Современное общество характеризуется тем, что находится в процессе постоянного и непрерывного развития. По этой причине общество всегда испытывало интерес в том, как же оно будет развиваться дальше. Эта познавательная потребность частично удовлетворяется в произведениях литературы. Началось это с жанра утопии, зарожденного еще Платоном в древнем мире, и продолжается по сей день.
Наиболее резкий скачок развития в различных сферах (культуры, науки, технологий) начался в прошлом столетии, и продолжается до сих пор. Однако характер взглядов общества в некоторой степени изменился еще с XIX века. Люди начали замечать, что развитие общества может быть не только позитивным, но также и негативным. Поэтому появилась новая потребность в познании – построение таких моделей общества, которые бы не соответствовали моделям утопических произведений. А были им прямо противоположны. Так в литературе появился жанр антиутопии.
Как нами было сказано, последнее столетие отличается резким развитием всех социальных сфер. Именно по этой причине люди все чаще задумываются о негативных последствиях таких изменений. Это обуславливает популярность жанра антиутопии.
Актуальность нашей работы заключается в том, что жанр антиутопии в романе М. Этвуд «Рассказ служанки» ранее не находил своего всестороннего освещения в литературоведческих источниках.
Объектом нашего исследования является роман М. Этвуд «Рассказ служанки».
Предмет исследования — специфические черты антиутопического жанра в произведении М. Этвуд «Рассказ служанки».
Нам и была поставлена следующая цель исследования: выявить специфические черты антиутопического жанра в произведении М. Этвуд «Рассказ служанки».
Утопия (греч. τοπος — «место», υ-τοπος — «не место», «место, которого нет») — жанр художественной литературы, близкий к научной фантастике, описывающий модель идеального, с точки зрения автора, общества [1]; «произведение, изображающее вымысел, несбыточную мечту» [2, c.429].
История термина корнями уходит к названию романа Томаса Мора «Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии» (1516).
Литературная утопия — жанр, в котором обязательны фигуры рассказчика, посещающего утопическое общество, и его проводника. Многовековая история прибавила к этой схеме лишь различные детали, продиктованные воображением художников [3, c.1117—1118].
Специфической чертой утопии, её отличием является то, что при её создании не принимаются во внимание реального мира, в том числе и исторические предпосылки.
Фантастика являет собой важный элемент утопии. «Авторы утопических романов всегда смело пользовались приемами фантастического описания. Но тем не менее утопия как традиционный и достаточно определенный вид искусства отличается от чисто фантастической литературы или современной научной фантастики, которая далеко не всегда занимается построением возможного образа будущего. Отличается утопия также и от народных легенд «о лучшем будущем», так как она в конечном счете порождение индивидуального сознания. Отличается утопия и от сатиры (хотя очень часто включает сатирический элемент), так как критикует, как правило, не какое-либо отдельное конкретное явление, но сам принцип общественного устройства.
Маргарет Элеонор Этвуд (Margaret Eleanor Atwood) родилась 18 ноября 1939 в Оттаве, средняя из трех дочерей энтомолога Карла Эдмунда Этвуда и Маргарет Дороти Килиам, специалиста-диетолога.
Из-за профессии отца семья проживала в достаточно глухих и немноголюдных районах северной Канады. Это в существенной степени повлияло на творчество писательницы. Позже она вспоминала: «Я вообще-то существо с совершенно другой планеты и нахожу человеческий род очень странным и непостижимым. Это оттого, что я росла в лесу, в окружении всего лишь нескольких человек. Поэтому многое из того, что людьми совершается в этой жизни, продолжает меня по-прежнему изумлять. Полагаю, это одна из причин, почему я вообще занимаюсь писательским ремеслом: мне очень важно найти ответ на вопрос, почему люди делают то, что они делают. Яичница-болтунья для мозга — лишь один из возможных ответов» [цит. по: 15, c.302].
Начало литературной деятельности писательницы приходится на ее 16 лет. Уже в школьном альбоме будущая всемирно известная писательница объявила о том, что у нее есть серьезно намерение создать «великий канадский роман». Именно тогда были написаны первые стихотворные произведения писательницы.
Как было сказано ранее, на мировоззрение писательницы существенным образом повлияло детство, проведенное в глуши, так сказать, на лоне природы.
Так в первой своей книге «Двойная Персефона», написанной в 1961 году, а также в сборниках «Детская Игра» (1966), «Звери в этой стране» (1968), Этвуд возвышает мир природы над материальными ценностями, прославляет и восхищается природой [16, c.243].
Несмотря на раннюю литературную деятельности, стоит отметить, что писательница далеко не сразу сделала осознанный выбор будущего
Нами было дано определение понятиям утопии и антиутопии. Утопия — это жанр художественной литературы, близкий к научной фантастике, описывающий модель идеального, с точки зрения автора, общества. Антиутопия — это антижанр утопии.
Также мы выявили, что жанр утопии зародился намного раньше — еще в древнем мире. Антиутопия же возникла только в XIX веке. При этом стоит отметить, что с появлением жанра антиутопии, утопия как таковая в некоторой степени потеряла свои позиции востребованности в литературном мире.
Литературный фонд утопических и антиутопических романов достаточно обширен как в зарубежной, так и в отечественной литературе. На сегодняшний день стало очевидным: многовековые традиции зарубежных отечественных романов не исчезают без следа, а продолжают и по сей день наполнять мировой литературный фонд.
Нами была рассмотрена творческая биография М. Этвуд. Мы пришли к выводу, что "Рассказ служанки" — это самое яркое и успешное произведение писательницы.
Наконец, нами были выявлены антиутопические черты романа. Его жанр определяется не только содержанием, но и формой. Например, в романе есть некоторые языковые искажения. Также для романа характерно наличие символов, которые еще более четко очерчивают его антиутопический жанр.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в литературоведческих исследованиях, а также в курсе изучения иностранного языка в университетах (зарубежная литература).
1. Освещение творчества Замятина Е.И. [Электронный ресурс] / Литературный сайт. — Режим доступа: http://www.litra.ru/biography/get/biid/00452431190723301387/. — Дата доступа: 05.10.2016.
2. Тимофеев, Л.И. Словарь литературоведческих терминов / Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев. — М. : Просвещение. – 1974. – 509 с.
3. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н.Николюкина. Институт научн. информации по общественным наукам РАН. – М.: НКП «Интелвак», 2001. – 1600 с.
4. Шестаков, В.П. Вечер в 2217 году / В.П. Шестаков. – М.: Прогресс, 1990. – 720 с.
5. Замятин, Е. Избранные произведения / Е. Замятин. — М.: Советский писатель, 1989. — 767с.
6. Литературный Энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. – М.: Сов. энциклопедия, 1987. – 752 с.
7. Сущность утопического жанра [Электронный ресурс] / Литературный сайт. — Режим доступа: http://www.litra.ru/biography/get/biid/00361211221668007727/. — Дата доступа: 15.10.2016.
8. Чаликова, В.А. Утопия и утопическое мышление: антология зарубежной литературы / В.А. Чаликова. – М. : Прогресс, 1991. – 405 с.
9. Чаликова, В.А. Утопия и свобода / В.А. Чаликова. – М. : Весть, 1994. – 184 с.
10. Антиутопия [Электронный ресурс] / Википедия. — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D1%82%D0%B8%D1%83%D1%82%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%8F. — Дата доступа: 17.10.2016.
11. Айвина, К.М. Художественные произведения в контексте современной литературы / К.М. Айвина, В.Г. Боровиков. — М. : Куб, 2009. — 312 с.
12. Бочаров, С.Г. Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Образ, метод, характер / С.Г. Бочаров. — М. : изд-во АН СССР, 1962. — 515 с.
13. Есин, А.Б. Принципы и приемы анализа художественного произведения / А.Б. Есин. — М. : Флинта, 2000. — 248 с.
14. Карпенко, В.С. История литературы. Кино / В.С. Карпенко. — М. : Просвещение, 1977. — С.257—258.
15. Хализев, В.Е. Теория литературы / В.Е. Хализев. — М. : Академия, 2004. — 405 с.
16. Шкловский, В.Б. Художественная проза: размышления и обзоры / В.Б. Шкловский. — М. : Наука, 1959. — 452 c.
17. Куликова, С.Р. М. Этвуд в истории мировой литературы / С.Р. Куликова. — Воронеж : Антиль, 2007. — 187 с.
18. Atwood, M. The Handmaid's Tale / M. Atwood. — Achor Books, 1998. — 311 p.