ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ УЧАЩИХСЯ НА ВТОРОЙ СТУПЕНИ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Психолингвистические признаки иноязычного общения
1.2. Лингвистический анализ методических подходов к формированию навыков межкультурного общения
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
2.1. Характеристики игровых технологий
2.2. Разработка комплекса упражнений по культуре устного общения с использованием игровых технологий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Разработка плана урока 8 класса
ВВЕДЕНИЕ
Воспитанию подрастающего поколения всегда придавалось огромное значение в истории человечества. Это непрерывный труд и довольно сложная работа. Сегодня этот вопрос стоит особенно остро, поскольку родители большую часть своего времени проводят на работе, не имея при этом возможности уделять достаточно времени воспитанию своих чад. Следовательно, дело воспитания, так же как и обучения ложится на плечи школы и учителя.
Современная система образования направлена на то, чтобы учителя использовали все имеющиеся возможности и ресурсы для повышения эффективности образовательного процесса. Одним из наиболее эффективных методов воздействия на ребенка является игровая деятельность.
Игра представляет собой определенную деятельность ребенка или взрослого человека в условиях искусственного моделирования реальных ситуаций, когда человек воспроизводит нормы активности, которые способствуют введению в культуру и познанию реальности.
С помощью игры ребенок учится работать и продолжать работу старшего поколения. Игра развивает у ребенка способности и качества, необходимые для действий, которые им предстоит выполнять в будущем. В игре он осознает себя, демонстрируя свои способности и индивидуальность. В игре лучше всего увидеть характер, черты личности и поведение ребенка.
Однако, несмотря на то, что влияние игровых методов на процесс обучения и образования достаточно изучено, они используются довольно редко на уроках.
Актуальность этой работы связана с формированием личности ребенка с целью развития в нем интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей.
Цель – научное обоснование эффективности применения игровых технологий в процессе обучения и воспитания.
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ УЧАЩИХСЯ НА ВТОРОЙ СТУПЕНИ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Психолингвистические признаки иноязычного общения
Общение – «определённое взаимодействие людей, в ходе которого они обмениваются разнообразной информацией с целью налаживания отношений и объединения усилий для достижения общего результата. С психологической точки зрения общение представляет собой особый вид деятельности, характеризующийся, прежде всего направленностью на другого участника взаимодействия субъекта [9, c. 268].
Известно, что общение как специфический вид деятельности протекает в двух формах (прямой и косвенной), которые реализуются в речи определённым способом: через говорение, аудирование, чтение и письменную речь.
Содержанием общения выступают проблемы, основой которых являются предметы обсуждения. При этом общающиеся исполняют определенные роли: социальные, интеракционные, внутригрупповые, межличностные. Общение осуществляется на базе основных организационных форм:
1) установление отношений;
2) расспрос;
3) планирование и координация совместной деятельности;
4) осуждение или одобрение;
5) обсуждение результатов деятельности,
6) дискуссия.
Устное общение представляет собой активное взаимодействие говорящего и слушающего в ходе овладения материалом, обеспечивающим участие каждого школьника в данном процессе [4, c. 52].
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
2.1. Характеристики игровых технологий
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. В литературе существует множество определений этого понятия. Приведем лишь некоторые из них.
По мнению Беспалько В.П. педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса [3, с. 18].
Кларин М.В. дает такое определение: «Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологич
еских средств, используемых для достижения педагогических целей» [7, с. 96]
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые отличаются от ре игр вообще тем, что они обладают четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые в свою очередь обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Говоря о характеристиках игры, необходимо отметить особенности их трансформации в игре педагогической: ситуация классно-урочной системы обучения не дает возможности проявиться игре, в так называемом «чистом виде», преподаватель должен организовывать и координировать игровую деятельность детей [14, с. 23].
Игровые технологии являются одной ре из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательным не только работу учащихся на ре творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению русского языка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Неоспорим тот факт, что игра является очень мощным средством воздействия на личность ребенка. Очевидна важная воспитательная роль игры в жизни человека. Игра имеет очень большое влияние на развитие творческого воображения, которое очень необходимо для дальнейшей трудовой деятельности.
Игра формирует ре положительные качества для ре межличностных отношений. Ребенок в игре овладевает нравственными ре нормами и правилами поведения.
Игра так воздействия межличностных позитивное же является довольно эффективным ре средством для обучения. Игра намного облегчает образовательный процесс, вовлекая в ре деятельность учащихся с разным ре темпом работы и уровнем ре владения материала. Онаре гарантирует позитивное эмоциональное ре состояние, повышает работоспособность, снимает усталость и увеличивает мотивацию к обучению.
В ходе ре работы были решены ре поставленные задачи, а именно:
• изучены психолингвистические особенности эффективного применения игровых технологий;
• проанализированыре игровые приемы согласно ре принципам их организации;
• изучена и проанализирована научно-методическая литература по теме исследования;
• рассмотрены существующие в практике виды и типы упражнений с использованием различных игровых технологий.
ре Из вышеизложенного можно сделать вывод, что образовательный процесс школьников будет более эффективным, если внедрять игровые технологии в учебно-воспитательный процесс, совмещая их с другими технологиями.
В ходе экспериментального исследования мы доказали, что игровые технологии эффективно влияют на процесс обучения и воспитания.
1. Аниськович Н.Р. Корпоративное обучение учащихся речевому взаимодействию на уроках английского языка / Н.Р. Аниськович // Актуальные проблемы обучения иностранным языкам на современном этапе. Материалы международной научно-методической конференции, декабрь 2000г., – Мн., 2000. – с.22.
2. Аниськович Н.Р. Обучение устноречевому общению в сотрудничестве (на материале английского языка) / Н.Р. Аниськович // Замежныя мовы у Рэспублiцы Беларусь. – № 1. – 2002. – с. 32.
3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М., 1989 – с. 18.
4. Букичева О.А. Коммуникативно-ориентированный подход при обучении диалогической речи на начальном этапе (Четырехлетняя начальная школа) / О. А. Букичева // Иностранные языки в школе. – № 5. – 2006. – С. 52.
5. Веденина Л. Г. Теория межкультурной коммуникации и значение слова [Текст] / Л. Г. Веденина // Иностранные языки в школе. – 2000. – № 5. – с. 245.
6. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. -М.: Народное образование, 1999.-с. 98.
7. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. – М.., 1989. – с. 96.
8. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. – СПб, 2001.
9. Лапицкая Л. М., Демченко Н. В., Калишевич А. И., Юхнель Н. В., Волков А. В., Севрюкова Т. Ю. Английский язык : учеб. пособие для 8-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения: (с электрон. прил.) / Л. М. Лапицкая [и др.]. – 2-е изд., испр. и доп. – Минск : Вышэйшая школа, 2016. – 270 с.
10. Лисина М.И. Генезис форм общения у детей / М.И. Лисина // Принцип развития в психологии. – М., 1978. – с. 268.
11. Майборода С.В. Коммуникативно-когнитивный подход в обучении связной речи иностранных студентов-медиков // Педагогика высшей школы. – 2016. – №1. – С. 66-68.
12. Мильруд Р.П. Обучение школьников речевому взаимодействию на уроке иностранного языка. Мильруд, Р.П. // Иностранные языки в школе. – № 6. – 1991.– с. 3.
13. Пучкова Ю.Я. Игры на уроках английского языка: Методическое пособие / Ю.Я. Пучкова. – М.: ООО «Издательство АСТ» ООО «Издательство Астрель»: ООО «Типография ИПО профсоюзов Профиздат», 2005. – 78с.
14. Садохин А.П. Введение в теорию межкультурной коммуникации: учебное пособие / А.П. Садохин. — М.: КИОРУС, 2014. — с. 17.
15. Селевко П.К. Современные побразовательные технологии. – М.:Народное образование, 1998.-с. 23-34.
16. Троянская С.Л. Т 769 Основы компетентностного подхода в высшем образовании: учебное пособие. – Ижевск: Издательский центр «Удмуртский университет», 2016. – 176 с.
17. Хайдаров Ж. С., Пидкасистый П. И. Технология игры в обучении и развитии / В. М. Филатов, П. И. Пидкасистый – М., 1996.
18. Шарафутдинова Т.М. Обучающие игры на уроках английского языка // Научно методический журнал Иностранный язык в школе 2005. №8. – С. 46-50.
19. Эльконин Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. – М.: Просвещение, 1987.
20. Якиманская И., Якунина О. Личностно – ориентированный урок: планирование и технология проведения.