Тематика художественного произведения является собой одну из наиболее актуальных вопросов, вызывающих интерес у исследователей литературы. Тематика раскрывает общую направленность произведения, во многом определяет его содержание.
Тематика фонда мировой литературы весьма обширна. При анализе самых разнообразных романов можно выделить такие темы, как любовь, война, путешествие, приключение, противостояние, болезни, интриги и многие другие. При этом важно отметить, что тематический анализ произведения является весьма поверхностным, так ка кон не определяет специфику произведения, а скорее позволяет провести аналогии с другими произведениями подобной тематики, а также получить общее представление о содержании произведения.
Тем не менее, вопрос выявления тематики произведения представляет особый интерес для нашего исследования в контексте изучения специфики творчества Ника Хорнби. Ник Хорнби — популярный британский писатель, затрагивающий в своем творчестве многие аспекты современной культуры. Особое внимание в его творчестве занимают поиски смысла жизненного пути: героями его произведения часто становятся мальчики и молодые люди, ведущие бесцельный образ жизни.
Наиболее известными произведениями автора стали «Любовная горячка» и «Мой мальчик». Впоследствии они были экранизированы. Второму роману посвящена практическая часть нашего исследования.
Актуальность работы заключается в том, что ранее не производился подробный тематический анализ произведения «Мой мальчик» авторства Ника Хорнби.
Объект исследования — роман Ника Хорнби «Мой мальчик».
Предмет исследования — тематика романа Ника Хорнби «Мой мальчик».
Цель исследования — определить специфику тематики романа Ника
1.1 Тема как литературоведческая категория
Термин «тема» на сегодняшний день находит разные толкования в учебной, справочной и даже научной литературе. Г.Л. Абрамович пишет следующее: «Одни понимают под темой жизненный материал, взятый для изображения. Другие – основную общественную проблему, поставленную в произведении» [1, c.123]. Также литературовед указывает, что он склоняется ко второму толкованию, но при этом не исключает первого.
Исходя из вышесказанного, мы можем отметить, что понятие темы содержит в себе два совершенно разных значения. Они имеют более четкое разграничение в Литературном энциклопедическом словаре [7, c.65]. То, что эти понятия разграничены, позволяет предотвратить смешение понятий.
Зачастую можно столкнуться с отождествлением темы и идеи произведения. В отечественном литературоведении считается, что «прародителем» такой терминологической неоднозначности был М. Горький, так как именно ему принадлежат следующие слова: «Тема – это идея, которая зародилась в опыте автора, подсказывается ему жизнью, но гнездится во вместилище его впечатлений еще неоформленно» [4, c.27]. Вполне логично, что Горький, сам будучи писателем, ощущал в первую очередь неразделимую целостность всех элементов содержания художественного произведения. Однако такой подход является неприемлемым для целей литературного анализа художественного произведения. Для его успешной реализации необходимо осуществить разделение терминов «тема», «проблема», «идея». Наибольшую же важность представляет разграничение стоящих за вышеперечисленными понятиями структурных уровней художественного содержания. При этом недопустимо дублирование терминов.
Разграничение, необходимое для литературного анализа, в свое время
Николас Джон Питер «Ник» Хорнби (род. 17 апреля 1957) — английский писатель, эссеист, автор текстов и сценарист. Наибольшую известность он получил за его мемуары «Бейсбольная лихорадка» и романы «Высшая верность» и «Мой мальчик», все из которых были адаптированы в художественных фильмах. Работа Хорнби часто затрагивает темы музыки, спорта, он рассказывает о бесцельной и навязчивой природе его главных героев. Его книги было продано более 5 миллионов копий по всему миру, по состоянию на 2013 год.
Хорнби родился в Редхилле, графство Суррей, в семье сэра Питера Дерека Хорнби, председателя Лондонской и Континентальной железной дороги, и Маргарет Одри Хорнби (урожденная Уизерс). Он был воспитан в Мэйденхэде, и получил образование в гимназии Мэйденхэда колледже Иисуса в Кембридже, где он читал по-английски. Его родители развелись, когда ему было одиннадцать лет.
Хорнби опубликовал свою первую книгу в 1992 году, сборник эссе об американских писателях, таких как Тобиас Вулф и Энн Битти, которая была названа «Современной американской фантастикой» [19]. Вторая книга Хорнби, «Бейсбольная лихорадка», также опубликованная в 1992 году, является автобиографическим рассказом, детализирующим его фанатичную поддержку футбольного клуба Арсенал. В результате Хорнби получил в тому году награду William Hill Sports Book. В 1997 году мемуары были адаптированы для фильма в Великобритании, а в 2005 году был выпущен американский римейк, после одержимости персонажа Джимми Фэллона Boston Red Sox, бейсбольной командой. После успеха книги, Хорнби начал публиковать статьи в Sunday
В ходе исследования нами были рассмотрены понятия темы и тематики литературного художественного произведения. Несмотря на то, что они занимают важное положение при литературном анализе, они все же не являются первостепенными, так как не предоставляют возможности выявить своеобразие произведения. Таким образом, определив тематику произведения, можно сделать выводы о том, как автор отражает действительность в нем, а также сопоставить его с другими произведениями подобной тематики. Методика анализа тематики литературного произведения заслуживает особого внимания, и поэтому она рассматривается более подробно в следующем подразделе.
Также мы изучили методику проведения анализа тематического структурного слоя художественного произведения. Несмотря на видимую поверхностность, он может представлять определенные сложности для его реализации. По этой причине при тематическом анализе произведения необходимо придерживаться методических рекомендаций, изложенных в тексте работы, что поможет не соотносить ошибочно тематику с другими структурными слоями произведения, и произвести качественный анализ.
Изучив творческую биографию Ника Хорнби, мы можем сказать, что она отличается значительным разнообразием, что в значительной степени выделяет его среди других писателей современности. Наиболее значимое место в его литературном наследии занимают произведения «Бейсбольная лихорадка» и «Мой мальчик».
Нами также был проведен тематический анализ произведения «Мой мальчик» авторства Ника Хорнби. Мы определили, что в романе присутствует немало тем, однако самыми главными являются только три — изоляция, взросление и душевное расстройство. Каждая из этих тем представлена через двойственную призму автора, и потому раскрывают достаточно широко и с разных сторон.
1. Абрамович, Г.Л. Введение в литературоведение / Г.Л. Абрамович. — М. : Просвещение, 1970. — С.122–123
2. Айвина, К.М. Художественные произведения в контексте современной литературы / К.М. Айвина, В.Г. Боровиков. — М. : Куб, 2009. — 312 с.
3. Бочаров, С.Г. Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Образ, метод, характер / С.Г. Бочаров. — М. : изд-во АН СССР, 1962. — 515 с.
4. Горький, М. Собрание сочичений: В 30 т. / М. Горький. — М. : Просвещение, 1963. — Т. 27. — 316 с.
5. Есин, А.Б. Принципы и приемы анализа художественного произведения / А.Б. Есин. — М. : Флинта, 2000. — 248 с.
6. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н.Николюкина. Институт научн. информации по общественным наукам РАН. – М.: НКП «Интелвак», 2001. – 1600 с.
7. Литературный Энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. – М.: Сов. энциклопедия, 1987. – 437 с.
8. Николаев, А.И. Основы литературоведения: учебное пособие для студентов филологических специальностей / А.И. Николаев. — Иваново: Листос, 2011. — 255 с.
9. Поспелов, Г.Н. Введение в литературоведение / Г.Н. Поспелов. — М., 1988. — 3-е изд. — 218 с.
10. Поспелов, Г.Н. Целостно-системное понимание литературных произведений / Г.Н. Поспелов // Вопросы литературы. — 1982. — № 3. — С.18—25.
11. Тимофеев, Л.И. Словарь литературоведческих терминов / Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев. — М. : Просвещение. – 1974. – 509 с.
12. Хализев, В.Е. Теория литературы / В.Е. Хализев. — М. : Академия, 2004. — 405 с.
13. Шкловский, В.Б. Художественная проза: размышления и обзоры / В.Б. Шкловский. — М. : Наука, 1959. — 452 c.
14. Cibren, W. What not to miss in 2009: books / W. Cibren // The Guardian. — 2009. — №8. — P.46—48.
15. Hornby, N. About a boy / N. Hornby. — London : Penguin books, 1998. — 308 p.
16. Stratton, A. Nick Hornby opens Ministry of Stories to get Britain's kids writing again / A. Stratton // The Guardian. — 2013. — №8. — P.34—35.
17. Wissel, A. Entertainment: Hornby wins London literary award // A. Wissel. — London News. — 2003. — №7. — P.17—18.
18. Wood, R. Nick Hornby Biography - Childhood, Life Achievements & Timeline [Electronic source] // The famous people. — Mode of acces: http://www.thefamouspeople.com/profiles/nick-hornby-4027.php. — Date of access: 04.10.2016.