ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Психолого-педагогический анализ теоретических основ экологического образования детей
1.2. Обучающие игры, как метод экологического воспитания
1.3. Роль экологических знаний в процессе формирования осознанного отношения к растениям-фитонцидам у детей старшего дошкольного возраста
ГЛАВА II. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСОЗНАННОГО ОТНОШЕНИЯ К РАСТЕНИЯМ-ФИТОНЦИДАМ
2.1. Выявление уровня сформированности знаний о растениях-фитонцидах у детей (методика и результаты констатирующего эксперимента)
2.2. Методика совершенствования работы по формированию осознанно отношения к растениям-фитонцидам старших дошкольников в процессе обучающих игр
2.3. Анализ и результаты исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Учреждение дошкольного образования уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы.
Формирование экологического сознания – важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Сейчас очень много экологических проблем. Это происходит, в том числе, и из-за того, что детский сад всегда мало уделял внимание экологическому воспитанию.
Нынешняя экологическая ситуация такова, что более нельзя обойтись без радикальных и всесторонних изменений практически всех аспектов общественной жизни.
Задачи педагогов – привить детям навыки культурного поведения в природе научить охранять и беречь ее богатства. Уже в УДО надо добиваться того, чтобы дети начали понимать природу и полюбили ее. Очень важно, чтобы они увидели большую роль человека в преобразовании природы и попробовали свои силы в регулировании условий, необходимых для роста и развития растений.
Основные знания дети получают на занятиях по ознакомлению с природой, но развивать и закреплять интерес к природе, прививать им навыки самостоятельной работы, проверять свои силы в опытничестве и расширять представления о мире растений помогают мероприятия вне занятий. Одним из самых интересных объектов является природа, естественная среда, окружающая человека в его повседневной жизни.
Однако в реальной жизни не всегда возможны контакты с естественной природой. Причины могут самые разнообразные (удаленность объекта от УДО) так и сезонные (погонные неудобства). Вместе с тем в каждом УДО есть великолепные природные объекты, интересные со всех точек зрения – это растения-фитонциды. Превосходный, живой материал, который можно весьма успешно использовать для экологического образования и воспитания круглый год.
Комнатные растения-фитонциды в образовательном процессе УДО находят самое разнообразное применение. Они обладают многими качествами, необходимыми для работы с ними в условиях детского сада. Наиболее ценными из них являются: доступность выращивания на небольших площадях, проведение опытной работы в течение круглого года, быстрота получения результатов проводимых опытов, возможность демонстрации на занятиях
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Психолого-педагогический анализ теоретических основ экологического образования детей
К.Д. Ушинский обратил особое внимание на необходимость всестороннего воспитания детей средствами природы. Он считал, что именно в детстве надо прививать любовь к природе, поскольку детские ощущения самые острые и самые сильные. «Какие впечатления могут дать им взамен этих живых, сильных, воспитывающих душу впечатлений природы?! После уже будет поздно пользоваться ими, когда сердце утратит свою детскую мягкость, а рассудок станет между человеком и природой» [18, с. 4].
Л.Н. Толстой считал совершенной саморазвивающуюся природу ребенка, в природной среде он видел идеальные условия проявления человеческой натуры, усматривал в естественном трудовом цикле взаимодействия человека с природой идеал образа жизни. Л.Н. Толстой стремился всегда учитывать индивидуальные особенности и склонности детей, всемерно развивать их творческие силы, применяя самые разнообразные средства воздействия как в процессе обучения, так и во внеурочное время [25, с. 152].
Выдающиеся педагоги советского периода А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский не мыслили себе организации здорового и целесообразного педагогического процесса вне природы, вне нравственных, эстетических взаимосвязей с ней.
В.А. Сухомлинский понимал, что знания и навыки сами по себе не воспитывают. При изменении традиционно-потребительского отношения к природе, изменяются убеждения, деятельность ученика строится в постоянном общении с природой и работой над гармонизацией нарушенной биосферы [13, с. 147].
Важная роль в решении экологических проблем принадлежит системе образовании, начиная с дошкольного, где закладываются первоначальные знания об окружающем мире, вырабатываются принципы и привычки поведения, которые определяют в будущем уважение к природе, другим людям и самому себе [1, с. 36].
Экологическое воспитание – это направление, призванное формировать основы экологической направленности личности, осознанно-правильному
ГЛАВА II СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСОЗНАННОГО ОТНОШЕНИЯ К РАСТЕНИЯМ-ФИТОНЦИДАМ
2.1 Выявление уровня сформированности знаний о растениях-фитонцидах у детей (методика и результаты констатирующего эксперимента)
В овладении естественными знаниями, как и знаниями о человеке приоритетной должна стать поисково-исследовательская деятельность. Она гармонично интегрирует всю многогранность не только теоретических знаний, но и умений и навыков в отношении их приобретения и перенесения в разные сферы жизнедеятельности дошкольника. В связи с этим необходимо оптимизировать деятельность воспитателя и воспитанников как фактор формирования экологической культуры личности путем внедрения ее самой рациональной формы – поисково-исследовательской, в основу которой заложена целостная система взаимодействующих и целеустремленных средств влияния на детей [17, с.84].
Для того чтобы ребенок мог осознанно и правильно относиться к объектам природы, он должен обладать элементарными экологическими знаниями, характерными для данного возраста. Обязательным компонентом процесса формирования экологической культуры являются знания и умения, а конечным результатом – соответствующее осознанное правильное отношение к миру растениям-фитонцидам.
Изучив теоретическую и методическую литературу и опираясь на принципы контроля и анализа работы с дошкольниками нами было принято решение провести контрольный эксперимент по выявлению уровня знаний о растениях-фитонцидах у детей старшей группы.
Констатирующий эксперимент проводился на базе ГУО «Ясли-сад №5, г.п. Белыничи» Могилевской области.
В соответствии с целью исследования, перед диагностикой были поставлены следующие задачи:
- определить уровень знаний детей старшей группы о комнатных растениях и уходе за ними;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы.
При написании курсовой работы была поставлена цель – рассмотреть особенности формирования осознанно-правильного отношения к растениям-фитонцидам детей старшего дошкольного возраста в процессе обучающих игр.
В связи с поставленной целью в первой главе исследования рассмотрена сложившаяся экологическая обстановка в мире, которая ставит пред человечеством важную задачу – сохранение экологических условий жизни в биосфере. В связи с этим остро встал вопрос об экологической грамотности и экологической культуре нынешнего и будущего поколений. У нынешнего поколения эти показатели находятся на крайне низком уровне. Улучшить ситуацию можно за счёт экологического воспитания подрастающего поколения, которое должно проводиться высококвалифицированными, экологически грамотными педагогами, вооружёнными помимо знаний, рядом эффективных методик, позволяющих комплексно воздействовать на личность ребёнка, развивать все компоненты экологической культуры как качества личности в части общей культуры человека.
Проблема экологического воспитания достаточно освещена в работах известных ученных. Определены цели, задачи, принципы, средства, формы и методы, а также содержание экологического воспитания. Однако систематическая работа по формированию экологической культуры детей дошкольного возраста ведётся слабо, не в полной мере используются инновационные формы работы со старшими дошкольниками.
Анализ теоретических положений и методических выводов позволил предоставить результаты опытно-экспериментальной работы, проведённой на базе ГУО «Ясли-сад №5, г.п. Белыничи» Могилевской области по воспитанию осознанно-правильного отношения к растениям-фитонцидам старших дошкольников в процессе обучающих игр. Была прослежена динамика изменения уровня сформированности экологических знаний в процессе проведенного исследования при использовании обучающих игр в разных видах деятельности. При прочих равных условиях на начальном этапе формирования эксперимента уровень развития детей в контрольной и экспериментальной группах был приблизительно одинаков.
1. Бобылева, Л. О программе экологического воспитания старших дошкольников / Л. Бобылева, О. Дупленко // Дошкольное воспитание. – 2005. – №7. – С. 36-42.
2. Варивода, В.С. Диагностика экологической воспитанности детей дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / В.С. Варивода. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2009. – 40 с.
3. Варивода, В.С. Экологическое воспитание дошкольников / В.С. Варивода. – 3-е изд. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2009. – 122 с.
4. Веретенникова, С.А. Ознакомление дошкольников с природой / С.А. Веретенникова. – 3-е изд., перераб. и доп., - М.: Просвещение, 1980. – 269 с.
5. Зайцева, Н.В. Войди в мир природы другом / Н.В. Зайцева [и др.]; под общ.ред. Н.В. Зайцевой. – Мозырь: Содействие, 2006. – 116 с.
6. Зайцева, Н.В. Этот чарующий мир природы / Н.В. Зайцева [и др.]; под общ.ред. Н.В. Зайцевой. – Мозырь: Содействие, 2006. – 79 с.
7. Зерщикова, Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим / Т. Зерщикова, Т. Ярошевич // Дошкольное воспитание. – 2005. - №7. – С. 3-9.
8. Иванова, А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений / А.И. Иванова. – М.: ТЦ Сфера,2004. – 56 с.
9. Иванова, Г. Об организации работы по экологическому воспитанию / Г. Иванова, В. Курашова // Дошкольное воспитание. – 2004. - №7. – С. 10-14.
10. Комарова, И.А. Основы экологии и методика экологического воспитания детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студентов / И.А. Комарова, О.О. Прокофьева: МГУ им. Кулешова, 2003. – 98с.
11. Кондратьева, Н.Н. Мы. Программа экологического образования детей / Н.Н. Кондратьева [и др.]; под общ. ред. Н.Н. Кондратьевой. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: «Детство-пресс», 2001. – 240 с.
12. Кучина, С. Давайте любить Землю / С. Кучина, С. Гецевич // Дошкольное воспитание. – 2004. – №7. – С. 54-59.
13. Литвин, Л.Н. История дошкольной педагогики: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Л.Н. Литвин [и др.]; под общ.ред. Л.Н. Литвина. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение,1989. – 352 с.
14. Молодова, Л.П. Экологические праздники для детей: Учебно-метод. пособие для воспитателей начальной школы / Л.П. Молодова. – Минск: «Асар», 1997. – 128 с.
15. Николаева, С.Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада / С.Н Николаева. – М.: Новая школа, 1995. – 160 с.
16. Николаева, С.Н. Как приобщить ребенка к природе: Методический материал для работы с родителями в дошкольном учреждении / С.Н Николаева. – М.: Новая школа, 1993. – 64 с.
17. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / С.Н Николаева. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 184 с.
18. Николаева, С.Н. Общение с природой начинается с детства / С.Н Николаева.- Пермь: Пермский областной совет ВООП, 1992. – 216 с.
19. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С.Н Николаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 336 с.
20. Николаева, С.Н. Юный эколог: Программа и условие ее реализации в детском саду / С.Н Николаева. – М.: Мозаика – Синтез,1999. – 257 с.
21. Панько, Е.А. Пралеска. Воспитание и обучение детей в дошкольном учреждении. Базисная программа и методические рекомендации / Е.А. Панько [и др.]; под общ. ред Е.А. Панько. – 3-е изд. – Минск: НМ Центр,2000. – 471 с.
22. Панько, Е.А. Работаем по программе «Пралеска»: пособие для педагогов и руководителей учреждений, обеспеч. получение дошкольного образования, с русским языком обучения / Е.А. Панько [и др.]; под общ. ред Е.А. Панько. – Минск: НИО; Аверсэв, 2007. – 304 с.
23. Саморукава, П.Г. Ознакомление дошкольников с природой / П.Г. Саморукова. – М.: Просвещение, 1978. – 223 с.
24. Смирнова, В.В. Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду: Программа и конспекты занятий / В.В. Смирнова, Н.И. Балуева, Г.М. Парфенова; под.ред. В.В. Смирновой. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «СОЮЗ»,2001. – 208 с.
25. Шабаева, М.Ф. История педагогики: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2110 «Педагогика и психология (дошкольная)» / М.Ф. Шабаева. – М.: Просвещение, 1981. – 367 с.
26. Шурпач, Г.В. Организация работы с дошкольниками по программе «Пралеска». Блок «Человек и природа» / Г.В. Шурпач, З.Г. Точиленко. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2005. – 99 с.