ВВЕДЕНИЕ
Современные тенденции развития Интернета требуют пересмотра того, как человек учится и приобретает знания в новых социально-экономических условиях, когда компьютерные сети становятся основным универсальным средством социальной коммуникации. Перед образованием стоят задачи формирования личности, конкурентоспособной и успешной в электронной информационной среде.
Технические изменения в сфере социальных сервисов Интернета столь значительны и стремительны, что разработка методики использования сервисов Веб 2.0. в образовании рассматривается сегодня как комплексная междисциплинарная проблема.
Одной из первых методических работ, посвященных использованию блог-технологии в обучении иностранному языку, была статья К. Кеннеди, в которой первоначально блог воспринимался как веб-журнал для выражения обучающимися своих мыслей. В своем исследовании К. Кеннеди создала блог учебной группы, на котором размещались письменные работы студентов, комментарии и вопросы преподавателю.
На сегодняшний день из всех широко используемых технологий Веб 2.0 в обучении иностранному языку блог-технология является наиболее обсуждаемой в научной методической литературе. А.В. Филатова [21, 22] исследовала дидактические свойства и функции блог-технологии, а также методический потенциал преподавательского блога и личных блогов студентов в обучении иностранному языку (на материале страноведения).
П.В. Сысоев и М.Н. Евстигнеев [15–19] разработали номенклатуру умений письменной речи и чтения, развиваемых посредством блог-технологии на старшей ступени общего среднего образования, и предложили общий алгоритм развития умений письменной речи обучающихся посредством блог-технологии.
ГЛАВА 1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
1.1. Возможности интернет-технологий в обучении
Интернет создаёт уникальную возможность для изучающих иностранный язык пользоваться аутентичными текстами, слушать и общаться с носителями языка, т.е. он создаёт естественную языковую среду. Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) выдвигает новые требования к организации учебного процесса, предлагая одновременно новые пути повышения эффективности обучения иностранному языку и мотивации.
Особенно бурно развивается платформа Интернета Веб 2.0, обладающая определенным методическим потенциалом, чем и объясняется большое внимание исследователей к этим технологиям.
Использование в процессе обучения иностранным языкам Твиттера, блогов, электронной почты обеспечивает возможность интерактивного взаимодействия и обратной связи между обучающимися и преподавателями, создает условия для общения в условиях реальных жизненных ситуаций и, как следствие, повышает мотивацию к изучению иностранных языков.
М.С, Глазунов отмечает, что применение Интернет-технологий осуществляется для решения следующих целей:
для включения материалов сети в содержание урока (интегрировать их в программу обучения);
для самостоятельного поиска информации учащимися в рамках работы над проектом;
для самостоятельного изучения, углубления первого или второго изучаемого иностранного языка, ликвидация пробелов в знаниях, умениях, навыках;
для самостоятельной подготовки к сдаче квалифицированного
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЛОГ-ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКЕ
2.1. Анализ блогов, предназначенных для изучения иностранного языка
В зависимости от цели обучения и развития конкретных речевых умений обучающихся блоги могут подразделяться на три вида: блог учителя, личные блоги учащихся и блог учебной группы [18, 19]. Рассмотрим подробнее целевое назначение и содержание каждого из трех видов блогов, а также те речевые умения, которые можно развивать на их основе.
1. Блог преподавателя. Этот вид блога создается и управляется преподавателем иностранного языка. Блог может содержать информацию личного характера об интересах, хобби, путешествиях, проведенном отпуске, семье учителя. В этом случае блог будет служить обучающимся примером для создания собственных личных блогов. Также на блоге преподаватель может размещать информацию о курсе или предмете:
– программу курса (на неделю, месяц, четверть);
– домашнее задание;
– информацию о пройденном на конкретном занятии материале;
– рекомендуемые источники на иностранном языке для дополнительного изучения (чтения и аудирования);
– ссылки на информационно-справочные Интернет-ресурсы;
– ссылки на учебные Интернет-ресурсы по изучаемым темам;
– ссылки на сетевые тесты по осваиваемым темам для факультативной самостоятельной работы (например, после изучения конкретного грамматического времени учащиеся могут проверить себя, выполнив тест онлайн).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Средства Интернета Веб 2.0 обладают значительным педагогическим и методическим потенциалом, который не используется в полной мере преподавателями иностранных языков по причине их недостаточной изученности. В этой связи представляется целесообразным дальнейшее изучение дидактических возможностей данных Интернет-технологий и их интеграции в учебный процесс. Одной из перспективных технологий в обучении иностранному языку является блог-технология.
По результатам данного исследования можно сделать следующие выводы.
Использование в процессе обучения иностранным языкам интернет-технологий обеспечивает возможность интерактивного взаимодействия и обратной связи между учащимися и преподавателями, создает условия для общения в условиях реальных жизненных ситуаций и, как следствие, повышает мотивацию к изучению иностранных языков. Из хранилища информации Интернет превратился в платформу, удобную программную среду для формирования учебного контента.
Одной из технологий Веб 2.0 является блог-технология. Она позволяет любому пользователю сети Интернет создать личную страничку, блог. При условии развития современных коммуникационных технологий должное место должно отводиться блогу как эффективному средству создания мотивации учащихся. Функциональность блогов крайне широка, что позволяет применять их как в групповой, так и в индивидуальной работе.
Выделяют три основных вида блогов в зависимости от цели обучения и развития конкретных речевых умений: блог учителя, личные блоги учащихся и блог учебной группы.
Использование учебного блога в процессе обучения письменной творческой речи способно ускорить процесс развития коммуникативных
1. Алтухова, М.К. Обучение творческой письменной речи студентов третьего курса языкового педагогического вуза : дис. …канд. пед. наук / М.К. Алтухова. – СПб., 2003. – 283с.
2. Бутакова, Л.О. Взгляд на качество письменной речи сквозь призму отношений "автор - текст" / Л.О. Бутакова // Русский язык в школе. – 2001. – № 1.– С. 23-29.
3. Глазунов, М.С. Обучение студентов языкового вуза англоязычной письменной речи средствами Веб 2.0 / М.С. Глазунов // Электронный научный журнал «Apriori. Cерия: гуманитарные науки» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.apriori-journal.ru. – Дата доступа: 12.10.2016.
4. Грецкая, Т.В. К вопросу об использовании технологий Web 2.0 в обучении монологической речи на иностранном языке / Т.В. Грецкая // Молодой ученый. – 2016. – №4. – С. 765-768.
5. Гужова, Н.В. Методика обучения иностранных граждан продуктивной письменной речи на начальном этапе обучения (на материале сочинения с элементами рассуждения) : автореф. дисс. … к. пед. н. / Н.В. Гужова. – Н. Новгород, 2002. – 23 с.
6. Елашкина, Н.В. Формирование учебной компетенции в условиях дистанционного обучения студентов иноязычному общению: начальный этап языкового вуза : дис. …канд. пед. наук / Н.В. Елашкина. – Иркутск, 2006. – 99 с.
7. Кизрина, Н.Г. Обучение студентов третьего курса языкового вуза креативному письму (немецкий язык) : дисс. … к. пед. н. / Н.Г. Кирзина. – Нижний Новгород, 2009. – 177 с.
8. Колесникова, И.Л. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков / И.Л. Колесникова, О.А. Долгина. – СПб. : Русско-Балтийский информационный центр "Блиц"; Cambridge University Press, 2001. – 224 с.
9. Левина, М.М. Технологии педагогического образования : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / М.М. Левина. – М. : Академия, 2001. – 272 с.
10. Макарова, Ю.А. Развитие творческих способностей студентов при обучении иностранному языку посредством креативных техник / Ю.А. Макарова // В мире научных открытий. – 2014. – № 1.1. – С. 451-464.
11. Маркова, Ю.Ю. Методика развития умений письменной речи студентов на основе вики-технологии : дис. …канд. пед. наук / Ю.Ю. Маркова. – Тамбов, 2011. – 89 с.
12. Павельева, Т.Ю. Методика развития умений письменной речи студентов средствами учебного Интернет-блога (английский язык, языковой вуз) : дис. ... канд. пед. наук / Т.Ю. Павельева. – Тамбов : ТГУ им. Г.Р. Державина, 2010. – 228 с.
13. Полетаев, А.А. Обучение письменной аргументированной речи посредством учебного блога : дис. …канд. пед. наук / А.А. Полетаев. – Волгоград, 2012. – 101 с.
14. Пустовалова, О.В. Методика развития умений письменной речи студентов на основе сервиса «Твиттер» : дис. …канд. пед. наук / О.В. Пустовалова. – Тамбов, 2012. – 77 с.
15. Сысоев, П.В. Информатизация языкового образования: основные направления и перспективы / П.В. Сысоев // Иностранные языки в школе. – 2012. – № 2. – С. 2–9.
16. Сысоев, П.В. Информатизация языкового образования: основные направления и перспективы (окончание) / П.В. Сысоев // Иностранные языки в школе. – 2012. – № 3. – С. 2–9.
17. Сысоев, П.В. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных Интернет-технологий : учеб.-метод. пособие / П.В. Сысоев, М.Н. Евстигнеев. – Ростов н/Д : Феникс, 2010. – 220 с.
18. Сысоев, П.В. Современные информационные и коммуникационные технологии: дидактические свойства и функции / П.В. Сысоев // Язык и культура. – 2012. – № 1 (17). – С. 120–133.
19. Сысоев, П.В. Технологии Веб 2.0: Социальный сервис блогов в обучении иностранному языку / П.В. Сысоев, М.Н. Евстигнеев // Иностранные языки в школе. – 2009. – № 4. – C. 12–18.
20. Титова, С.В. Ресурсы и службы Интернета в преподавании иностранных языков / С.В. Титова. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 2003. – 267 с.
21. Филатова А.В. Оптимизация преподавания иностранных языков посредством блог-технологий (для студентов языковых специальностей и вузов) : дис. …канд. пед. наук / А.В. Филатова. – М., 2009. – 82 с.
22. Филатова, А.В. Оптимизация преподавания иностранных языков посредством блог-технологии : автореф. дис. … канд. пед. наук / А.В. Филатова. – М. : МГУ им. М.В. Ломоносова, 2005. – 18 с.
23. Хуторской, А.В. Современная дидактика : учеб. пособие для вузов / А.В. Хуторской. – М. : Высшая школа, 2007. – 639 с.