ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с нарушениями речи
1.2 Развитие фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе
1.3 Фонетико-фонематическое недоразвитие в структуре нарушения речи у детей дошкольного возраста с дизартрией
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ
2.1 Организация и методика исследования
2.2 Состояние фонетико-фонематической стороны речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией
2.3 Методические рекомендации по коррекции фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников со стертой дизартрией
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Список использованных источников
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что фонетико-фонематическое недоразвитие является наиболее распространенным речевым нарушением у детей дошкольного возраста. Отставание в развитии фонематического слуха и фонематического восприятия препятствует успешному развитию речи, полноценному речевому общению и социальному взаимодействию. Дети с подобными нарушениями испытывают существенные затруднения в процессе овладения произносительной стороной речи, овладения грамотой, письмом и чтением.
Фонематические нарушения оказывают негативное влияние на формирование и развитие других сторон речи (фонематической, лексической, грамматической), затрудняя обучение детей (Г. В. Гуровец, С. И. Маевская, Р. И. Мартынова, Л. В. Мелехова, Е. Ф. Соботович и др.). Фонетико-фонематическое недоразвитие часто связанно с неспособностью детей дифференцировать на слух фонемы родного языка. Отсутствие полноценного восприятия фонем делает невозможным их правильное произношение, не дает возможности дошкольникам овладевать в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем и, следовательно, препятствует полноценному развитию связной речи в целом. Кроме того, фонетико-фонематическое недоразвитие может также спровоцировать возникновение негативных психологических особенностей.
Фонетико-фонематические нарушения являются распространенными, ведущими в структуре речевого нарушения у детей со стертой дизартрией. При этом, стертая дизартрия по своим проявлениям характеризуется сглаженностью симптомов, их неоднородностью, вариативностью, различным соотношением речевой и неречевой симптоматики.
Фонематические нарушения сами не исчезают и требуют коррекционно-педагогической работы. Своевременное их выявление позволяет их устранить и не допустить их закрепления. Следовательно, вопросы коррекции фонетико-фонематического недоразвитие у детей дошкольного возраста с нарушениями речи приобретают особую актуальность. Проблемой изучения речевого развития детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим нарушением речи занимались такие исследователи как Е.А. Екжанова, К.С. Заскалова, Т.Л. Морова, Н.А. Оскольская, А.А. Фахретдинова и др.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с нарушениями речи
Дети с нарушениями речевого развития представляют собой особую категорию детей с отклонениями в развитии, у которых отмечается сохранность слуха и интеллекта при значительных нарушениях речи, влияющих на формирование других сторон психики [7, с. 48].
Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста с нарушениями речи рассматриваются в работах Л.С. Волковой, Р.Е. Левиной, Р.И. Мартыновой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и др. Перечисленным авторам удалось выявить ряд закономерностей, которые отличаются от нормы, среди которых:
– отклонения в развитии психических процессов, которые проявляются в ослаблении мыслительной деятельности, неустойчивом внимании, отклонениями в памяти;
– сниженная работоспособность;
– быстрая истощаемость нервной системы;
– трудности общения с другими [7; 11; 19].
Внимание дошкольников с нарушениями речи характеризуются такими психологическими особенностями как недостаточная устойчивость, низкий уровень произвольного внимания, трудности в переключении внимания, а также трудности в планировании собственных действий. По данным Т.С. Овчинниковой, у них отмечается низкая концентрация внимания, недостатки его распределения [6, с. 16].
Восприятие детей с нарушениями речи характеризуются такими психологическими особенностями как:
– недостаточное развитие или нарушение слухового, зрительного, кинестетического восприятия;
– нарушения оптико-пространственного гнозиса;
– трудности в пространственной ориентации.
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ
2.1 Организация и методика исследования
Цель исследования: выявить состояние фонетико-фонематической стороны речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией.
Задачи исследования:
1) подобрать методы и методики обследования, сформировать выборку исследования;
2) провести обследование состояния фонетико-фонематической стороны речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией;
3) разработать методические рекомендации по коррекции фонетико-фонематической стороны речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией.
База исследования: экспериментальная работа проводилась на базе государственного учреждения образования «Специальный ясли-сад №5 г. Гродно». Всего в исследовании приняли участие 20 детей старшей группы. В экспериментальную группу вошли 10 детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией, контрольную группу составили 10 нормально говорящих детей старшего дошкольного возраста. Возраст испытуемых – 5-6 лет.
Методы исследования: диагностические мероприятия по обследованию и выявлению состояния фонетико-фонематической стороны речи, количественный и качественный анализ.
Исследование осуществлялось с использованием диагностических методик Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной [20], Г.А. Каше [4].
Исследование фонематического слуха включает 4 задания.
Задание 1. Узнавание неречевых звуков.
Процедура обследования: детям предлагается внимательно послушать и сказать, что звучит». Детям необходимо определить на слух, какой из инструментов звучит: бубен, погремушка или колокольчик.
2. Различение слов, близких по звуковому составу.
«Внимательные ушки». Процедура обследования: детям предлагается показать картинку, которую логопед произносит правильно (картинки с изображением груши, банана, сушки, птенца, шапки). За ошибку необходимо считать показ картинки при искаженном произнесении слова и отсутствие показа картинки при правильном произнесении слова.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате теоретического анализа литературы по теме исследования выявлено, что дети дошкольного возраста с нарушениями речи характеризуются недоразвитием познавательных процессов, быстрой истощаемостью, низкой работоспособностью, недостаточной сформированностью мотивации, нарушениями в развитии двигательной сферы. Нарушения речевого развития обусловливают появление таких особенностей эмоциональной сферы как негативизм, агрессивность и конфликтность, повышенная впечатлительность, состояние эмоционального дискомфорта. У них снижена потребность в общении, нарушена коммуникативная функция речи.
Формирование фонетико-фонематической стороны речи у ребенка при нормальном развитии завершается старшему дошкольному возрасту. Особое значение в развитии фонетико-фонематической стороны речи принадлежит фонематическому слуху и фонематическому восприятию. На основе этих процессов у ребенка постепенно вырабатываются навыки произнесения фонем, слогов, слов. Появлению собственной речи у ребенка предшествует возникновение понимания речи взрослых. С трех лет у ребенка происходит активное развитие навыка слухового контроля за собственным произношением. Развитие звуковой стороны языка осуществляется поэтапно: от полного отсутствия дифференциации звуков, понимания речи и активной речи самого ребенка, до правильной речи и формирования тонких дифференцируемых звуковых образов слов и отдельных звуков.
У детей дошкольного возраста с дизартрией особое место в структуре нарушений речи занимает фонетико-фонематическое недоразвитие. Под фонетико-фонематическим недоразвитием понимается нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за нарушений восприятия и произношения фонем. Дети дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием характеризуются низким уровнем развития фонематического слуха и восприятия, искаженным произношением звуков, заменой и смешением звуков. Невнятная речь у детей со стертой дизартрией препятствует формированию полноценного фонематического слуха и восприятия.
1. Гранько, А. С. Развитие фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе / А. С. Гранько // Государство, академ. наука и высшая школа : современное состояние и тенденции развития : сборник научных статей. – Уфа, 2015. – С. 40-48.
2. Екжанова, Е. А. Речь как реченька : методическое пособие по развитию речи детей старшего возраста / Е. А. Екжанова. – М .: Дрофа, 2008. – 365 с.
3. Заскалова, К. С. Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим нарушением речи / К. С. Заскалова // Молодой ученый. – 2017. – № 15. – С. 573-575.
4. Каше, Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи / Г. А. Каше. – М. : Просвещение, 1985. – 207 с.
5. Калягин, В. А. Логопсихология / В. А. Калягин, Т. С. Овчинникова. – М. : Академия, 2006. – 320 с.
6. Левченко, И. Ю. Дети с общим недоразвитием речи : Развитие памяти / И. Ю. Левченко, Т. И. Дубровина. – М. : Национальный книжный центр, 2016. – 144 с.
7. Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М. : Владос, 1998. – 680 с.
8. Лопатина, Л. В. Развитие фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи у дошкольников со стертой дизартрией / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. – М. : Мозаика-Синтез, 2002. – 51 с.
9. Лопатина, Л. В. Логопедическая работа по коррекции фонетико-фонематических нарушений у дошкольников со стертой дизартрией / Л. В. Лопатина // Проблемы современного педагогического образования. – 2016. – № 3. – С. 178-186.
10. Макарова, Н. В. Основные проявления недостаточности звукопроизносительной стороны речи у детей со стертой дизартрией / Н. В. Макарова // Вестник Таганрогского института. – 2016. – № 2. – С. 49-53.
11. Мартынова, Р. И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрии и функциональной дислалии / Р. И. Мартынова. – М. : Мозаика–Синтез, 2003. – 36 с.
12. Мастюкова, Е. М. Советы педагогам и родителям по подготовке и обучению детей с особыми проблемами в развитии / Е. М. Мастюкова. – М. : Владос, 1997. – 303 с.
13. Морова, Т. Л. Состояние фонематического восприятия у дошкольников со стёртой дизартрией / Т. Л. Морова // Концепт. – 2016. – Т. 13. – С. 31-35.
14. Оскольская, Н. А. Преодоление фонетико-фонематического недоразвития у детей дошкольного возраста на основе моделирования коррекционно-развивающего процесса : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.03 / Н.А. Оскольская. – М. : РАО ИКП, 2002. – 19 с.
15. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / Под ред. Т. В. Волосовец. – М. : Академия, 2002. – 200 с.
16. Преснова, О. В. Коррекция двигательных и речевых нарушений методами физического воспитания / О. В. Преснова. – М. : Владос, 2006. – 412 с.
17. Усанова, О. Н. Специальная психология : учеб. пособие / О. Н. Усанова. – СПб. : Питер, 2006. – 400 с.
18. Фахретдинова, А. А. Особенности развития фонетико-фонематической стороны речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией / А. А. Фахретдинова // Концепт. – 2014. – Т. 20. – С. 2931-2935.
19. Филичева, Т.Б. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. – М.: Гном и Д, 2000. – 80 с.
20. Филичева, Т. Б. Нарушения речи у детей / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – М. : Профессиональное образование, 1993. – 232 с.
21. Фотекова, Т. А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников / Т. А. Фотекова. – М. : Айрис-пресс, 2000. – 236 с.