Введение
Глава 1. Роль познавательной игры в учебном процессе в учреждении дошкольного образования
1.1. Познавательная игра и ее виды
1.2. Влияние познавательной игры на учебный процесс
1.3. Методика работы воспитателя по внедрению познавательных игр в учебный процесс в учреждении дошкольного образования
Глава 2. Формирование речевого развития детей при помощи игр
2.1. Выявление уровня речевого развития детей дошкольного возраста
2.2. Формирование средств дидактической игры
2.3. Контрольный эксперимент. Уровень сформированности. Сравнительный анализ
Заключение
Список использованной литературы
Приложение А
Ведение
Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, в частности и в среднем дошкольном возрасте, является игра. Именно в игре ребенок получает знания и отрабатывает навыки общения, формирует взгляды на жизнь, расширяет сферу познавательной деятельности, развивает ловкость и дисциплинированность. Отсюда, игра для дошкольника – наилучший способ усвоения информации и приобретения жизненного опыта.
Существует огромное количество возможностей внедрения познавательных игр в учебный процесс в учреждении дошкольного образования. Познавательные игры развивают интеллектуальные процессы детей (мышление, воображение, память и тому подобное).
Изучением проблемы познавательных игр занимались такие ученые как: К.Д. Ушинский, А.П. Усова, Ф.Н. Блехер, А.К. Бондаренко, Мария Монтессори, А.В. Запорожец, Л.М. Шведова и другие.
Объект исследования — познавательная игра.
Предмет – познавательная игра как средство внедрение в учебный процесс детей среднего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели исследования необходимо было решить следующие задачи:
- проанализировать литературу по проблеме исследования;
- выявить уровень представлений и знаний;
- провести опытно-экспериментальную работу по уровню сформированности речевого развития по средствам игр.
Глава 1. Роль познавательной ролевой игры в учебном процессе в учреждении дошкольного образования
1.1. Познавательная игра и ее виды
Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, является игра. Именно в игре ребенок получает знания и развивает навыки общения, формирует взгляды на жизнь, расширяет сферу когнитивной деятельности, развивает ловкость и дисциплинированность. Отсюда, игра для дошкольника – лучший способ усвоения информации и приобретения жизненного опыта.
Зарубежные психологи 18-19 веков отличали зрительные, слуховые, осязательные, моторные (подвижные) игры [9, c. 144].
Традиционно дидактические игры делятся на предметные, настольно-печатные и словесные игры.
Предметные игры - это игры с народной дидактической игрушкой, мозаикой, бирюльками, различными природными материалами. К народным дидактическим игрушкам относят: конусы из одноцветных и разноцветных колец, бочонки, шары, матрешки и т.п. Основные игровые действия с ними: нанизывание, вкладывание, катание, собирание целого из частей. Эти игры развивают у детей восприятие цвета, величины, формы.
Настольно-печатные игры направлены на уточнение представлений об окружающем, систематизацию знаний, развитие мыслительных процессов и операций [9, с. 115]. Простейший пример - складные картинки из кубиков или разрезанных кусочков картона, парные картинки - найти одинаковые картинки, различия на почти одинаковых картинках.
Словесные игры. В эту группу входит большое количество народных игр типа «Краски», «Молчок», «Черное и белое» и др. игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь [3, с. 45].
Глава 2. Формирование речевого развития детей при помощи игр
2.1. Выявление уровня речевого развития детей дошкольного возраста
Уровни речевого развития детей одинакового возраста бывают крайне разными. В особенности ясно данные различия выступают именно в среднем дошкольном возрасте. Во-первых, к этому времени большинство детей усваивает слово и звукопроизношение. Во-вторых, ребенок овладевает связной речью и начинает строить самостоятельное высказывание, состоящее на первых порах лишь из нескольких предложений.
По мнению исследователей О.С. Ушаковой и Е.М. Струниной, уровень речевого развития детей пятого года жизни можно выявлять по методике, разработанной для младшей группы. Однако добавляются и усложняются некоторые задания [28, с. 177].
Что имеет отношение к лексическому словарю, то ребенок среднего дошкольного возраста, должен:
1) понимать слова, близкие и антагонистические по смыслу, а также разные значения многозначного слова;
2) понимать и употреблять обобщающие слова (мебель, овощи, посуда);
3) подбирать признаки, качества и действия к названию предметов;
4) сопоставлять и называть предметы по размеру, цвету, величине.
В соответствии с вышеприведенными аспектами в рамках данного исследования была проведена диагностика лексического словаря детей среднего дошкольного возраста по методике обследования, предложенной О.С. Ушаковой и Е.М. Струниной [28, с. 179-180] (содержание методики размещено в приложении А).
Заключение
Изучением проблемы познавательных игр занимались такие ученые как: К.Д. Ушинский, А.П. Усова, Ф.Н. Блехер, А.К. Бондаренко, Мария Монтессори, А.В. Запорожец, Л.М. Шведова и другие.
Познавательная игра насчитывает несколько видов, куда входят различные области развития дошкольников.
Проблема отношения взрослого сообщества к игре ребенка смыкается с очень важной проблемой непонимания особой роли, проблемой обесценивания дошкольного детства. Ошибочное представление о дошкольном возрасте как о бессодержательном, «предварительном», «искусственном», который нужно переждать, пока ребенок подрастет до школы, сменилось другим, но также ложным. Новая модная тенденция связана со стремлением ускорить, перескочить дошкольное детство посредством обучения по типу школьного. Подобное «перепрыгивание» угрожает ограниченностью развития, потерями в умственном и личностном развитии ребенка, которые не компенсируются обученностью.
Функция воспитателя — организовать многообразную игровую среду, обеспечивающую ребенку познавательную активности, надлежащую его интересам и имеющую развивающий характер. Сфера должна также представлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности.
Таким образом, результаты исследования показали, что у детей среднего дошкольного возраста не в полной мере сформированы категории, понятия лексического словаря, которые уже должны присутствовать в данном возрастном периоде. В связи с этим представляется необходимым разработать комплекс дидактических игр, направленных на активизацию лексической стороны речевого развития детей, пополнение их активного словаря.
1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2000. - 400 с. - (Педагогическое образование).
2. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой. Психологическая наука в школе / Н.П. Аникеева. - М.: Просвещение, 1997. - 250с.
3. Асмолов, А. Г. Психология личности. Принципы обще психолог. анализа / А. Г. Асмолов. - М.: изд-во Моск. ун-та., 1990. - 300с.
4. Афонькина Ю. Правильно говорить и думать: развитие и коррекция речемыслительной деятельности старших дошкольников / Афонькина Ю., Белотелова Т., Борисова О. // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 5. - С. 68-74
5. Бондаренко, А. К. Воспитание детей в игре / А.К. Бондаренко, А. И. Матусик. - М.: Просвещение, 1999. - 450с.
6. Волкова, Н. П. Педагогика / Н. П. Волкова. - Киев: Академия, 1999. - 500с.
7. Воронина Л. П. В чем заключается влияние пальцев рук на развитие речи? / Воронина Л. П. // Дошкольная педагогика. - 2011. - № 7. - С. 57-69.
8. Выготский Л. С. Мышление и речь // Собр. соч. т -. 2. с. 386-413- М. 1982.
9. Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. - М.: Эксмо, 2012. – 457 с.
10. Гамезо, М.В. Атлас по психологии / М.В. Гамезо, И.А.Домашенко. – М.: Академия, 1999. – 324 с.
11. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - СПб.: Изд. РГПУ, 2008. – 250 с.
12. Григорович, Л.А. Педагогика и психология / Л.А. Григорович, Т.Д. Марцинковская. – М.: Наука, 2003. - 499 с.
13. Дубровина, И.В. Психология: учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина [и др.]; под общ. ред. В.А. Даниловой. - М.: Академия, 1999. – 464 с.
14. Запорожец А.В. Избр. психол. труды: В 2 т. — М., 1986
15. Крупская, Н.К. Роль игры в детском саду / Н.К. Крупская. // Пед. соч. – М.: 1980. – 263 с.
16. Максакова, А. И. Учите, играя / А.И. Максакова, Г.А. Тумакова. - М.: Просвещение, 1999. – 432 с.
17. Мартыненко Л. "Ученье - свет, а неученье - тьма»: как научить детей 5-6 лет понимать пословицы / Мартыненко Л., Постоева Л. // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 8. - С. 86-91; № 10. - С. 78-83.
18. Менджрицкая, Д. В. Воспитание детей в игре / Д. В. Менджрицкая - М.: Просвещение, 1999. - 300с.
19. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов. - М.: ВЛАДОС, 2012. – 433 с.
20. Никитин, Б. П. Ступень творчества или развивающие игры / Б. П. Никитин - М.: Просвещение, 1991. - 200 с.
21. Новоселова С.Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. – М: 2005.
22. Новоселова, С.А. Игры и занятия с предметами / С.А. Новоселова - М.: Просвещение, 1997. – 96 с.
23. Образовательный стандарт «Дошкольное образование» - Минск, 2013.
24. Рычагова Е. С. Развитие речи и начал грамоты как основа успешного обучения в школе / Рычагова Е. С. // Детский сад от А до Я. - 2009. - № 5. - С. 112-118.
25. Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском кроме того саду / М.И. Сорокина. – М.: Академия, 1982. – 214 с.
26. Сохин, Ф.А., Тамбовцева, А.Г., Шахнарович, А.М. К проблеме онтогенеза правил словообразования / Ф.А. Сохин, А.Г. Тамбовцева, А.М. Шахранович // Психолингвистические исследования: речевое развитие и теория обучения языку. – М.: Смысл, 1978. – С. 35-52.
27. Учебная программа дошкольного образования – Минск: Национальный институт образования, 2012.
28. Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб. -метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 288 с.
29. Шмаков, А.Е. Её величество игра. Забавы, потехи, розыгрыши для детей, родителей, воспитателей / А.Е. Шмаков. - М.: Просвещение, 1992. – 231 с.
30. Шмаков А. Игры феномен культуры. М, 1994. - 244 с.