ВВЕДЕНИЕ
Говоря о литературном художественном произведении как об элементе искусства, можно также утверждать, что каждое из них обладает специфическими отличительными чертами. Наличие, либо отсутствие, тех или иных черт обусловлено множеством факторов: целью написания произведения, его основной идеей, предполагаемой целевой аудиторией, временным разрезом, социальными условиями, в которых было создано произведение.
Совокупность определенных параметров произведения позволяет относить его к определенному жанру. Жанры — это исторически складывающиеся группы литературных произведений, объединённых совокупностью формальных и содержательных свойств (в отличие от литературных форм, выделение которых основано только на формальных признаках). Термин зачастую неправомерно отождествляют с термином «вид литературы».
На сегодняшний день ситуация в сфере литературоведения такова, что относительно дифференциации и классификации жанров не существует единого мнения. Предлагаются различные подходы, однако основной учитывает содержание литературного материала и его оформление.
В силу расплывчатости своих границ, жанры должны рассматриваться не как отдельные понятия, независимые друг от друга, а как термины, сосуществующие в постоянном взаимодействии и интеграции. Для одного литературного произведения характерно присутствие черт, являющихся специфическими для разных жанров.
Актуальность нашего исследования определяется тем, что изучению жанровых характеристик романа Д. Лоджа «Хорошая работа» ранее не уделялось значительное внимание.
Объектом исследования роман Д. Лоджа «Хорошая работа». Предметом исследования являются жанровые характеристики, присущие
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОНЯТИЯ «ЖАНР» В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1 Жанр литературного произведения как особая категория
Жанр – общность художественных произведений, складывающаяся в процессе исторического развития искусства на основе их самоопределения по предметному смыслу – в результате взаимодействия гносеологической (познавательной) и аксиологической (оценочной) функций художественной деятельности [1, c.18].
Можно также рассматривать понятие жанра с онтологической стороны литературного творчества, что подразумевает существование произведений в конкретной материальной форме. На основании этого подхода литературные произведения могут быть разделены по видам. Если же рассматривать вопрос со аксиологической стороны в единстве с синергетической (такой, которая имеет возможность преобразовывать человека) — литературные произведения могут быть разделены по методу и стилю. На основании вышесказанного можем сказать, что жанр — это подразделение литературы, обусловленное многообразием конкретных возможностей художественного освоения действительности [1, c.19].
Жанр обладает способностью иллюстрировать избирательное свойство литературного искусства, его прагматичность и утилитарность в приспособлении к жизненным обстоятельствам. Писатель должен из множества путей реализации своих идей выбрать только один, который является наиболее реальным и приемлемы для конкретной ситуации. Это положение позволяет сделать следующее умозаключение: жанровая определенность в большей степени является функцией мастерства, чем таланта.
В литературе также выделяются некоторые понятия, которые являются родственными к понятию жанра (вид, род) [2, c.496]. Однако необходимо
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ТВОРЧЕСТВА Д. ЛОДЖА НА ПРИМЕРЕ РОМАНА «ХОРОШАЯ РАБОТА»
2.1 Роль романа «Хорошая работа» в контексте творчества писателя
Дэвид Лодж — известный британский литературовед, писатель, драматург и сценарист. Его перу принадлежат романы «Киношники» (The Picturegoers, 1960), «Рыжий, ты свихнулся» (Ginger, You're Barmy, 1962), «Крушение Британского музея» (The British Museum Is Falling Down, 1965), «Из укрытия» (Out of the Shelter, 1970), «Академический обмен» (Changing Places, 1975), «Хорошая работа» (Nice Work, 1988) и многие другие. Он также принимал участие в экранизации собственного романа «Хорошая работа» и произведения Ч. Диккенса «Жизнь и приключения Мартина Чезлвита». Творчество Д. Лоджа, одного из членов Королевского общества литературы, отмечено многочисленными премиями, а романы «Мир тесен» и «Хорошая работа» вошли в число номинантов на премию Букера. В своих романах Лодж часто высмеивает академические круги, в частности гуманитариев. Дэвида Лоджа воспитывали как католика (позже он назовёт себя католиком-агностиком), многие его герои тоже католики, и их вера — одна из тем его романов.
Перед уходом в отставку, писатель преподавал английскую литературу в Университете Бирмингема в течение 27 лет. По той причине, что он знал университетскую жизнь очень хорошо с внутренней стороны, все его литературные произведения являются основанными на личном опыте. Автор считает, что он умеет писать о научных кругах и реальном мире по одной причине. Он объясняет это следующим образом: “I have always regarded myself as having a foot in both camps – the world of academic scholarship and higher education, and the world of literary culture at large, in which books are written, published, discussed and consumed for profit and pleasure in all senses of
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе исследования нами было дано определение понятию литературного жанра, а также выявлено его многообразие классификаций, которое связано с различием в подходах. Эстетика современного литературного искусства такова, что она утверждает необходимость использования всех сложившихся в прошлом и новых, возникающих жанровых структур. При этом иерархическому соотнесению не должно придаваться какое-либо существенное значение, так как оно ориентировано на художественное воссоздание всей полноты человеческой жизни, современной, прошлой и будущей, — природы, мира вещей, практических деяний человека и его внутренней духовной жизни.
Также нами были рассмотрены основные литературные жанры. Однако, в силу нечеткой дифференциации между ними, необходимо отметить, что приведенный перечень литературных жанров не является полным. Разнообразные жанры возникают и эволюционируют, поэтому точной классификацией может быть охарактеризована только конкретная эпоха, школа или направление.
Нами было исследована творческая биография Д. Лоджа, и также выявлено место романа «Хорошая работа» в контексте творчества писателя. Было выявлено, что наиболее значимой в его творчестве является «университетская трилогия». Она во многом имеет подоплеку реальных событий и фактов. Они, в свою очередь, так или иначе связаны с реальной жизнью автора, зачастую являются автобиографичными. Это связано с тем, что писатель хорошо знал, что представляет собой «академическая жизнь», так как сам в течение почти 30 лет проработал профессором. Выявив на личном опыте изъяны образовательной системы университетов, писатель захотел донести свое мнение до широкой аудитории, что он и осуществил посредством трилогии.
Также нами было исследование многообразие жанровых характеристик
1. Авронина, В.Г. Проблематика жанрового определения художественных произведений / В.Г. Авронина, И.Л. Шатько // Зарубежная литература. — 2005. — №7. — С.17—21.
2. Житкина, Р.А. Многообразие литературных жанров / Р.А. Житкина, Ж.К. Кропехо // Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины. — М., 2000. — С.488—592.
3. Поспелов, Г.Н. Введение в литературоведение / Г.Н. Поспелов. — М., 1988. — 3-е изд. — 218 с.
4. Кутузов, А.В. Культурология: учеб. пособие / А.В. Кутузов. — М.; СПб.: ГОУ ВПО РПА Минюста России, 2008. — 56 с.
5. Чернышевский, Н.Г. Эстетические отношения искусства к действительности / Н.Г. Чернышевский // Эстетика. — М., 1958. — 312 с.
6. Кожина, М.Н. Стилистика русского языка / М.Н. Кожина, Л.Р. Дускаева, В.А. Салимовский. — М., 2008. — 464 с.
7. Николаев, А.И. Основы литературоведения: учебное пособие для студентов филологических специальностей / А.И. Николаев. — Иваново: Листос, 2011. — 255 с.
8. Левитан, Л.С. Сюжет в художественной системе литературного произведения / Л.С. Левитан, Л.М. Цилевич. — Рига: Зинатне, 1990. — 512 с.
9. Lodge, D. After Bakhtin: Essays on Fiction and Criticism / D. Lodge. — London: Routledge, 1990. — 312 p.
10. Lodge, D. Changing Places: A Tale of Two Campuses / D. Lodge. — Harmondsworth: Penguin Books, 1978. — 251 p.
11. Lodge, D. Small World: An Academic Romance / D. Lodge. — London: Secker & Warburg, 1984. — 352 p.
12. Lodge, D. Nice Work / D. Lodge. — Harmondsworth: Penguin Books, 1989. — 277 p.
13. Сидорова, О.Г. Комическое в романе Дэвида Лоджа «Хорошая работа» / О.Г. Сидорова // Традиции и новаторство в зарубежной литературе. — 1998. — 62 с.
14. Lambertsson, E. Campus Clowns and the Canon. David Lodge’s Campus Fiction / E. Lambertsson. — Stockholm: Almquist & Wiksell Int., 1993. — 212 p.
15. Ammann, D. David Lodge and the Art-and-Reality Novel / D. Ammann. — Heidelberg: Carl Winter Universitätsverlag, 1991. — 187 p.
16. Mulhay, M. On Humor: Its Nature and Its Place in Modern Society / M. Mulhay. — Cambridge: Polity, 1988. — 243 p.