ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ НА ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ 2.1. Организация и методика проведения констатирующего исследования
Экспериментальное исследование было проведено на базе логопедической группы ГУО «Ясли-сад № 10 г. Мозыря». Всего в исследовании приняло участие 15 детей в возрасте 4-5 лет (Приложение 1). Полученные результаты исследования сравнивались с показателями детей с нормой (контрольная группа) (ГУО «Ясли-сад № 10 г. Мозыря»).
Цель констатирующего экспериментального исследования: выявить уровень сформированности монологической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Экспериментальное исследование проводилось в привычной для детей обстановке в виде метода индивидуального эксперимента. В основу исследования особенностей монологической речи у детей старшего дошкольного возраста была положена методика балльной оценки В.П. Глухова [4].
В целях исследования монологической речи детей использовались серии заданий, которые включали:
- составление предложений по трем картинкам, связанным тематически;
- пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа).
Детям предлагались следующие задания:
1. Пересказ русской народной сказки "Репка".
Цель: выявить уровень умения самостоятельно составлять пересказ по тексту.
Инструкция: Послушайте сказку внимательно, потом вы будете рассказывать ее сами.
2. Предложения по серии картин "Находчивый котенок".
Цель: выявить уровень умения самостоятельно составлять рассказ по серии сюжетных картин.
Инструкция: Посмотрите на эти картинки, и по ним сами придумайте рассказ.
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
3.1. Направления работы по формированию монологической речи у детей с ОНР
Как видно из итогов проведенного эксперимента, у детей 4-5 лет с ОНР обнаруживаются проблемы в формировании монологической речи.
С целью формирования монологической речи у детей с общим недоразвитием речи целесообразно уделять внимание данному аспекту на занятиях.
Для повышения эффективности коррекционно-педагогической работы по формированию монологической речи у детей с ОНР важно определить способы взаимодействия между педагогом и детьми.
В.П. Глухов выделяет следующие основные моменты коррекционно-педагогической работы по обучению рассказыванию на логопедических занятиях:
1.Закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации;
2.Формирование навыков построения связных монологических высказываний;
3.Развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний;
4.Целенаправленное воздействие на активизацию ряда психических процессов (восприятие, памяти, воображения, мыслительных операций) тесно связанных с формированием устного высказывания [4, с. 13].
Л.Н. Ефименкова предлагает всю коррекционную работу по развитию речи у детей с ОНР делить на три этапа. На каждом этапе проводится работа по развитию словаря, фразовой речи и подготовке к связному высказыванию. Формирование связной речи – основная задача третьего этапа. Детям дается понятие о слове, о связи слов в предложении. Автор предлагает обучить детей с ОНР сначала пробному, затем выборочному и наконец творческому пересказу. Любому виду пересказа предшествует анализ текста. Завершается работа над связной речью обучением составлению рассказа на основе личного опыта [6, с. 25].
В.П. Глухов предлагает систему обучения рассказыванию, состоящую из нескольких этапов. Дети овладевают навыками монологической речи в следующих формах: составление высказываний по наглядному восприятию, воспроизведение прослушанного текста, составление рассказа описания, рассказывание с элементами творчества [4, с. 21].
М.М. Кольцова предлагает сочинять детям дошкольного возраста сказки, в которых отражается то, что они выучили, слышали раннее, что видят сейчас [8, с. 132]. Выбор темы сказки и краткая обрисовка сюжета –
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Формирование монологической речи – важный раздел коррекционного обучения у детей с ОНР.
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы.
Монологическая речь – это речь одного лица, выражающего в более или менее развёрнутой форме свои мысли, намерения, оценку событий. Возникновение речи и схема порождения речевого высказывания трудна и требует зрелых психических процессов. Ребенок овладевает ей не сразу, а постепенно – в процессе речевого развития.
Коррекционная работа с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи, представляет сложную проблему для специалистов, так как данная группа детей характеризуется различной природой дефекта и неоднородностью клинических проявлений. Общее недоразвитие речи у детей характеризуется нарушением всех компонентов речевой системы (фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон речи), поздним началом речевого развития, низкой речевой активностью. Кроме того, в структуре дефекта выявляются нарушения неречевых психических функций (задержка и специфичность формирования познавательной деятельности, отставание в развитии сенсорных и двигательных функций, невербального и вербального мышления, эмоциональной сферы личности).
Основная задача логопедического воздействия на детей с общим недоразвитием речи – научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. При обучении детей с ОНР монологической речи особенно важно придерживаться принципа «от простого – к сложному». Поэтому недопустимо на первых этапах развития связной речи предлагать детям недоступный для их коммуникативных возможностей лексический материал, трудный для произносительной стороны и в плане грамматических конструкций. Если не соблюдать этого принципа, можно привести к развитию у ребёнка неуверенности, закомплексованности.
С целью выявления уровня сформированности монологической речи у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи было проведено экспериментальное исследование. Базой исследования стало ГУО «Ясли-сад № 10 г. Мозыря». В исследовании приняло участие 15 детей в возрасте 4-5 лет. Полученные результаты исследования сравнивались с показателями детей с нормой (контрольная группа) (ГУО «Ясли-сад № 10 г. Мозыря»). Анализ результатов исследования позволил выявить низкий уровень сформированности монологической речи у детей с ОНР (составил 50 %). Дети с ОНР допускали большое количество ошибок, иногда исправляли их самостоятельно по ходу выполнения задания, но в большинстве случаев для выполнения задания им требовалась активная помощь взрослого. У детей с ОНР отмечалась ограниченность словарного запаса, особенно по таким качественным характеристикам предметов, как названия деталей предметов.
1. Баль, Н.Н. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи : учеб.-метод. пособие для учителей-дефектологов дошк. учреждении / Н.Н. Баль, Н.В. Дроздова. – Минск : Адукацыя і выхаванне, 2010. – 152 с.
2. Борозинец, Н.М. Логопедические технологии : учебно-методическое пособие / Н. М. Борозинец, Т. С. Шеховцова. – Ставрополь, 2008. – 224 с.
3. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи : учеб. пособие / В.К. Воробьева. – М. : ACT: Астрель : Транзиткнига, 2006. – 158 с.
4. Глухов, В.П. Исследование особенностей связной речи старших дошкольников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи / В.П. Глухов, М.Н. Смирнова // Логопедия. – 2006. – С. 13–24.
5. Громова, О.Е. Формирование начального детского лексикона: практикум / О.Е. Громова. – М. : Просвещение, 2009. – 180 с.
6. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников / Л.Н. Ефименкова. – М. : Просвещение, 2010. – 132 с.
7. Коррекция нарушений устной и письменной речи : учеб.-метод. пособие / Н. В. Дроздова [и др.]. – Минск : БГПУ, 2006. – 60 с.
8. Логопедия : учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М. : ВЛАДОС, 1998. – 680 с.
9. Филичева, Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста : монография / Т.Б. Филичева. – М. : Айрис-Пресс, 2000. – 340 с.