ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Сущность и особенности культуры поведения младших школьников
1.2 Педагогические средства воспитания культуры поведения младших школьников
1.3 Педагогические условия воспитания культуры поведения младших школьников
ГЛАВА 2 МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Выявление уровня сформированности культуры поведения у учащихся 2 класса
2.2 Реализация цикла классных часов «Культура поведения ученика» во 2 классе
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Проблема формирования культуры поведения подрастающего поколения является одной из главных на современном этапе развития человечества. Снижение культурно-нравственного уровня общества в целом ведет к необходимости создания новых подходов и путей формирования культуры поведения личности, особенно в контексте общечеловеческих ценностей и норм поведения. Как известно, фундамент культуры поведения закладывается в младшем школьном возрасте, что определяет дальнейшее гармоничное развитие личности и общества в целом. Следовательно, в современных условиях среди важных задач воспитания учащихся младшего школьного возраста в соответствии с возрастными особенностями на первый план выдвинуто формирование культуры поведения.
Именно в начальных классах закладываются основы аккуратности и опрятности, вежливости, точности, прививаются хорошие манеры, умение культурно вести себя в школе, дома, на улице и в общественных местах. Если элементарные нормы культурного поведения не привиты детям с ранних лет, то позже приходится восполнять этот пробел и нередко проводить более тяжелую работу: перевоспитывать школьников, в которых укоренились негативные привычки. Отсутствие элементарных привычек у детей затрудняет работу над воспитанием у них более тонких и сложных проявлений культурного поведения: такта, деликатности, непринужденности, изящества манер и т.д.
Культура поведения тесно связана с внутренней культурой человека, требованиями эстетики, с общепринятыми тенденциями и обычаями. Внутренняя культура во многом определяет внешнее поведение человека, но и внешняя сторона поведения влияет на внутреннюю культуру – заставляет человека быть выдержанным, внутренне собранным, уметь владеть собой. Поэтому с раннего возраста необходимо вооружить детей знаниями правил культурного поведения, привычками их выполнения.
В научно-педагогической литературе неоднократно отмечалось усложнение задач культурно-нравственного становления и развития школьников в связи с изменением социальной среды. Возрастающий объем информации, коренные изменения, произошедшие в последние годы в системе образования, связанные с усилением внимания к личности обучающегося как основной социальной ценности, социальные, экономические и другие проблемы современного общества оказывают существенное влияние на личностное развитие и поведение подрастающего поколения.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Сущность и особенности культуры поведения младших школьников
Способность личности ориентироваться на общественные общечеловеческие нормы морали является показателем высокого уровня нравственного воспитания. Показателем нравственности является не столько то, что человек владеет знаниями моральных норм, а то, что он применяет эти знания в своей жизни в процессе общения. У нравственно воспитанного человека сформированы устойчивые нравственные мотивы, которые побуждают его к соответствующему поведению в обществе. Обыкновенное знание ном поведения еще не решает задачу преобразования их в гуманные поступки. Можно знать все требования морали, но не выполнять их.
Вопросам нравственного воспитания большое внимание уделяют современные педагоги и психологи. Как показали исследования О.С. Богдановой, Л.Р. Болотиной, М.А. Бесовой, В.В. Поповой, Л.И. Романовой «эффективность нравственного воспитания во многом зависит от правильной организации коллективной деятельности детей, от умелого сочетания ее с методами убеждения, накопления положительного морального опыта» [3, c. 39]. В своих трудах ученые подчеркивают важность воспитания нравственных чувств ребенка, развития нравственных отношений
В настоящее время исследователи отмечают некоторое усложнение задач нравственного становления личности ребенка в условиях современной социальной среды. Такие исследователи как В.А. Армавичуте, Е.О. Галицких, А.П. Краковский и др. рассматривают культуру поведения в контексте быстро развивающегося социального пространства. Исследователи отмечают прямую зависимость между изменениями, происходящими в обществе и трансформацией понятия «культура поведения».
С точки зрения педагогики культуру поведения рассматривают Л.С. Выготский, Р.И. Жуковская, И.Г. Яновская. В своих исследованиях авторы пишут о применении игровых технологий в процессе воспитания культуры поведения. По их мнению, «задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы общечеловеческие моральные ценности (долг, честь, достоинство и т.п.) должны стать внутренними стимулами развития формирующейся личности» [5, c. 108].
ГЛАВА 2 МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Выявление уровня сформированности культуры поведения у учащихся 2 класса
В ходе курсовой работы было проведено исследование диагностики уровня сформированности культуры поведения. Исследование проходило на базе Гимназии №1 г. Могилева. В исследовании принимали учащиеся 2 класса, количество респондентов составило 15 человек.
Для определения уровня сформированности культуры поведения были использованы следующие методы:
1. Тест Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте» (Приложение А);
2. Тест «Диагностика нравственной самооценки» (Приложение Б);
3. Тест «Диагностика отношения к жизненным ценностям».
В начале констатирующего этапа было проведено исследование нравственной воспитанности учащихся при помощи Тест Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте». В ходе обработки результатов учащиеся были поделены на три группы:
1 группа – школьники с достаточной нравственной воспитанностью и сформированностью ориентации на «другого человека»;
2 группа – школьники, имеющие некоторую безнравственную ориентацию, эгоистическую позицию;
3 группа – школьники, с несформированным нравственным отношением, неустойчивым, импульсивным поведением.
Таким образом, первый уровень является показателем наиболее высокой степени сформированности культуры поведения младших школьников.
Исследование показало, что 60% учащихся имеют высокий уровень сформированности нравственных качеств. 26,7% имеют средний уровень нравственности. Это говорит о том, что дети имеют базовые понятия о культуре поведения и нравственности, но еще не совсем понимают и осознают их применение в отдельных ситуациях. Как правило, учащиеся, имеющие средний уровень нравственности не обладают ярко выраженными негативными качествами. Такими, как злоба, агрессивность, неадекватность и неуправляемость поведения. Одним из проявлений в поведении таких детей является неосознанный эгоизм.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т. е. делает своими, принадлежащими себе, способы, формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств.
В ходе работы была раскрыта сущность и особенности культуры поведения младших школьников. Было отмечено, что наиболее характерная черта данного возраста состоит в том, что в этом возрасте дошкольник становится школьником. Это переходный период, когда ребенок соединяет в себе черты дошкольного детства с особенностями школьника. Характерной особенностью психоэмоциональной сферы детей в возрасте 7-10 лет являются любознательность, живой интерес ко всему новому. Они стремятся многому подражать, а иногда что-то копируют без достаточно критического отношения к объекту внимания.
Отмечено, что в воспитании культуры поведения ребенка важен сам характер отношений между взрослыми, педагогами и родителями. Дурной пример взрослых может быть причиной формирования у ребенка безразличия к нормам поведения в общественных местах, грубого отношения к лицам старшего возраста, женщинам.
Воспитанием культуры поведения нужно заниматься только систематически и планомерно, постепенно усложняя правила, которыми должны овладеть дети. Если браться за это от случая к случаю, толку будет мало. Важно показать ребенку, что выполнение норм культурного поведения важно не только на людях, но и наедине с самим собой, когда никто не видит.
1. Богданова, О.С. Этические беседы со школьниками / О.С. Богданова. – Москва, 2007. – 310с.
2. Божович, Л.И., Нравственное формирование личности школьника в коллективе / Л.И. Божович. – Москва, 2000. – 384 с.
3. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика : учеб. пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Л.Р. Болотина. – 2-е изд. – М., 1997. – 240 с.
4. Васильева, О.С. Некоторые особенности самоотношения школьников / О.С. Васильева. – М., 1996. – 282 с. 29.
5. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выгодский. –Москва : Педагогика-Пресс, 2003. – 467 с.
6. Гамезо, М.В. Старший дошкольник и младший школьник. Психодиагностика и коррекция развития / М.В. Гамезо, В.С. Герасимова, Л.М. Орлова. – М.: Институт практической психологии, 1998. – 248 с. 31. Детство : программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова [и др.] ; под общ. ред. В.И. Логиновой, – М., 2006. – 243 с.
7. Дружинин, В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. – СПб. : Питер, 2008. – 104 с.
8. Каиров, И.А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания / И.А. Каиров. – М. : Просвещение, 2009. – 156 с.
9. Колдунов, Я.И. Нравственное воспитание личности школьника / Я.И. Колдунов. – Калуга, 2007. – 197 с.
10. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание : учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Т.А. Куликова. – М. : Издательский центр «Академия», 1999. – 232 с.32.
11. Курочкина, И.В. О культуре поведения и этикет / И.В. Курочкина. // Дошкольное воспитание. – 2003. – №11. – С. 62-69 с.
12. Лихачев, Б.Т. Педагогика / Б.Т. Лихачев. – М., 2010. – 647 с.
13. Лихачева, И.А. Уроки этики / И.А. Лихачева. – М., 1999. – 189 с.
14. Лихачева, Л.С. Рабочая тетрадь по этикету / Л.С. Лихачева. – Екатеринбург : Сред.-Урал. кн. изд-во, 1996. – 47.
15. Лялина, Н.А. Воспитание культуры взаимопонимания в общении старших дошкольников как педагогическая проблема / Н.А. Лялина // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. – 2007. – №3. – С. 43-52.
16. Макаренко, А.С. Лекции о воспитании детей / В.А. Макаренко // Изб. пед соч.: в 7 т. / М.Д. Виноградова, А.А. Фролов [и др.] ; под ред. М.Д. Виноградовой. – М.: Педагогика, 1984. – Т.4. – 400 с.
17. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 1998. – 376 с.
18. Петерина, С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста : учеб. пособие / С.В. Петерина. – Рост. н/Д, 1976. – 109 с.
19. Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов / К.Н. Поливанова. – М. : Академия, 2000. – 184 с.
20. Смирнов, С.А. Педагогика / С.А. Смирнов. – М. : Академия, 2000. – 512 с.
21. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) : пособие для воспитателей дет. сада / Е.И. Тихеева. – М. : Просвещение, 1981. – 159 с.
22. Ушачева, Ю.В. Повышение уровня коммуникативной культуры сотрудников ДОУ / Ю.В. Ушачева // Управление ДОУ. – 2008 – № 4. – С. 29-33.
23. Филонова, Г.Н. Формирование личности : проблемы комплексного подхода в процессе воспитания школьника / Г.Н. Филонова. – Москва, 2011. – 338 с.
24. Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. – М. : Просвещение, 1985. – 512 с.
25. Чиркова, Т.Н. Методы изучения общения воспитателя с детьми дошкольного возраста : учеб.-метод. пособ. к спецкурсу для дошкольных педагогов-психологов / Т.Н. Чиркова. – Нижний Новгород, 2006. – 162 с.
26. Эльконин, Б.Д. Введение в психологию развития / Б.Д Эльконин. – М. : Просвещение, 1994, – 382 с.
27. Якушева, С.Д. Основы педагогического мастерства / С.Д. Якушева. – М. : Издательский центр «Академия», 2011. – 256 с.