтения, выполнения несложных имитативных и подстановочных упражнений, записи их в словарь с переводом, учитель предлагает 1-2 минуту запомнить значения слов и правописания, глядя в свой словарь. Затем учитель дает установку на запоминание
ГЛАВА 3 ИЗУЧЕНИЕ ФАКТОРОВ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАПОМИНАНИЯ
3.1. Организация и методика проведения исследования
С целью изучения факторов, влияющих на эффективность запоминания, было проведено экспериментальное исследование.
Гипотеза исследования: предполагается, что на эффективность запоминания влияют
Задачи исследования:
1. Выявить особенности памяти школьников.
2. Изучить и описать использование различных приемов запоминания на уроке иностранного языка.
3. Провести сравнительный анализ показателей констатирующего и формирующего этапов эксперимента с целью определения эффективности работы.
Базой эксперимента стало ГУО «Средняя школа № 10 г. Мозыря». В эксперименте приняли участие 15учеников 6 класса.
На первом этапе исследования была проведена диагностика уровня развития памяти.
Для выявления уровня развития памяти использовались следующие критерии:
1.Быстрота - отличается у разных людей, её можно увеличить с помощью специальной тренировки памяти.
2.Точность – точность проявляется в припоминании фактов и событий, с которыми сталкивался ребенок, а также в припоминании содержания информации.
3.Длительность памяти – способность в течение долгого времени сохранять пережитый опыт.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современной психологии существуют различные взгляды о понятии памяти и её основных видах. Память – это основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения мышления, сознания, подсознания.
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы.
Основными процессами памяти являются процессы: запоминание, сохранение и воспроизведение (узнавание), однако, если в последнем возникают затруднения, то идёт процесс припоминания. Отбор элементов, нужных с точки зрения требуемой задачи. Воспроизведенная информация не является точной копией того, что запечатлено в памяти. Информация всегда преобразовывается, перестраивается.
В современных исследованиях памяти в качестве центральной выступает проблема ее механизмов. Те или иные представления о механизмах запоминания составляют основу различных теорий памяти.
Выделяются три формы памяти: мгновенная, временная и долговременная. Необходимо учитывать индивидуальные различия памяти у людей. Они касаются как доминирования отдельных видов памяти – зрительной, слуховой, эмоциональной, двигательной и других, так и их функционирования. В основе деятельности памяти всегда лежат те или другие связи – ассоциации, образующиеся только когда соответствующие психические процессы переживаются одновременно или непосредственно друг за другом. Еще одним условием образования ассоциаций является повторение.
Существуют различные приемы запоминания слов на иностранном языке. Многие из них можно использовать на уроке иностранного языка для повышения эффективности обучения. Игровые приемы запоминания слов нравятся детям. Развивая память любыми способами, мы подсознательно
1. Андреев, О.А. Техника тренировки памяти / О.А. Андреев, Л.Н. Хромов. – М. : АСТ-ЛТД, 2000. – 180 с.
2. Аскин, Я.Ф. Философский детерминизм и научное познание / Я.Ф. Аскин. – М. : Просвещение, 1977. – 183 с.
3. Бархатова, С.Г. Быстрота и прочность запоминания и их соотношение у школьников / С.Г. Бархатова // Возрастные и индивидуальные различия памяти ; под ред. А.А. Смирнова. – М. : Просвещение, 1967. –С. 42–44.
4. Большунов, Я.В. Влияние специальных задач на процесс произвольного воспроизведения / Я.В. Большунов // Память и ее развитие. – Ульяновск, 1973. – С. 120–125.
5. Васильева, Е.Е. Суперпамять или как запомнить, чтобы вспомнить / Е.Е. Васильева, В.Ю. Васильев. – СПб. : Речь, 2009. – 120 с.
6. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М. : Педагогика-Пресс, 1999 – 536 с.
7. Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. – М. : ЭКСМО-Пресс, 2000. – 998 с.
8. Гальперин, П.Я. Введение в психологию / П.Я. Гальперин. – М. : Слово, 2006. –220 с.
9. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика : учеб. пособие / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. – М. : Академия, 2004. – 336 с.
10. Зинченко, Т. Память в экспериментальной и когнитивной психологии / Т. Зинченко. – СПб. : Питер, 2002. –320 с.
11. Крутецкий, В.А. Психология / В.А, Крутецкий. – М. : Просвещение, 1986. – 384 с.
12. Кувшинова, Н.Н. Эффективные приемы запоминания иноязычного лексического материала, ориентированные на индивидуальные особенности обучающихся / Н.Н. Кувшинова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/effektivnye-priemy-zapominaniya-inoyazychnogo-leksicheskogo-materiala-orientirovannye-na-individualnye-osobennosti. – Дата доступа: 12.10.2016.
13. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики / А.А. Леонтьев. – М. : Смысл, 1997. – 287 с.
14. Лурия, А.Р. Внимание и память / А.Р. Лурия. – М. : Изд. Московского университета, 1975. – 105 с.
15. Немов, С.Р. Психология / С.Р. Немов. – М. : ВЛАДОС, 1997. – 688 с.
16. Пак, Н.И. Проективный подход в обучении как информационный процесс / Н.И. Пак. – Красноярск : Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – 2008. – 112 с.
17. Практическая психология образования : учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений / под ред. И.В. Дубровиной. – М. : Сфера, 1998. – 528 с.
18. Реан, А.А. Психология и педагогика / А.А. Реан, Н.В, Бордовская, С.И. Розум. – СПб. : Питер, 2002. – 432 с.
19. Смирнов, А.А. Проблемы психологии памяти / А.А. Смирнов. – М. : Просвещение, 1966 – 420 с.
20. Сысоев, П.В. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных Интернет-технологий : учебно-методическое пособие / П.В. Сысоев, М.Н. Евстигнеев. – Ростов н/Д : Феникс ; М. : Глосса-Пресс, 2010 – 182 с.
21. Трахтенберг, И.М. Гигиена умственного труда студентов / И.М. Трахтенберг, С.М. Рашман. – Киев : Здоров’я, 1973. – 172 с.