ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С НАРУШЕНИЯМИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
1.1. Общая характеристика пространственной ориентировки. Формирование пространственных представлений в онтогенезе
1.2. Характеристика речевого развития младших школьников с нарушениями письменной речи
1.3. Особенности формирования пространственной ориентировки у учащихся младших классов с нарушениями письменной речи
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
2.1. Методика и организация экспериментального исследования развития пространственной ориентировки у младших школьников с нарушениями письменной речи
2.2. Анализ полученных результатов
2.3. Направления коррекционно-развивающей работы по формированию пространственной ориентировки у младших школьников с нарушениями письменной речи
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Список использованных источников
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В последнее время увеличивается число детей, испытывающих трудности при усвоении школьной программы. Одной из причин школьной дезадаптации является нарушение письменной речи. Одним из наиболее важных показателей функционального развития ребенка и его готовности к школе является уровень формирования пространственных представлений, который определяет дальнейшее усвоение письменной речи.
Письменная речь, как особая форма речевой деятельности, занимает ведущее место в жизни каждого человека. Она является важным средством коммуникации и познания окружающего мира. Именно в связи с этим сформированность письменной речи, как экспрессивной, так и в импрессивных звеньях, является неотъемлемым и важным условием успешного школьного обучения. Особое внимание этой работе уделяется в работах учителей-дефектологов и педагогов общеобразовательных учреждениях.
Овладение письменной речью, как средством и способом общения и познания является одним из самых важных для ребенка в младшем школьном возрасте.
Такие исследователи, как Е. Д. Гопченко, И. А. Лазарева, Р. И. Лалаева, Т. В. Пичугина, Л. Г. Парамонова, Л. Н. Ефименкова, Д. Л. Коломиец,
О. В. Нижинская, А. Н. Корнев и другие говорят об увеличении числа учащихся начальных классов общеобразовательных школ, испытывающих ощутимые затруднения в овладении навыком письменной речи [4].
Нарушения письменной речи составляет значительный процент среди других нарушений речи, которые встречаются у учащихся общеобразовательных школ. Она является серьезным препятствием в овладении учениками грамотой на начальных этапах обучения, а затем в дальнейшем в усвоении грамматики родного языка [7].
В современных учреждениях образования значительное внимание уделяется таким проблемам как диcлeкcия, диcграфия и диcoрфoграфия. Над проблемой исследования причин и механизмов возникновения нарушений письменной речи и путей их устранения работали разные специалисты: психологи (А. Р. Луpия), дефектологи (Г. А. Каше, Р. Е. Левина, Д. Н. Орлова, М. Е. Хватцев), нейрoпсихолoги (А. Н. Корнев, С. С. Мнухин, P. A. Ткачев,
Л. С. Цветкова) психoфизиoлoги (А. А. Токарева), лингвисты
(В. К. Оpфинска), психологи, педагоги, логопеды (А. Гoпиченкo, Г. А. Каше, И. А. Лазарева, Р. Е. Левина, Р. И. Лалаева, Л. Г. Парамонова, Т. В. Пичугина, Л. Ф. Спирова и др.) [1, с. 38].
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С НАРУШЕНИЯМИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
1.1. Общая характеристика пространственной ориентировки. Формирование пространственных представлений в онтогенезе
Под пространственными представлениями следует понимать совокупность представлений, затрагивающих пространственные и пространственно временные свойства; величину, форму, относительное расположение объекта и т. д. Успешная учеба ребенка в школе во многом зависит от его навыков свободного ориентирования в пространстве, а также от свободного владения значительным количеством основных пространственных понятий. Говоря о пространственных представлениях, необходимо отметить, что их формирование определяет дальнейшую предрасположенность ребенка к овладению письмом, рисованием, чтением и рядом других дисциплин, основанных на анализе соотношения и последовательностей между конкретным предметом и явлением, а, следовательно, и установлении пространственной взаимосвязи между ними.
Пространственные представления также в значительной степени затрагивают речевые функции, счетные операции, и конструктивное мышление, при правильном формировании которых развиваются и базовые умения и навыки, определяющие дальнейшее полноценное развитие и успешную деятельность ребенка.
В свою очередь, восприятие пространства может быть рассмотрено в качестве чувственно-наглядного отражения того или иного пространственного свойства объекта (например, его величина или форма), пространственного отношения (расположение относительно других объектов как на плоскости, так и в глубину), а также особенностей движения. Зрительный, двигательный, кожный и вестибулярный анализаторы в своей совместной деятельности, определяют специфику всего процесса восприятия, в котором им отводится ключевое значение [2, с. 72].
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
Пространственная ориентировка представляет собой сложную познавательную деятельность, в которой участвуют такие психические функции, как восприятие, мышление, память.
Формирование пространственных представлений начинается еще в раннем возрасте и постепенно формируется на каждом из возрастных этапов ребенка. Большое влияние на развитие пространственных представлений играет продуктивная деятельность, которая затрагивает экспрессивную речь и мелкую моторику.
Письменная речь включает в себя: дислексию, дисграфию и дизорфографию, которые связаны между собой и влекут различные трудности в процессе обучения, что требует проведения коррекционной работы.
Письменная речь является сложным процессом, в котором ребенок осуществляет множество операций для итогового действия. Нарушения устной речи оказывают влияние на письменную речь, так как они взаимосвязаны.
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
2.1. Методика и организация экспериментального исследования развития пространственной ориентировки у младших школьников с нарушениями письменной речи
Как отмечалось выше, младшие школьники с нарушениями письменной речи имеют специфические трудности пространственной ориентировки. Для изучения пространственной ориентировки детей с нарушениями письменной речи нами было организовано констатирующее исследование на базе Государственного учреждения образования «Средняя школа №8 г. Лида». В исследовании принимало участие 15 детей в возрасте 7–8 лет с нарушениями письменной речи (Приложение А).
Цель экспериментального исследования – изучить особенности пространственной ориентировки младших школьников с нарушениями письменной речи.
Обследование учащихся проводилось по тестовой методике диагностики устной речи младших школьников Т. А. Фотековой, которая была дополнена методиками для исследования пространственно-временных представлений.
Исследование проходило в четыре этапа. На первом этапе осуществляется анализ литературы по проблеме исследования. На втором этапе нами был разработан ход констатирующего эксперимента, а именно для изучения особенностей пространственной ориентировки учащихся младших классов с нарушениями письменной речи нами были подобраны следующие методики [10] (Приложение Б):
1. Пробы «Хеда».
2. Методика «Домик».
3. Методика «Графический диктант».
4. Тесты на уточнение сформированности пространственно-временных представлений.
Далее нами было организовано непосредственно проведение констатирующего эксперимента, при котором учащимся выполнялись предложенные нами задания.
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 2
Нами было проведено экспериментальное исследование для изучения пространственных представлений младших школьников с нарушением письменной речи, в котором мы использовали 4 диагностических задания, которые раскрывают также нарушения устной речи обследованных детей.
Во время выполнения диагностического задания учащиеся испытывали значительные трудности, это в выборе направления рисунка, его расположения, определение пространственного расположения частей тела, предметов. Все это говорит о том, что в процессе чтения и письма младшие школьники также испытывают затруднения, благодаря которым допускают ошибки в письменной речи.
В процессе выполнения задания младшим школьникам оказалось трудным ориентироваться на листе бумаги, в вопросах где важно ориентироваться в пространстве, а также незначительные трудности в ориентировки на себе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема формирования и развития пространственной ориентировки актуальна и значима в настоящее время, так как ее уровень определяет дальнейшее обучение детей в школе. Пространственная ориентировка представляет собой сложное образование, основанное на взаимодействии различных анализаторов и включающее систему высших психических функций в процесс овладения и практического ориентирования в конкретных признаках и свойствах пространства. Пространственная ориентировка постепенно проходит различные уровни своего становления, в процессе которых ребенок овладевает ориентировкой в схеме собственного тела, в пространстве, на листе бумаги.
Нарушения письменной речи имеют взаимосвязь с устной речью, так как если младший школьник не знает, как грамматически правильно оформить высказывание, то и не правильно осуществлять свои действия в процессе письма и чтения. Младшие школьники с нарушениями письменной речи имеют смежные нарушения устной речи, такие как, ОНР, дислалия, дизартрия, ринолалия трудности которых отражаются в письме и чтении, им сложно ориентироваться, они часто заменяют буквы, путают расположение, теряют строчку в процессе чтения, неправильно прочитывают слова.
Нами было организовано экспериментальное исследование, в котором принимало участие 15 детей с нарушениями письменной речи.
Результат эксперимента свидетельствует о том, что уровень пространственной ориентировки у учащихся низок. Дети самостоятельно затрудняются пользоваться пространственными понятиями в достаточной степени, позволяющей хорошо усваивать школьную программу. То есть, с большинством детей необходимо проводить коррекционную работу, направленную на формирование понимания пространственных представлений.
Младшие школьники испытывали трудности: в определении направления движения, понятие «лево – право», «верх – низ», «диагональ», неустойчивость зрительного восприятия, сужение поля зрения, трудности в определении расположения предметов по отношению к самому себе и по отношению к другим объектам.
1. Ахметзяновой, А. И. Актуальные проблемы специальной психологии и коррекционной педагогики: исследования и практика: материалы VII Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов / под общ. ред. А.И. Ахметзяновой. – Казань, 2013.
2. Азова, О. И. Диагностика письменной речи у младших школьников / О.И. Азова. – М, 2012.
3. Ананьев, Б. Г. Системный механизм восприятия пространства и парная работа полушарий головного мозга. // Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений; под ред. Ломова Б. Ф. – М : Известия АПН РСФСР, 1961. – 200 с.
4. Ахутина, Т. В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика / Т. В Ахутина, О. Б. Иншаковой. – М., Воронеж, 2000.
5. Доброхотова, Т. А. Пространственно-временные факторы в организации нервно-психической деятельности / Т. А. Доброхотова, Н. Н. Брагина; под ред. Т.А. Доброхотова, 1975. – №5. – 137 с.
6. Корнев, А. Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие / А. Н. Корнев – СПб.: МиМ, 1997. - 286 с.
7. Крушельницкая, О. И., Третьякова, А. Н. Вправо - влево, вверх - вниз. Развитие пространственного восприятия у детей 6 - 7 лет / О.И. Крушельницкая, А. Н. Третьякова. – М., Творческий центр «Сфера», 2004.
8. Лалаева, Р. И., Венидиктова Л. В. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция. / Р. И. Лалаева, Л. В. Венедиктова. – Ростов на Дону: "Феникс", Спб.:Союз, 2004.
9. Учеб. для студ. дефектол. фак-тов пед. вузов / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. М., 1998.
10. Ломов, Б. Ф. Особенности развития представлений о пространстве в процессе первоначального обучения черчению//Формирование восприятия пространства и пространственных представлений у детей/под ред. Б. Г. Ананьева. – М.: «Известия АПН РСФСР», 1956., вып.86. – 223 с.
11. Львов, М. Р. Методика обучения русского языка в начальных классах / М. Р. Львов, Т. Г. Рамзаева, Н. Н. Светловская; под ред. М.Р. Львова . –М.: Просвещение, 1985. – 380 с.
12. Нарушения письменной речи. Дислексия. Дисграфия // Логопедия. Методическое наследие /Под ред. Л. С. Волковой. Книга IV.- М., 2003.
13. Павлова, Т. А. Развитие пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников/ Т. А. Павлова. - М., Школьная пресса, 2004.
14. Садовникова, И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.: Владос, 1997 - 200 с.
15. Семаго, Н. Я. Современные подходы к формированию пространственных представлений у детей как основы компенсации трудностей освоения программы начальной школы / Дефектология, №1., 2000.
16. Успенская, Л. П. Учись говорить правильно / Л. П. Успенская, М. Б. Успенский. – М.: Просвещение, 1978. - 79 с.
17. Якиманская, И. С. Некоторые вопросы повышения уровня развития пространственных представлений у школьников. - М.: Просвещение, 1981. - 70 с.