ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УМЕНИЯ СОСТАВЛЯТЬ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЙ РАССКАЗ
1.1. Понятие о повествовательном рассказе и развитие умения его составлять в онтогенезе
1.2. Особенности умений составлять повествовательный рассказ у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
1.3. Содержание коррекционной работы по формированию умений составлять повествовательный рассказ у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ СОСТАВЛЯТЬ РАССКАЗ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИНОК
2.1. Методическое обоснование комплекса приёмов работы по формированию умений составлять повествовательный рассказ по серии сюжетных картинок у детей старшего дошкольного возраста с ОНР на материале лексической темы «Домашние животные и их детеныши»
2.2. Комплекс приёмов работы по формированию умений составлять повествовательный рассказ по серии сюжетных картинок у детей старшего дошкольного возраста с ОНР на материале лексической темы «Домашние животные и их детеныши»
Выводы по 2 главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Речевое развитие является одним из важнейших направлений в психическом развитии человека. Оно является необходимым средством взаимодействия с окружающими людьми. Речь формируется и функционирует во взаимосвязи с такими психическими процессами, как мышление, память, внимание, ощущение, восприятие, а также с эмоционально-волевой сферой личности, формирования представлений об окружающем мире и о самом себе.
Формирование связной речи у детей с общим речевым недоразвитием имеет важнейшее значение в общей системе логопедической работы. Отмечаемое у детей системное речевое недоразвитие, как правило, в сочетании с отставанием в развитии ряда психических функций требует дифференцированного подхода к выбору методов и способов формирования навыков самостоятельных связных высказываний.
В дошкольных учреждениях имеется большое разнообразие форм воспитательно-образовательной деятельности, направленной на обучение детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов, одна из которых основана на наличии лексической темы.
Цель исследования - выявить эффективность лексических тем, таких как «Домашние животные и их детёныши» при обучении детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов.
Задачи исследования:
- проанализировать степень разработанности проблемы в литературных источниках;
- в ходе исследования изучить особенности связной повествовательной речи детей с ОНР;
- разработать комплекс приемов работы по формированию умений составлять повествовательный рассказ по серии сюжетных картинок у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на материале лексической темы «Домашние животные и их детеныши».
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УМЕНИЯ СОСТАВЛЯТЬ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЙ РАССКАЗ
1.1. Понятие о повествовательном рассказе и развитие умения его составлять в онтогенезе
В повседневной жизни основная форма, с помощью которой люди разных культур обмениваются информацией и их отношением к происходящим вокруг них событиям, тем самым осмысливая их, - это повествование.
Существует три основных типа речи: устная, письменная и внутренняя. В своей форме и в зависимости от условий общения устная речь может быть монологичной и диалогической. Человек использует внутреннюю речь в процессе мышления.
В психологической и психолингвистической литературе связная повествовательная речь рассматривается как сложный тип вербальной коммуникации как особый тип вербально-мыслительной деятельности, которая имеет более сложную структуру, чем предложение или диалогическая речь. Именно это и определяет тот факт, что даже хорошо сформированный навык владения фразой не полностью обеспечивает возможность создания связных сообщений [5, с. 4].
Повествовательная речь – это монологическая речь. Монологическая речь (монолог) понимается как связная речь одного человека, коммуникативная цель которого - сообщать о любых фактах, явлениях реальности [6, с. 13]. Это форма речи, адресованная одной или группе слушателей (собеседников), иногда к себе; активная форма речевой деятельности, рассчитанная на восприятие. Этот тип речи характеризуется его разворачиванием (что связано с желанием широко освещать тематическое содержание высказывания), связностью, логикой, достоверностью, семантической полнотой, наличием общих конструкций, грамматическим дизайном. Монологическая речь подразумевает ответственность за общение только на говорящего в отсутствие явной поддержки восприятия речи слушателем (читателем). Среди признаков монологической речи есть также преемственность, степени независимости (воспроизведение заученных, пересказывание и независимое утверждение), степень готовности (подготовленная, частично подготовленная и неподготовленная речь).
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ СОСТАВЛЯТЬ РАССКАЗ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИНОК
2.1. Методическое обоснование комплекса приёмов работы по формированию умений составлять повествовательный рассказ по серии сюжетных картинок у детей старшего дошкольного возраста с ОНР на материале лексической темы «Домашние животные и их детеныши»
Предпосылкой для развития речи в каждой возрастной группе должно быть непрерывность содержания и методов развития речи. Проблема методов и методов преподавания монологовой речи в детском саду была разработана А.М. Бородич Н.Ф. Виноградова Л.В. Ворошнина В.В. Гербовой, Э.П. Короткова, Н.А. Орланова, Е.А. Смирнова Н.Г. Смольникова Е.И. Тихеева, О.С. Ушакова, Л.Г. Шадрина и другие.
Формирование навыков связной речи основано на восприятии визуальных средств (игрушек, картин). Дети учат рассказывать истории о игрушках, картинах, серии картин.
При работе с картинками основными методами являются:
• Визуальный
• История
• Беседа.
Картинки, выступающие в качестве средства наглядности, могут использоваться как в специально организованных мероприятиях, так и в ходе режимных моментов. Этот метод позволяет консолидировать знания дошкольника. Этот метод предполагает просмотр изображений с сюжетом, хорошо известным детям, описанием изображений и созданием сюжета. Все эти действия должны поддерживаться словом педагога, руководить детьми, объяснять и показывать, а сами сюжетные изображения являются источником рассуждений.
При организации речевой практики для дошкольников в ходе занятия с картинкой или серией изображений используются специальные методы:
1. Вопросы педагога, цель которого - помочь ребенку понять общий смысл картины, продвинуть сфокусированное описание объектов (явлений), обратить внимание детей на взаимосвязь между объектами. Старшие дети могут задавать вопросы: помогать передавать содержание картины в логической и временной последовательности [19, с. 21].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Формирование связной, устной речи необходимо для наиболее полного преодоления речевого недоразвития и подготовки детей к школе. Умение общаться со взрослыми и сверстниками – необходимое условие для всестороннего развития ребенка, для его успешного обучения в школе.
По данным литературы большинство детей, поступающих в школу, испытывают значительные сложности и не владеют умениями связной речи в достаточном для этого возраста объеме. Особенно эти сложности наблюдаются у детей старшего возраста, имеющих общее недоразвитие речи. Поэтому обучение рассказыванию как метод формирования связной речи у детей с ОНР, относится к числу актуальных.
Дети с ОНР - это особая категория лиц с нарушениями речи, у которых имеются некоторые особенности в развитии:
- неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы;
- у дошкольников с ОНР отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. У наиболее слабых детей низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности;
- связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализированиеом и синтезом, сравнением и обобщением;
- наряду с общей соматической ослабленностью дошкольникам с ОНР свойственно и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие сложности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.
1. Анисимова, Л. Н. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР / Л. Н. Анисимова // Логопед. – 2009. – № 7. – С. 72.
2. Байкова, С. В. Развитие лексики и грамматического строя у дошкольников: Картотека знаний с усложнением / С. В. Байкова. – СПб. : КАРО, 2005. – 32 с.
3. Васильева, В. С. Коррекционно-педагогическая работа по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР / В. С. Васильева, О. А. Бурцева // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2016. – № 6-7. – С. 35-37.
4. Волкова, Л. С. Логопедия / Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская. – М. : ВЛАДОС, 1998. – 680 с.
5. Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи / В. К. Воробьева. – М. : АСТ ; Астрель, 2007. – 158 с.
6. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. – 5-е изд., исправленное. – М. : Лабиринт, 1999. – 352 с.
7. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. – СПб. : Изд-во Детство - Пресс, 2007. – 472 с.
8. Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием / В. П. Глухов. – 2-е изд., исправленное. – М. : Аркти, 2004. – 168с.
9. Громова, О. Е. Формирование начального детского лексикона / О. Е. Громова // Логопед. – 2004. – № 1. – С. 41-47.
10. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников: Дети с общим недоразвитием речи / Л. Н. Ефименкова. – 2-е изд., переработанное. – М. : Просвещение, 1985. – 112 с.
11. Жинкин, Н. И. Интеллект, язык и речь / Н. И. Жинкин // Нарушение речи у дошкольников / сост. Р. А. Белова-Давид. – М. : Просвещение, 1982. – С. 9–31.
12. Жукова, Н. С. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – Екатеринбург: АРДЛТД, 2003. – 482 с.
13. Зимняя, И. Я. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке / И. Я. Зимняя. - М. : Просвещение, 1995.
14. Ильякова, Н. Е. Логопедические тренинги по формированию связной речи у детей с ОНР 5-6 лет. От прилагательных к рассказам-описаниям / Н. Е. Ильякова. – М. : ГНОМ и Д, 2004. – 8 с.
15. Крутецкий, В. А. Психология / В. А. Крутецкий. – М. : Просвещение, 1986.
16. Ладыженская, Т. А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся / Т. А. Ладыженская. – М. : Педагогика, 2005. – 254 с.
17. Лалаева, Р. И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. – Ростов н/Д : Феникс, СПб. : Союз, 2004. – 224 с.
18. Основы теории и практики логопедии / под ред. Р. Е. Левиной. – М. : Просвещение, 1998. – 367 с.
19. Панина, О. П. Как научить детей с ОНР составлять рассказы по картине и серии картин / Панина О. П. // Логопед. – 2010. – № 1. – С. 21-24.
20. Поваляева, М. А. Справочник логопеда / М. А. Поваляева. – Ростов н / Д. : Феникс, 2007. – 445 с.
21. Сидорова, У. М. Формирование речевой и познавательной активности у детей с ОНР: Упражнения, дидактические игры, логические задачи, игры-занятия / У. М. Сидорова– М. : ТЦ Сфера, 2005. – 64 с.
22. Сидорчук, Т. А. Технологии развития связной речи дошкольников: методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений / Т. А. Сидорчук, Н. Н. Хоменко. – М. : Просвещение, 2004. – 23.
23. Смирнова, Л. Н. Логопедия в детском саду: Занятия с детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей / Л. Н. Смирнова. – М. : Мозаика-Синтез, 2006. – 77 с.
24. Ткаченко, Т. А. Формирование лексико-грамматических представлений: Сборник упражнений и методических рекомендаций для индивидуальных занятий с дошкольниками / Т. А. Ткаченко. – М. : Гном и Д, 2003. – 51 с.
25. Филичева, Т. Б. Совершенствование связной речи / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. – М., 1994. – 472 с.
26. Хрестоматия по логопедии / под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова. – М., 1997. – 284 с.
27. Шашкина, Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина. – М. : Академия, 2003. – 240 с.