Введение
Глава 1 Теоретические основы обучения иноязычному произношению на основе коммуникативного подхода
1.1 Задачи обучения учащихся первой ступени иноязычному произношению
1.2 Психологические предпосылки овладения учащимися иноязычного произношения
1.3 Дидактические возможности использования коммуникативного подхода в обучения учащихся иноязычному произношению
Глава 2 Методические основы обучения иноязычному произношению на основе коммуникативного подхода
2.1 Принципы обучения учащихся иноязычному произношению на основе коммуникативного подхода
2.2 Методическая разработка для обучения учащихся англоязычному произношению в 3х классах
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Такие процессы современного общества как глобализация и расширение международных отношений привели нас к осознанию необходимости международного общения и как следствие изучения иностранного языка. Наиболее продуктивным считается процесс обучения иностранному языку на этапе раннего развития, а в соответствии с образовательными стандартами государственного образования на этапе начального обучения в средней школе. В настоящее время наиболее результативным считается обучение иностранному языку на основе коммуникативного подхода.
Начальное обучение иностранному языку начинается с введения иноязычного произношения. Ведь без понимания иноязычной фонетики невозможно понимание иноязычной лексики, а как следствие и ее использование в общении. Коммуникативность, как основная цель современного иноязычного образования и подразумевает под собой стремление к всестороннему общению. Именно поэтому в основе обучения иноязычному произношению положен коммуникативный подход.
В последнее время получило широкое распространение мнение, что применение коммуникативного подхода должно быть не только к обучению различным видам речевой деятельности, но и к таким аспектам языка, как фонетике [14, c. 51]. От произношения в большей степени зависит успешность овладения навыками устной речи. Утрачивание фонетических навыков без должного и часто повторения, приводит к забыванию фонетического материала, а различие в фонетических материалах родного и изучаемого языков на начальном этапе обучения еще больше способствует этому. Именно поэтому коммуникативный подход гарантирует наибольшую эффективность при обучении фонетике и поддержании сформировавшихся фонетических навыков.
Для того чтобы говорить о сущности коммуникативного подхода, необходимо обратиться к истории его возникновения.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОМУ ПРОИЗНОШЕНИЮ НА ОСНОВЕ КОММУНИКАТИВНОГО ПОДХОДА
1.1 Задачи обучения учащихся первой ступени иноязычному произношению
Правильное произношение имеет огромное значение при изучении иностранных языков, поскольку именно оно является залогом успешной коммуникации, ведь от качества и чистоты произношения во многом зависят коммуникативные возможности человека и успешность коммуникации. Изучение фонетики в школе будет целесообразным и необходимым способом формирования коммуникативной компетенции, так она является целью обучения любому иностранному языку.
Фонетика - звуковой строй языка, т.е. совокупность всех звуковых средств, которые составляют его материальную сторону (звуки, звукосочетания, ударение, ритм, мелодика, интонация, паузы) [20, c. 12].
Навык - умение, выработанное упражнениями.
Фонетический навык - умение произносить правильно звуки, ставить ударение там, где это необходимо; произносить все интонационно правильно и т.д.
На начальном этапе обучения необходимо заложить основу хорошего произношения, которое предполагает правильное интонирование, соблюдение пауз, знание особенностей ударения слов в предложении, а также правильную артикуляцию. Это нужно для нормального функционирования устной речи учащихся.
Хорошо отработанная произносительная сторона высказывания учащихся готовит их к осуществлению говорения, как вида речевой деятельности. Правильность произношения способствует осуществлению основной цели обучения иностранному языку - коммуникации, т.е. взаимопониманию.
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ИНОЯЗЫЧНОМУ ПРОИЗНОШЕНИЮ НА ОСНОВЕ КОММУНИКАТИВНОГО ПОДХОДА
2.1 Принципы обучения учащихся иноязычному произношению на основе коммуникативного подхода
Главное отличие коммуникативной методики от остальных в том, что она предполагает, прежде всего, развитие устой речи. По этой методике изучение языка начинают с запоминания слов и выражений. Главная цель — научить школьника разговаривать на иностранном языке легко и относительно грамотно. Имеется огромное количество примеров, когда школьники произносят фразы, реплики, но обмена информацией, понимания в процессе взаимодействия не происходит. Причиной этого является несформированность коммуникативной компетенции, которая рассматривается всеми исследователями коммуникативного подхода в качестве главной цели обучения [12, c.80].
В соответствии с коммуникативным подходом обучение иноязычному произношению должно учитывать особенности реальной коммуникации, а в основе процесса обучения должна лежать модель реального общения, поскольку владение системой языка, а именно знание фонетики, является недостаточным для эффективного пользования языком в целях коммуникации. Коммуникативный подход предполагает овладение различными речевыми функциями, то есть формирование умений выражать ту или иную коммуникативную интенцию, например, просьбу, согласие, приглашение, отказ, совет, упрек. Такое понимание коммуникативного подхода позволило описать его основные черты [8, c. 35]:
• речевая направленность процесса обучения;
• ориентация не только на содержательную сторону общения, но и на форму высказывания;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современный государственный образовательный стандарт предъявляет достаточно высокие требования к процессу обучения иностранным языкам, что ведет к поиску использования наиболее подходящих методов и подходов для успешного овладения иностранным языком в общем и иноязычным произношением в частности.
Особое значение слухо-произносительных навыков для речевой деятельности выделяется всеми исследователями, так как обучение произношению подчинено именно развитию речевой деятельности, что происходит на начальном этапе обучения. Недостаточное овладение ими ведет к нарушению коммуникации. Первый, или начальный этап, относящийся к периоду обучения в начальной школе, направлен на формирование слухо-произносительных навыков.
Обучение языку младших школьников является наиболее эффективным способом овладения языком, необходимым для активного и всестороннего участия в жизни современного общества. Использование коммуникативного метода в обучении школьников языку принято считать наиболее результативным. Согласно различным положениям и исследованиям, иноязычная речь должна усваиваться интуитивно. В настоящее время целью обучения иностранному языку определяется звучащая речь
Коммуникативный метод основан на следующем утверждении, что учащиеся должны знать не только языковые формы для успешного овладения иностранным языком, но и также уметь их использовать в процессе реальной коммуникации. Данный метод является продуманной методикой, целью которой является формирование коммуникативной компетенции.
От произношения в большей степени зависит успешность овладения навыками устной речи. Утрачивание фонетических навыков без должного и часто повторения, приводит к забыванию фонетического материала, а различия в фонетических материалах родного и изучаемого языков, на начальном этапе обучения, еще больше способствует этому.
1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения / А.Ф. Ануфриев. – М.: 2000. – 272 с.
2. Бим И.Л., Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника / И.Л. Бим. - М., 1977. - 288 с.
3. Веренинова Ж.Б. Обучение английскому произношению с опорой на специфику фонетических баз изучаемого и родного языков. / Ж.Б. Веренинова. – М, 1994. – 213с.
4. Гальскова, Н.Д. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа: методическое пособие / Н.Д. Гальскова, З.Н. Никитенко. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 240 с.
5. Гез Н.И., Ляховицкий М.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. / Н.И. Гез, М.В. Ляховицкий, - М., 1982. - 190 с
6. Гудкова Л.М., Стихи и сказки на уроках английского языка в начальной школе. / Л.М. Гудкова, - М., АСТ, 2005. - 366 с.
7. Китайгородская Г.А., Интенсивное обучение иностранным языкам. Теория и практика. / Г.А. Китайгородская, - М., «Русский язык», 1992. - 257 с.
8. Любченко А.С., Нестандартные Уроки Английского языка в школе. / А.С. Любченко, - М.: Феникс, 2007. - 304 с.
9. Никитенко З.Н., Осиянова О.М. К проблеме выделения культурного компонента в содержании обучения английскому языку в начальной школе. // Иностранные языки в школе, - М. - 1993. - №3, С. 14 - 17.
10. Никонова Н.К., Готовимся к урокам английского языка в начальной школе: Методическое пособие. / Н.К. Никонова, - М., Айрис-Пресс, 2005 - 96 с.
11. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. – 2-е изд. / Е.И. Пассов, – М.: Просвещение, 1991. – С. 103.
12. Пассов Е.И. Методика обучения иностранным языкам / Е.И. Пассов, Е.С. Кузнецова // Серия пособий. - Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2000. – 84 с.
13. Пассов Е.И. Формирование произносительных навыков: учебное пособие (Под ред. Е.И. Пассова). / Е.И. Пассов, - Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002. - 40 с.
14. Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам. / Г.В. Рогова, - М. 1991. - 460 с.
15. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. / С.Л. Рубинштейн, - СПб.: Питер Ком, 1999. - 120 с.
16. Соловова Е.Н., Методика обучения иностранным языкам: базовый курс: пособие для студентов пед. Вузов и учителей. / Е.Н. Соловова,- М.: АСТ: Астрель, 2008. - 238 с.
17. С.К. Сембаева «Формирование фонетических умений и навыков в обучении английскому языку» // - Журнал «Методика обучения иностранному языку», №2 (10), 2006. С. 13-19.
18. Торсуев Г.П. Фонетика английского языка. / Г.П. Торсуев, - М.: ИЛИЯ, 1950. - 310 с.
19. Трахтеров А.Л. Практический курс фонетики английского языка. / А.Л. Трахтеров, - М.: Высшая школа, 1976. - 421 с.
20. Коммуникативность обучения – в практику школы: Из опыта работы. Книга для учителя: Сб. ст. / Под ред. Е.И. Пассова. – М.: Просвещение, 1985. – C. 34.
21. Методические рекомендации по организации образовательного процесса по предмету Английский язык 1-4 классы. / Министерство образования РБ. – Минск. 2018. С. 7-10.