ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические основы обучения учащихся средней школы иноязычной диалогической речи
1.1. Характеристика диалогической речи как объекта изучения
1.2. Дидактические возможности использования компьютерных технологий в обучении учащихся иноязычной диалогической речи
Глава 2. Методика организации и проведения уроков английского языка с использованием ИКТ
2.1. Методические принципы обучения иноязычной диалогической речи
2.2. План-конспект урока в 6 классе на обучение иноязычной диалогической речи с использованием компьютерных программ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях наиболее актуальной задачей образования является формирование коммуникативной культуры учащихся. ИКТ становится наиболее эффективным средством, способствующим расширению образовательного пространства современной школы.
Использование информационных технологий в учебном процессе значительно повышает эффективность усвоения материала учащимися. Больших результатов можно достичь, применяя данные технологии в преподавании английского языка в младшей и средней школе. В старших классах использование информационных технологий позволяют раскрывать возможности учащихся в создании серьезных исследовательских, проектных работ с мультимедийными презентациями и т.д.
В настоящее время необходимо умение получать информацию из разных источников, пользоваться ей и создавать ее самостоятельно. Широкое использование ИКТ открывает для учителя новые возможности в преподавании иностранного языка. Информационными технологиями, как правило, называют технологии, использующие такие технические средства как аудио, видео, компьютер, Интернет.
В обучении иностранному языку широко применяются компьютерные технологии. Специфика компьютера как средства обучения связана с такими его характеристиками как комплексность, универсальность, интерактивность. Интерактивное обучение на основе мультимедийных программ позволяет более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов, делает процесс обучения более интересным и творческим. Возможности учитывать уровни языковой подготовки учащихся являются основой для реализации принципов индивидуализации и дифференцированного подхода в обучении. При этом соблюдается принцип доступности и учитывается индивидуальный темп работы каждого ученика. Используя компьютер, можно организовать на уроке
Глава 1. Теоретические основы обучения учащихся средней школы иноязычной диалогической речи
1.1. Характеристика диалогической речи как объекта изучения
Диалогическая речь – это объединенное ситуативно-тематической общностью и коммуникативными мотивами сочетание устных высказывании,
последовательно порожденных двумя и более собеседниками в непосредственном акте общения. Диалогизирование – процесс речевого взаимодействия, предусматривающий обмен репликами, не достигающими объемов монологических высказывании под термином «диалог» понимается как сам процесс диалогизирования, так и его результат – текст [4, с. 91].
Партнеры по общению прибегают к диалогизированию в следующих типичных случаях:
1) когда один из них испытывает дефицит в сведениях, а собеседник, как предполагается, компетентен в данной области и способен восполнить информационный пробел;
2) когда разворачивание (раскрытие) сюжета (темы) не может быть реализовано одним собеседником ввиду его языковой или мнемонической неспособности, дефицита сведений или в связи с необходимостью поэтапной проверки адекватности высказываемых положений;
3) когда партнеры испытывают потребность во взаимном обмене мнениями, впечатлениями, переживаниями;
4) когда существует необходимость согласовать различные подходы к решению конкретной проблемы, устранить разногласия, разрешить спор и т. д.
Реализуясь в рамках диалогического общения, диалогическая речь как чередование достаточно дробных высказываний граничит, с одной стороны, с
Глава 2. Методика организации и проведения уроков английского языка с использованием ИКТ
2.1. Методические принципы обучения иноязычной диалогической речи
Обучение диалогической речи осуществляется тремя способами: с использованием диалога-образца, на основе пошагового составления диалога и посредством создания ситуаций общения.
Обучение диалогической речи с использованием текста-образца.
Работа с диалогом-образцом ориентирована на овладение обучаемыми образцовыми высказываниями на иностранном языке, тренировку коммуникативного взаимодействия общающихся, оперирование языковым материалом в диалогической речи, выполнение различных трансформаций с текстом диалога, а также на формирование навыков и умений составления диалога по образцу.
Работа с диалогом-образцом может быть представлена в следующих упражнениях:
1. Прослушайте диалог без текста с предварительными ориентирами (вопросами по содержанию, истинными и ложными утверждениями, ключевыми словами).
2. Прослушайте диалог, используя визуальную опору.
3. Прослушайте отдельные реплики для отработки правильного произношения и интонации и прочтите диалог.
4. Прочтите диалог по ролям.
5. Прочтите диалог с пропущенными словами, опираясь на убывающую подсказку.
6. Прочтите диалог, опираясь на ключевые слова.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, новые информационные технологии привлекают учащихся и являются одним из главных их интересов. Поэтому использование информационных технологий в учебном процессе способствует формированию положительной мотивации. Преимущество использования компьютера заключается в том, что он позволяет повысить профессиональный уровень преподавателей. Знакомство с новыми ИКТ поражает своими возможностями, которые открываются для совершенствования учебного процесса и системы образования в целом. Новые информационные технологии, внедряемые в образовании, способствуют его подъёму на качественно новый уровень.
Сегодня без использования компьютера невозможно представить работу учителя. Он необходим при составлении календарно-тематического планирования, подготовки к урокам, печатании раздаточного материала к урокам (карточек, таблиц, схем, тестов), наглядного материала к урокам, оформлению проектов и т.д. Презентация – это новое дидактическое средство для организации учебного процесса. Презентация помогает проиллюстрировать любое выступление.
Итак, можно выделить несколько основных форм использования компьютерных презентаций на учебных занятиях:
- КП для иллюстрации и демонстрации учебного материала;
- КП для самостоятельной работы учащихся;
- КП для контроля знаний.
ИКТ нацелены на развитие интереса, мотивации, активность субъекта учения, интерактивность, увеличение самостоятельности школьников, развитие креативности, самореализацию и социализацию учащихся, предотвращение их перегрузки.
На уроках английского языка созданы условия для включения учащихся в активный и добровольный процесс формирования знаний и обобщенных способов деятельности. Компьютеры, Интернет, телекоммуникационные сети оказывают огромное влияние на детей и молодежь, образуя вокруг
1. Владимирова, Л.П. Интернет на уроках иностранного языка / Л.П. Владимирова // Иностранные языки в школе. – 2002. – №3. – С. 33 – 41
2. Гальскова, Н.Д., Гез, Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. – М.: Академия, 2006. – 336 с.
3. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: Учебник / Н.И. Гез, М.В. Ляховицкий, А.А. Миролюбов и др. – М..: Высш. школа, 1982. – 373 с.
4. Методика преподавания иностранного языка: учеб. пособие / Т.П. Леонтьева [и др.]; под общ. ред. Т.П. Леонтьевой. – Мн.: Вышэйшая школа, 2015. – 239 с.
5. Настольная книга преподавателя иностранного языка: Справ. Пособие / Е.А. Маслыко, П К. Бабинская, А.Ф. Будько и др. – Мн.: Выш. шк., 1992. – 445 с.
6. Нелунова, Е.Д. Информационные и коммуникационные технологии в обучении иностранному языку в школе / Е.Д. Нелунова. – Якутск, 2006. – 175 с.
7. Нигай, Л.С. Использование ИКТ для формирования коммуникативной компетентности на уроках английского языка / Л.С. Нигай // Педагогическое мастерство: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). – М.: Буки-Веди, 2013. – С. 117 – 119
8. Олешков, М.Ю. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины / М.Ю. Олешков. – М.: Компания Спутник, 2006. – 383 с.
9. Пассов, Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению / Е.И. Пассов. – М.: Просвещение, 1991. – 223 с.
10. Полилова, Т.А. Внедрение компьютерных технологий / Т.А. Полилова // Иностранные языки в школе. – 1997. – № 6. – С. 2 – 7
11. Рогова, Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Г.В. Рогова. – М.: Просвещение, 1991. – 287 с.
12. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам / Е.Н. Соловова. – М.: Просвещение, 2002. – 239 с..
13. Скалкин, В.Л. Коммуникативные упражнения на английском языке / В.Л. Скалкин. – М., 1983. – 163 с.
14. Скалкин, В.Л. Обучение диалогической речи: на материале англисйкого языка / В.Л. Скалкин. – К.: Рад.шк 1989. – 158 с.
15. Телицина, Т.Н. Использование компьютерных программ на уроках английского языка / Т.Н. Телицина // Иностранные языки в школе. – 2002. – №2. – С. 27 – 33