ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ОБУЧАЮЩИХ ПРОГРАММ В ФОРМИРОВАНИИ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
1.1 Этапы внедрения компьютерных обучающих программ в процессе изучения иностранного языка
1.2 Классификация компьютерных обучающих программ в обучении фонетики, лексики и грамматики английского языка
Выводы по главе 1
ГЛАВА 1 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ II СТУПЕНИ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Методические подходы к формированию языковой компетенции
2.2 Комплекс упражнений, направленный на формирование языковой компетенции
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время, когда человечеством осуществляется переход в информационное общество, основополагающими становятся умения оперировать информацией и самостоятельно организовывать познавательную деятельность. Особенно остро эта задача встает перед учителем, цель которого организовать такую деятельность учащихся. В последние десятилетия поставленная задача успешно решается благодаря разработке, а также внедрению в современный образовательный процесс различных информационных технологий, в частности обучающих компьютерных программ. Грамотное использование компьютера позволяет осуществлять учебный процесс в новых условиях, когда учитель перестает быть единственным источником информации для учащихся.
Важной особенностью образовательного процесса с применением обучающих компьютерных программ является то, что центром деятельности становится обучающийся, который выстраивает процесс познания исходя из своих индивидуальных способностей и интересов. Между учителем и обучающимся складываются «субъект – субъектные» отношения. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.
Разработкой и анализом применения обучающих компьютерных программ в процессе преподавания иностранного языка занимались И.П. Павлова, Ю.Э. Голодков, И.И. Халеева и др.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что несмотря на то, что вопросы компьютеризации обучения иностранному языку широко обсуждаются в современной лингводидактике, проблема применения обучающих компьютерных программ в процессе формирования языковой компетенции еще не получила системного освещения.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ОБУЧАЮЩИХ ПРОГРАММ В ФОРМИРОВАНИИ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
1.1 Этапы внедрения компьютерных обучающих программ в процессе изучения иностранного языка
Необходимость применения ИКТ в образовании определяется рядом факторов. Во-первых, внедрение ИКТ в образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека к другому.
Во-вторых, современные ИКТ, повышая качество обучения и образования, позволяют человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям. Это дает каждому человеку возможность получать необходимые знания как сегодня, так и в будущем информационном обществе.
В-третьих, пассивное и эффективное внедрение этих технологий в образование является важным фактором создания системы образования, откликающейся требованиям информационного общества и процессу реформирования традиционной системы образования [6, с. 83].
Конечная цель обучения ИЯ определяется как «формирование языковой личности, осуществляющей свою деятельность в пределах лингвистического пространства» [14, с. 31]. Одним из средств формирования может стать компьютерная обучающая программа (КОП).
Следует различать понятия «обучающая программа» как программа курса обучения и «обучающая программа» как инструмент, учебный материал, формирующий, например, конкретный речевой навык. В курсовой работе идет об обучающей программе последнего типа, т.е. о специфическом учебном пособии [11], предназначенном для самостоятельной работы и построенном на алгоритмическом принципе изучения иностранного языка.
ГЛАВА 1 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ II СТУПЕНИ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Методические подходы к формированию языковой компетенции
Под понятием «языковая компетенция» понимают совокупность умений и навыков, которые необходимы члену языкового коллектива для речевого общения с другими членами и для обучения языковедению как научной дисциплине. В школьной практике под языковой компетенцией понимают способность учащихся употреблять слова, их формы, синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические средства для овладения всем богатством языка [13, с. 128].
Иноязычная коммуникативная компетенция понимается как:
– способность и готовность осуществлять речевую деятельность, реализуя коммуникативное речевое поведение на основе языковых, социолингвистических, предметных и страноведческих знаний в соответствии с различными задачами и ситуациями общения в рамках той или иной сферы общения;
– способность и готовность к иноязычному общению с носителями языка, восприятию и пониманию партнеров, адекватному и своевременному выражению своих мысленных намерений;
– владение навыками и умениями адекватного использования иностранного языка в конкретной ситуации общения.
Таким образом, коммуникативная компетенция представляет собой совокупность знаний, умений и навыков, а также осведомленность в рамках той или иной темы (предмета, процесса, сферы деятельности), которая в своем единстве помогает учащимся в решении коммуникативных задач [1, с. 29].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проанализировав научно-теоретическую литературу по выбранной темы, методические подходы формирования языковой компетенции с использованием компьютерных обучающих программ и приведя комплекс упражнений, основанных на КОП, можно сделать следующие выводы.
В настоящее время не только иноязычное образование, но и система образования как таковая не стоит на месте, а претерпевает значительные изменения. Она все больше ориентируется на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается внедрением в образование новых технологий, соответствующих требованиям времени. Их активное применение создаёт условия для гармоничного развития человека, а также его вхождения в информационное общество. Таковыми современными технологиями являются компьютерные обучающие программы.
Особенностями КОП являются:
- интерактивный диалоговый режим работы;
- возможность создания средств наглядности;
- постоянная оперативная обратная связь.
Преимуществами КОП также являются:
– легкость в перемещении по разделам программы, возможность блокировки ключа от преждевременного использования;
– возможность совмещения выполнения задания или упражнения с использованием правила или комментария (два диалоговых окна, открытых одновременно);
– возможность включения внутреннего таймера программы для самопроверки.
Использование компьютерных программ в обучении иностранному языку повышает интерес к данному предмету, усиливает мотивацию, способствует выработке самооценки у учащихся, создает условия для самостоятельной работы и комфортной среды обучения.
1. Бырдина, О.Г. Модель формирования иноязычной коммуникативной компетенции у студентов языковых факультетов посредством технологии активного говорения / О.Г. Бырдина, С.Г. Долженко // Высшее образование сегодня. – 2018. – № 7. – С. 29–32.
2. Голодков, Ю.Э. Применение компьютерных обучающих систем в образовательном процессе подготовки курсантов МВД России / Ю.Э. Голодков, С.А. Баранов, Е.Ю. Ларионова // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. – 2015. – № 1. – С. 86–91.
3. Гордиенко, Т.П. Классификация информационно-коммуникационных технологий в образовании / Т.П. Гордиенко, О.Ю. Смирнова // Проблемы современного педагогического образования. – 2017. – № 55-1. – С. 130–140.
4. Захарова, М.С. Образовательные возможности информационных и коммуникационных технологий при обучении профессионально-ориентированному иностранному языку / М.С. Захарова // Инновационность и мультикомпетентность в преподавании и изучении иностранных языков. – Москва, 2015. – С. 96–105.
5. Каменская, И.Б. Применение обучающих компьютерных программ для обучения иноязычной диалогической речи: анализ методического сценария / И.Б. Каменская, А.И. Каменский // Современные информационные и коммуникативные технологии в глобальном мире: вызовы и возможности. – 2017. – С. 330–333.
6. Киселева, Н.А. Новые педагогические и информационные технологии в образовании: монография / Н.А. Киселева. – Нижнекамск: Чишмэ, 2011. – 92 с.
7. Латыпова, А.И. Компьютер в обучении грамматике английского языка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://festival.1september.ru/articles/617090/.
8. Леонтьева, Л.А. Информационно-коммуникационные технологии в обучении английскому языку студентов неязыковых специальностей вуза и их возможности / Л.А. Леонтьева // Актуальные проблемы гуманитарных и экономических наук. – Киров: Кировский филиал МГЭИ, 2010. – С. 196–199.
9. Миньяр-Белоручев, Р.К. Методика обучения французскому языку: учебное пособие / Р.К. Миньяр-Белоручев. – М.: Просвещение, 1990. – 224 с.
10. Павлова, И.П. Обучающие программы в самостоятельной работе студентов по иностранному языку: дис. … д-ра пед. наук / И.П. Павлова. – М., 1992. – 438 с.
11. Павлова, И.П. Применение компьютера в преподавании иностранных языков в вузе: учеб. пособие для преподавателей / И.П. Павлова, М.Г. Евдокимова, А.Н. Багрова. – М.: МГЛУ, 2005. – 104 с.
12. Салистра, И.Д. Вопросы программирования в учебном процессе по иностранному языку / И.Д. Салистра. – М.: Высшая школа, 1977. – 166 с.
13. Серебренникова, Ю.А. Формирование языковой компетенции младших школьников в процессе фонетической работы / Ю.А. Серебренникова // Известия института педагогики и психологии образования. – 2017. – № 1. – С. 128–130.
14. Халеева, И.И. Лингвистическое образование в Российской Федерации в условиях устойчивого развития: эколого-социальный подход / И.И. Халеева. – М.: МГЛУ, 2013. – 31 c.
15. Цатурова, И.А. Компьютерные технологии в обучении иностранным языкам: учебно-методическое пособие / И.А. Цатурова, А.А. Петухова. – М.: Высш. шк., 2012. – 95 с.