ВВЕДЕНИЕ
На фоне сложных социальных проблем, утраты ценностных ориентиров сегодня как никогда становится важным воспитание культуры поведения у подрастающего поколения. Возрастание роли культуры в жизни общества, успехи, достигнутые в научно-теоретической мысли, во многом обусловили усиление внимания к теоретико-методологическим вопросам формирования поведенческой культуры молодежи.
Настоящая работа посвящена проблеме формирования культуры поведения подростков в процессе обучения иностранному языку.
Проблема формирования культуры поведения молодежи приобрела сегодня особую актуальность в связи с социализацией молодежи в современной социокультурной ситуации развития. В условиях гуманизации и демократизации образования, раскрепощения личности у молодежи появилась негативная тенденция к нарушению элементарных норм и правил поведения. Поэтому не только перед педагогическими коллективами учебных заведений, но и родителями и общественностью стоят задачи формирования норм и правил поведения, принятых в культурном, цивилизационном обществе. И прежде всего необходимо расширить представления учащихся о культуре поведения как общечеловеческой ценности, сформировать у них убеждение необходимости культурного поведения как объективного условия человеческого общения, воспитывать чувство неприятия отрицательного поведения.
Анализ научной литературы по проблеме исследования показывает, что один из главных вопросов, который стоит на заре нового тысячелетия – вопрос жизнедеятельности молодежи в условиях беспрецедентных последствий реформирования общества: трансформации системы ценностей, кризиса духовного состояния, проблем социально-культурного характера. Актуальным аспектам молодежной политики посвящены работы В.Я. Суртаева, составившие цикл исследований по проблеме [12].
ГЛАВА 1. КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ КАК КОМПОНЕНТ НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1. Культура поведения: сущность, структура и содержание культурного поведения
Формирование духовного мира всесторонне, гармонично развитой личности предполагает использование комплексного и системного подходов в процессе ее воспитания.
Комплексное и планомерное воздействие на все факторы формирования духовной культуры – от социально-экономических отношений до окружающей воспитуемого морально-психологической атмосферы – необходимо в процессе воспитания подрастающего поколения.
Культура сложна и многогранна. Но культура вне человека существовать не может. Как пишет Е.А. Исаева, «человек является сердцевиной культуры, ее «живым агентом», творцом-созидателем, хранителем, посредником и потребителем. «Посредником» и «потребителем» культуры является прежде всего сфера образования и воспитания. Человек должен не только владеть дисциплинарным знанием, но и быть готовым к широкому восприятию мира, к его пониманию на основе принципов культурного плюрализма и уважения к человеческой личности. Становление и развитие такого человека-личности – важнейшая цель культуры и образования» [4, с. 94].
Культурный уровень того или иного человека, в первую очередь, оценивается по его внешним проявлениям, т. е. поведению. В своей работе мы опираемся на определение культуры поведения как совокупности сформированных социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этики, эстетической культуре. Культура поведения выражает, с одной стороны, нравственные требования общества, с другой – усвоение
2.1. Педагогические условия воспитания культуры поведения подростков в процессе обучения иностранному языку
Иностранный язык в школе – это неотъемлемый компонент процесса обучения. Иностранный язык выступает как средство формирования и воспитания морально ответственной личности, как средство общения, познания, осмысления и интерпретации фактов иной культуры, осознания своей собственной культуры и ознакомления с ней представителей других языковых сообществ. Среди целей обучения иностранному языку – воспитательная цель, которая предполагает: воспитание гуманистического мировоззрения, уважения к представителям других культур, патриотизма; формирование системы ценностных ориентаций, нравственных и эстетических взглядов; воспитание культуры общения, чувств, поведения, потребности в самовоспитании [9, с. 13].
Иностранный язык как школьный предмет обладает широкой и всесторонней содержательной стороной, которую можно разбить на следующие сферы и их составляющие:
- социально-бытовая сфера: семья, взаимоотношения, помощь по дому, друзья, животные, жилье, покупки и магазины, здоровый образ жизни, полезные и вредные привычки, культура быта, межличностные отношения;
- учебно-трудовая сфера: школа, учеба, уроки иностранного языка, правила поведения в школе, школьные традиции, выбор профессии, планы на будущее, образование в Беларуси, роль иностранного языка;
- социально-культурная сфера: национальные и семейные праздники, культурный досуг, искусство, спорт, международное сотрудничество,
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Совершенно очевидно, что для того, чтобы стать полноправными участниками общемирового культурного процесса, современным школьникам необходимо усвоить те духовно-нравственные ценности, основы культуры поведения, которые были накоплены человечеством в течение веков. Особые возможности в этом предоставляются на уроках иностранного языка.
В нашем исследовании мы решали следующие задачи:
1. Изучить и описать научно-теоретические основы культуры поведения как компонента нравственно-этической культуры.
2. Определить на основе анализа психолого-педагогической и методической литературы педагогические условия формирования культуры поведения подростков.
3.Описать пути и средства воспитания культуры поведения подростков.
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы.
Сущность формирования культуры поведения подростков мы понимаем, опираясь на исследование Л.С. Фартушной, как педагогически регулируемый процесс добровольного включения подростков в различные виды деятельности. Это позволяет им приобрести комплекс знаний, умений и навыков о правилах и нормах этикета, культуре общения, внешности, бытовой культуре, культуре речи и удовлетворяет требования и ожидания, которые предъявляет к молодым людям современное общество.
Культура подрастающего поколения во многом обусловлена степенью приобщенности к культуре общества. Этот процесс происходит под влиянием как объективной действительности, так и воспитания. При воспитании культуры поведения подростков следует учитывать особенности подросткового возраста, для которого характерно обостренное
1. Антонова, Т.П. Этикет как феномен поведенческой культуры в высшем учебном заведении / Т.П. Антонова // Вестник Бурятского государственного университета – 2009.– Вып. № 14. – С. 282-285.
2. Вандербильт, Э. Этикет / Э. Вандербильт / под ред. Л. Барыкиной. – М. : Просвещение, 1990. – 240 с.
3. Духовность человека: педагогика развития : учеб. пособие / под ред. Н.В. Михалковича. – Минск : Тесей, 2006. – 400 с.
4. Исаева, Е.А. Речевая культура как составляющая высокообразованной личности / Е.А. Исаева // Общество: философия, история, культура. – 2014. – № 1. – С. 93-95.
5. Колесов, Д.В. Учителю о психологии и физиологии подростка / Д.В. Колесов, И.Ф. Мягков. – М. : Просвещение, 1986. – 280 с.
6. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь : постановление М-ва образования Респ. Беларусь 14.12.2006 № 125 // Зборнiк нарматыўных дакументаў М-ва адукацыi Рэсп. Беларусь. – 2007. – № 2. – С. 9 – 40.
7. Маркова, А.К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников / А.К. Маркова, А.В. Орлов, Л.М. Фридман. – М. : Просвещение, 1983. – 240 с.
8. Миролюбова, А.А. Развитие интереса к чтению на иностранном языке на начальном этапе обучения / А.А. Миролюбова // Иностранные языки в школе. –1999. – № 5. – С. 34–36.
9. Образовательный стандарт. Общее среднее образование. Иностранный язык. III – XI классы // Замежныя мовы ў Рэспублiцы Беларусь. Сер. У дапамогу педагогу. – 2009. – № 3. – С. 13 – 27.
10. Пассов, Е.И. Урок иностранного языка / Е.И. Пассов. – М. : Просвещение, 1998. – С. 31–33.
11. Степаненков, Н.К. Педагогика: учеб. пособие / Н.К. Степаненков. – Минск : Изд. Скакун В.М., 2001. – 448 с.
12. Суртаев, В.Я. Молодежь: социально-педагогическое явление. – Ростов н/Д : Эра, 1997. – 220 с.
13. Титова, С.А. Духовно-нравственное воспитание / С.А. Титова. – Минск : Красико-Принт, 2006. – 128 с.
14. Фартушная, Л.С. Организационно-педагогические условия формирования культуры поведения молодежи в сфере досуга / Л.С. Фартушная // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. –2011. – Вып. № 9.– С. 64–67.
15. Федь, А.М. Эстетика поведения и быта школьников : учеб.-метод. пособие / А.М. Федь. – Киев : Наука, 1981. – 220 с.
16. Царик, И.А. Нравственно-правовое воспитание подростков / И.А. Царик, А.В. Торхова, Н.Ю. Клышевич; под общ. ред. И.А. Царик. – Минск : НИО, 2000. – 120 с.
17. Шемшурина, А.И. Этика и воспитание: от самооценки к самосовершенствованию : метод. пособие / А.И. Шемшурина. – М. : ВЦХТ, 2002. – 142 с.
18. Шило, Е.В. Нравственно-ориентированное воспитание на уроках иностранного языка (английский) // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия Е. – 2010. – № 11. – С. 103–106.
19. Этика : энциклопедический словарь / под общ. ред Р.Г. Апресяна, А.А. Гусейнова. – М. : Гардарики, 2001. – 680 с.