Введение
Глава 1 Стилистика текста и ее категории
1.1 Понятие категории
1.2 Стилистически релевантные категории текста
Выводы
Глава 2 Основные текстовые категории как средство формирования жанрового своеобразия песенного текста
2.1 Песенный текст как объект исследования
2.1 Анализ текстовых категорий в англоязычных рок-текстах
Выводы
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Текст – это произведение речетворческого процесса, обладающее завершенностью, объективированное в виде письменного документа произведение, состоящее из названия (заголовка) и ряда особых единиц (сверхфразовых единств), объединенных разными типами лексической, грамматической, логической, стилистической связи, имеющее определенную целенаправленность и прагматическую установку. Наряду с письменными текстами можно выделить и тексты устных выступлений, а также тексты, записанные на звукозаписывающей аппаратуре и предназначенные для прослушивания. Далеко не у всех текстов есть заголовки. Наконец, не все тексты могут быть представлены в виде последовательности сверхфразовых единств.
Между тем текст относится к наиболее очевидным реальностям языка, а способы его интуитивного выделения не менее укоренены в сознании современного человека, чем способы отграничения и выделения слова, и основаны они на разумном предположении о том, что любое завершенное и записанное вербальное сообщение может идентифицироваться как текст, если, конечно, и сама завершенность текста подсказана нам тем или иным формальным способом.
Трудности определения понятия текста, таким образом, вполне понятны: сведение всего множества текстов в единую систему так же сложно, как обнаружение за всем этим множеством того набора достаточных и необходимых черт, который был бы обязательным для признания текста образующим категорию классического, аристотелевого типа.
В настоящее время одной из кардинальных задач лингвистики текста является выявление и описание категорий текста. Категориям текста за последнее время посвящено немало работ, из которых самой значительной является книга И.Р. Гальперина «Текст как объект лингвистического исследования» [7].
Категории текста не совпадают с категориями предложения и возникают вместе с текстом как системой высшего ранга. Это категории особого рода, характеризующие отрезки большие, чем предложение. Само понятие «категория текста» не получило еще однозначного терминологического определения.
Итак, изучение категорий текста актуально, так как нельзя говорить o каком-либо объекте исследования, не назвав и не объяснив его категорий. Исследование категорий текста предполагает выявление особенностей
Глава 1 Стилистика текста и ее категории
1.1 Понятие категории
Развитие лингвистики и стилистики текста обусловило исследовательский интерес не только к функционально-смысловым типам речи, но и к другим речевым структурам. В последней четверти XX столетия определённо выявилось ощущение недостаточности стилистического анализа в опоре на элементарные уровневые единицы языка. Это привело к активному поиску комплексных единиц лингвостилистического анализа. В опоре па достижения функциональной грамматики стал использоваться термин поле (лексико-семантическое, морфолого-лексическое, тематическое, функционально-текстовое), параметр текста и др. Но чаще всего структурированное функционально-смысловое единство в составе текста и класса текстов стало осознаваться на основе общенаучного термина категория, обладающего рядом преимуществ. Во-первых, данный термин лишён дополнительных смыслов, тогда как, например, термин поле указывает на характер структурированности (наличие смыслового ядра и периферии в отобранном языковом множестве). Кроме того, остаётся вопрос, всегда ли универсальный смысл организован в виде поля. Во-вторых, термин категория сохраняет признаки всех прочих терминов, прежде всего – указание на многоэлементность, структурность, что отвечает существу целого текста, представляющего собой, по Одинцову, «композиционный тип речи». В-третьих, и это главное, термин категория прежде всего указывает на оформленное содержание, т.е. на знаковую природу данного феномена.
Понятие категории связывается с отвлечённой от действительности и зафиксированной в языке определённостью, которая способна служить средством содержательной дифференциации объекта. В иерархии коммуникативных категорий одна из первичных – это цель, определяющая качество других категорий и объединяющая их вокруг себя. Язык в его функционировании (речь) не может интерпретироваться вне понятия цели.
Глава 2 Основные текстовые категории как средство формирования жанрового своеобразия песенного текста
2.1 Песенный текст как объект исследования
Песенный текст – это такой вид текста, который следует рассматривать как единство музыкального и вербального компонентов, взаимодополняющим друг друга.
По мнению Шевченко О.В., англоязычный песенный текст представляет собой креолизованный продукт, т.е. комбинацию вербального текста, оформленного в письменной или устной форме, и музыкального компонента, являющийся продуктом социально и ситуативнообусловленной коммуникации, находящийся под влиянием экстралингвистических параметров ситуации общения [22, с. 242].
В своем исследовании автор также подчеркивает, что выделение жанров песенного дискурса является затруднительным из-за высокого уровня индивидуальности и субъективности порождения и восприятия песенного дискурса. «В разных жанрах могут раскрываться разные слои и стороны индивидуальной личности автора. Наиболее благоприятны для раскрытия индивидуальности художественные жанры: здесь индивидуальный стиль прямо входит в само задание высказывания, является одной из его ведущих целей» [4].
В песенном дискурсе можно выделить следующие три жанра:
– Рок;
– Рэп;
– Поп.
По мнению Плотницкого Е.Ю., «роковый песенный дискурс остаётся в эпицентре внимания многомиллионной аудитории на протяжении уже не одного десятка лет, что свидетельствует о его огромной значимости».
На современном этапе рок-музыка в сущности превратилась в «новый музыкальный язык нашего времени, выразительные средства которого
Заключение
Таким образом, категория – понятие не специфично лингвистическое, а общефилософское. Категория – предельно широкое понятие, в котором отображены наиболее общие и существенные свойства, признаки, связи и отношения предметов объективного мира. В категориях выражаются определенные закономерности, выделяемые в объектах науки, причем эти закономерности суть абстракции отношений.
Текст – это сложное сообщение, произведение вербальных элементов, устных или письменных, которое характеризуется многоуровневой связностью, триединством своих содержательных, композиционных и выразительных сторон, социальной целенаправленностью, прагматической установкой и отношением автора (авторов) к сообщаемому. Текст, в отличие от вообще речи, обязательно характеризуется обработанностью, а в отличие от любых элементов языка и отрезков речевого потока – невоспроизводимостью.
Применительно к такому явлению, как текст, текстовую категорию следует рассматривать как признак, который свойствен всем текстам и без которого не может существовать ни один текст, т.е. это типологический признак.
Песенный текст как объект лингвистического исследования привлекает внимание многих ученых. Именно в англоязычном песенном тексте рок жанра можно выделить текстовые категории, темпоральность, локальность, персональность и модальность, и определить какие из них доминантны в нем.
Как показал анализ англоязычных текстов песен рок жанра, данный жанр песни можно охарактеризовать как грамматический тип текста с односистемной, синсемантичной или автосемантичной, однородной темпоральной структурой политемпорального плана с основными формами выражения времен Present Simple и Past Simple, высокой или низкой степенью насыщенности темпоральными указателями. Этот тип текста имеет автосемантичную или синсемантичную, в основном однородную локальную структуру монолокального плана со средней насыщенностью локальными
1. Арнольд И.В. Интерпретация текста как установление иерархии его частей / И.В. Арнольд // В кн.: Лингвистика и методика в высшей школе. Сб. науч. трудов / Моск. гос. пед. ин-т иностр. яз. – 1977. – вып. 7. – С. 104 – 112
2. Арнольд И.В. Стилистика. Современный английский язык / И.В. Арнольд. – М.: Флинта: Наука, 2002. – 384 с.
3. Арнольд И. В. Стилистика современного английского языка. Стилистика декодирования / И.В. Арнольд. – Л.: Просвещение. Ленингр. огд-ние, 1981.— 294 с.
4. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров / М.М. Бахтин [Электронный ресурс] / Режим доступа: URL: http://philologos.narod.ru/bakhtin/bakh_ genre.htm Дата доступа: 02.11.2016
5. Гальперин И.Р О понятии текста / И.Р. Гальперин // Вопросы языкознания. – 1974. – № 6. – С. 68 – 77
6. Гальперин И.Р. Очерки по стилистике английского языка / И.Р. Гальперин. – М.: Изд-во лит-ры на иностранных языках, 1958. – 460 с.
7. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования / И.Р. Гальперин.- М.: ДомКнига, 2007. – 144 с.
8. Гуревич В.В. English Stylistics / В.В. Гуревич. – М.: Флинта, 2011. – 336 с.
9. Знаменская Т.А. Стилистика английского языка. Основы курса / Т.А. Знаменская. – М.: КомКнига, 2006. – 224 с.
10. Ильенко С.Г. Текстовые реализации и текстообразующие функции синтаксических единиц / С.Г. Ильенко // Текстовые реализации и текстообразующие функции синтаксических единиц. – Л.: Изд-во ЛГПИ, 1988. – С. 7 – 22
11. Казарина М.А. Грамматические типы текстов деловой письменной речи (на примере английского языка) / М.А. Казарина // Вестник МГОУ. –2007. – № 1. – С. 94 – 105
12. Кухаренко В.А. Практикум по стилистике английского языка / В.А. Кухаренко. – М.: Высш. шк., 1986. – 144 с.
13. Леонтьев А.А. Признаки связности и цельности текста / А.А. Леонтьевм // В кн.: Смысловое восприятие речевого сообщения. – М.: Наука, 1976. – С. 46 – 47
14. Матвеева Т.В. Функциональные стили в аспекте текстовых категорий / Т.В. Матвеева. – Свердловск, 1990. – 267 с.
15. Мороховский А.Н., Воробьева О.П. Стилистика английского языка / А.Н. Мороховский, О.П. Воробьева. – Киев: Вища школа, 1984. – 236 с.
16. Мороховская Э.О. Некоторые особенности проявления референции текста. / Э.О. Мороховская // В кн.: Лингвистика текста и обучение иностранным языкам. – Киев: Вища школа, 1978. – С. 39 – 44
17. Папина А.Ф. Текст: его единицы и глобальные категории / А.Ф. Папина. – М.: Едиториал УРСС, 2002. – 245 с.
18. Плотницкий Ю.Е. Лингвостилистические и лингвокультурные характеристики англоязычного песенного дискурса: автореф. дис. … канд. филол. наук / Ю.Е. Плотницкий. – Самара, 2005. – 26 с.
19. Разинкина Н.М. Функциональная стилистика английского языка / Н.М. Разинкина. – М.: Высшая школа, 1989. – 184 с.
20. Скребнев Ю.М. Основы стилистики английского языка / Ю.М. Скребнев. – М.: Астрель, 2003. – 224 с.
21. Скребнев Ю.М., Кузнецов М.Д. Стилистика английского языка / Ю.М. Скребнев, М.Д. Кузнецов. – Л.: Просвещение, 1960. – 175 с.
22. Шевченко О.В. Тематическое своеобразие песенных текстов как способ реализации функций жанров песенного дискурса / О В. Шевченко // Известия Росс гос. пед. ун-та им А И Герцена. – СПб.: «Книжный дом», 2009. – С. 242 – 249
23. Шмелева Т.В. Семантический синтаксис / Т.В. Шмелева. – Красноярск: Изд-во Краснояр. гос. ун-та, 1988. – 143 с.
24. Шмелева Т.В. Текст как объект грамматического анализа / Т.В. Шмелева. – Красноярск: Изд-во Краснояр. гос. ун-та, 2006. – 210 с.