ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.
Изменение с начала 90-х гг. социально-экономических условий жизни населения Беларуси повлекло за собой ухудшение основных показателей состояния здоровья нации.
Актуальной проблемой в дошкольном учреждении является увеличение количества часто и длительно болеющих детей. Достичь необходимого уровня интеллектуально-познавательного развития может только здоровый ребенок.
Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятий физической культурой и спортом.
Сегодня остро стоят задачи профилактики, сохранения и укрепления психического, социального, физического, культурного, мыследеятельностного, деятельностного и жизнедеятельностного аспектов здорового образа жизни детей дошкольного возраста.
Процесс обучения здоровому образу жизни необходимо начинать с раннего детства и продолжать всю жизнь.
Проблема воспитания здорового образа жизни у детей занимает одно из центральных мест в разработке научных основ детской практической психологии и педагогики. При написании работы мы опирались на исследования Т.Л. Богиной [2], М.Ф. Клименова [4], В. Кудрявцева [11], М.Д. Маханёва [14], В.П. Озерова [15], Н.Ю. Синягина [18], А.В. Юматовой [25] и др.
Актуальность исследования.
Первым шагом в направлении формирования здоровья нации может служить формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников с целью дальнейшей их корректировки, а также формирования установок на здоровье, здоровый образ жизни. В первую очередь это имеет значение для детей, так как их здоровье – это здоровье будущего общества.
Цель исследования:
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЗНАТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
1. 1 Понятие здорового образа жизни и его составляющих
Образ жизни – биосоциальная категория, интегрирующая представления об определенном типе жизнедеятельности человека. Образ жизни в значительной степени обусловлен социально-экономическими условиями, но во многом зависит от мотивов деятельности, особенностей психики, состояния здоровья конкретного человека. Этим объясняется реальное многообразие вариантов образа жизни различных людей. Стиль жизни характеризует поведенческие особенности жизни человека [3, с. 22].
Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии «здоровый образ жизни» (ЗОЖ). Под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая, тем самым, успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций [10, с. 6].
Здоровый образ жизни, как продукт духовный и физических усилий человека, – ценное новообразование, которое рождается в процессе умственного, эмоционального и физического напряжения.
Здоровый образ жизни – понятие многомерное, включающее разнообразные компоненты. Рассмотрим основные из них.
1. Режим сна.
Крепкий сон – залог гармоничного развития. Сон – один из важнейших элементов человека, а особенно ребёнка. Именно во сне происходит сложнейшая работа, в результате которой формируется мозг, развивается тело. Нужно постараться в максимальной степени соблюдать ритм сна и бодрствования. Чередование сна и бодрствование – необходимое условие жизнедеятельности человеческого организма.
2. Режим питания.
Врачи утверждают, что полноценное рациональное питание – важное условие сохранения здоровья и высокой работоспособности взрослых, а для детей еще и необходимое условие роста и развития. Для нормального роста, развития и поддержания жизнедеятельности организму необходимы белки, жиры, углеводы, витамины и минеральные соли в нужном ему количестве [13, с. 28].
Принципы рационального питания:
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ НАВЫКОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1 Организация и проведение исследования
База исследования: я/с № 26 г. Гомеля.
Количество испытуемых: 20 детей старшего дошкольного возраста.
С целью изучения уровня сформированности навыков здорового образа жизни у старших дошкольников мы применили опросник Е.Ковалёвой (см. Приложение А)
Критерии определения уровня освоения навыков здорового образа жизни:
Высокий уровень:
– осознанное приобщены к ЗОЖ;
– владеют углубленными знаниями о строении организма, функциях органов и систем, симптомов заболеваний, о правилах первой помощи, о службе «Скорая помощь»;
– убеждены в необходимости профилактики заболеваний, оберегания своего организма и заботы о нем;
– владеют осознанным восприятием правил поведения с опасными людьми, в экстремальных ситуациях, четкое представление о работе сотрудников милиции;
– владеют навыками закаливания осознанно;
– владеют четкими культурно-гигиеническими навыками;
– умеют осторожно обращаться с различными животными;
– самостоятельно распознают непригодные к употреблению пищевые продукты, оказывают первую помощь при отравлении;
– владеют четкими представлениями о пользе и вреде воды, правилами поведения на воде;
– умеют самостоятельно обращаться с домашними электроприборами, стараются избегать экстремальных ситуаций в быту, владеют правилами поведения при пожаре;
– самостоятельно различают понятия: «конфликт», «ссора», «добро», «зло», «страх»;
– совершают добрые поступки, борются со страхами, избегают конфликтов и ссор;
– владеют четким представлением о строении города, разметке улиц, перспективе, «острове безопасности», видах транспорта, спецмашинах, «тормозном пути автомобиля», милиционере - регулировщике, светофоре, дорожных знаках, световых и звуковых сигналах машин, дорожных происшествиях, работе сотрудников ГАИ;
– умеют правильно вести себя в общественном и личном транспорте;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, сегодня под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой являются еженедельные познавательные, физкультурные и интегрированные занятия, партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня.
Вокруг детей с самого раннего детства необходимо создавать такую учебно-воспитательную среду, которая была бы насыщена атрибутами, символикой, терминологией, знаниями, ритуалами и обычаями валеологического характера. Это приведет к формированию потребности вести ЗОЖ, к сознательной охране своего здоровья и здоровья окружающих людей, к овладению необходимыми для этого практическими навыками и умениями. Таким образом, сформированные традиции ЗОЖ становятся достоянием нации, государства, неотъемлемой частью жизни людей.
Формирование культуры ЗОЖ является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменение стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, гиподинамией и преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями Целью оздоровительной работы в ДОУ является создание устойчивой мотивации потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих. Поэтому очень важно правильно сконструировать содержание воспитательно-образовательного процесса по всем направлениям развития ребенка, отобрать современные программы, обеспечивающие приобщение к ценностям, и прежде всего, - к ценностям здорового образа жизни.
Основными составляющими формирования сознательного отношения к здоровому образу жизни у старших дошкольников являются:
– поддержание и укрепление здоровья дошкольников средствами физической культуры;
– воспитание устойчивого интереса и потребности в двигательной активности;
– развитие физических качеств;
– самостоятельное использование накопленного двигательного опыта;
– развитие интереса к составляющим собственного здоровья;
– развитие личности дошкольника средствами физической культуры.
Физическому развитию и здоровью отводятся ведущие позиции, поэтому для создания педагогической оздоровительной системы в дошкольном учреждении необходимо придерживаться следующих основных направлений:
1. Архипов, Б. Технологии здоровья/ Б. Архипов // Обруч, 2007. – № 4. – С. 23 – 34.
2. Богина, Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях: Методическое пособие / Т. Л. Богина. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. – 110 с.
3. Волошина, Л. Организация здоровьесберегающего пространства/ Л.Волошина// Дошкольное воспитание. – 2004. – № 1. – С. 23 – 29.
4. Доскин, В.А. Растём здоровыми: пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры/ В.А. Доскин, Л.Г. Голубева.– М.: Академия, 2002. – 220 с.
5. Жбанков, Р.Г. Учись быть здоровым / Р.Г. Жбанков. – М.: Просвещение, 2004. – 143 с.
6. Зайцев, Г.К. Валеология: Культура здоровья: Книга для учителей и студентов педагогических специальностей / Г.К. Зайцев, А.Г. Зайцев. – М.: Бахрах-М, 2003. – 272 с.
7. Здоровье детей в образовательных учреждениях. Организация и контроль / под ред. М.Ф. Рзяниной, В.Г. Молочного. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 376 с.
8. Карепова, Т. Г., Жуковин, И. Ю. Программа формирования культуры здорового образа жизни у дошкольников «Наша традиция – быть здоровыми!»/ Т.Г. Карепова, И.Ю. Жуковин// Психолог в детском саду. – 2006. – № 3. – С. 55– 65.
9. Клименов, М.Ф. Здоровье детей в образовательных учреждениях / М.Ф. Клименов. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 376 с.
10. Козин, Э.М. Основы индивидуального здоровья человека: введение в общую и прикладную валеологию: учеб. пос. для студ. вузов / Э.М. Козин. – М.: Владос, 2000. – 192 с.
11. Кудрявцев, В. Физическая культура и развитие здоровья ребёнка/ В. Кудрявцев// Дошкольное воспитание. –2004. – № 1. – С. 34– 39.
12. Лисицын, Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение / Ю.П. Лисицын. – М.: ГЭОТАР-медиа. 2007. – 512 с.
13. Мартыненко, А.В. Формирование здорового образа жизни молодежи / А.В. Мартыненко, Ю.В. Валентяк, А.В. Мартыненко, В.А. Полесский. – М.: Медицина, 1988. – 224 с.
14. Маханёва, М.Д. Воспитание здорового ребёнка: пособие для практических работников ДОУ./ М.Д. Маханёва. – М.: АРКТИ, 1999. – 127 с.
15. Озеров, В.П. Основы здоровой жизнедеятельности. Активизация психофизической работоспособности человека: Учебное пособие / В.П. Озеров. – М.: Илекса, 2006. – 472 с.
16. Пашевский, С.А. Физическое воспитание / С.А. Пашевский. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 432 с.
17. Савельева, Н. Ю. Организация оздоровительной работы в ДОУ / Н.Ю. Савельева. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 464 с.
18. Синягина, Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психол. установки и упражнения / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 150 с.
19. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы / Н.К. Смирнов. – М.: АРКТИ, 2003. – 272 с.
20. Толстикова, Т. Растим здорового ребенка / Т. Толстикова // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 4. – С. 13 – 19.
21. Трещева, О.Л. Валеологическое воспитание младших школьников: учебно-методическое пособие / О.Л. Трещева, И.П. Асташина. – М.: АРКТИ, 1999. – 100 с.
22. Фомина, Н. А. Формирование основ здорового образа жизни/ Н.А. Фомина // Здаровы лад жыцця. – 2004. – № 1. – С. 34 – 44.
23. Шишкина, В. А. Какая физкультура нужна дошкольнику. Пособие для педагогических учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / В. А. Шишкина, М. В. Мащенко. – Мозырь: Белый ветер, 2005. – 137 с.
24. Цой, Е. Физическое и психическое развитие, коррекция и оздоровление дошкольников / Е. Цой // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 10. – С. 5 – 9.
25. Юматова, А.В. Формирование здорового образа жизни дошкольников / А.В. Юматова // Дошкольное воспитание. – 1996. – № 3. – С. 12 – 14.
26. Яшин, В.Н. ОБЖ. Здоровый образ жизни / В.Н. Яшин. - 2-е изд., доп. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 112 с.