ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ УЧАЩИХСЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ УСТНОЙ РЕЧИ
1.1 Цели и задачи обучения учащихся устной речи
1.2 Психологические основы диалогической речи
1.3 Современные образовательные технологии в обучении иностранному языку
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
2.1 Методическая последовательность обучения учащихся 7 класса диалогической речи с использованием проектной технологии
2.2 Комплекс упражнений для обучения учащихся 7 класса диалогической речи с использованием проектной технологии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ВВЕДЕНИЕ
В эпоху быстрых изменений, развития технологий и глобального общения уроки требуют от учителя создания условий, где ребенок самостоятельно или в сотрудничестве с одноклассниками будет добиваться запланированного результата при минимальном воздействии учителя. Нет, это не только использование новых технических средств на уроке, это логичное использование правильных форм и методов преподавания учителем в процессе обучения.
В современной методике обучения иностранным языкам наблюдается развитие большого числа как электронных, так и социальных обучающих технологий, что предоставляет преподавателю возможности выбора той из них, которая будет наилучшим образом отвечать требованиям учебного процесса с учетом специфики преподаваемого аспекта, степени мотивированности учащихся и уже освоенных ими знаний, умений и навыков.
Развитие навыков осуществления устной речи в процессе изучения иностранного языка является одной из наиболее актуальных проблем в современной методике преподавания. К этому склоняется множество исследователей, что подтверждено в многочисленных трудах, статьях, публикациях. Несмотря на свою сложность, проблема требует разрешения средствами методики. Это объясняется тем, что требования, которые предъявляются к развитию диалогической речи на современном этапе развития методики, выполняются далеко не всегда.
Данная курсовая работа посвящена изучению современных образовательных технологий в обучении учащихся иноязычной устной речи на уроках английского языка.
Исследованием использования современных образовательных технологий в процессе обучения устной речи занимались Г.К. Селевко, Е.С. Полат,
С.С. Кашлев и др.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ УЧАЩИХСЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ УСТНОЙ РЕЧИ
1.1 Цели и задачи обучения учащихся устной речи
По мнению многих методистов, процесс обучения иноязычному общению представляет собой модель процесса реального общения по таким параметрам, как: целенаправленность, новизна, мотивированность, информативность процесса общения, ситуативность, функциональность, характер взаимодействия студентов и система используемых речевых средств [8, с. 29].
Устное выражение мысли реализуется посредством такого вида речевой деятельности как говорение. Под термином «обучение говорению» понимается обучение выражению своих мыслей в устной форме, то есть говорению как средству общения [16, с. 124].
Говорение как вид речевой деятельности базируется на языке, который выступает в роли средства коммуникации. Именно благодаря языку обеспечивается общение между людьми, понимание, кто сообщает информацию, кто ее получает, кодируя ее в значениях слов, выбранных для определенной цели, и расшифровывая эти значения, трансформируя на данной основе, а именно полученной информации свое повествование.
Для понимания между коммуникатором, человеком, который адресует информацию другому человеку, и реципиентом, тем, кто ее принимает, необходимо использование одной системы кодификации и декодификации знаний. Данный аспект проявляется в необходимости общения и взаимодействия на одном языке, который будет понятен обоим, участвующим в диалоге. Однако если коммуникатор и реципиент применяют различные системы кодификации, то есть пользуются разными языками, то достижение взаимопонимания между собеседниками невозможно [24, c. 49].
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
2.1 Методическая последовательность обучения учащихся 7 класса диалогической речи с использованием проектной технологии
Реализация проекта при обучении диалогической речи проходит в несколько этапов:
1. Целеполагание – мотивация, постановка целей, обсуждение информации.
2. Планирование – формирование задач, уточнение информации.
3. Принятие решения – выбор методов проверки принятых решений.
4. Выполнение – выполнение исследования и оформление проекта.
5. Оценка результатов – защита проекта [18, с. 66].
В курсе изучения иностранного языка важную роль играет разработка системы коммуникативных упражнений. Именно с их помощью обеспечивается речевой уровень проекта. Учащиеся должны свободно оперировать активной лексикой и владеть грамматическим материалом в рамках учебной программы прежде, чем непосредственно перейти к обсуждению определенных вопросов. Затем необходимо основательно проработать грамматические упражнения из учебного пособия или предложить свои.
Так, например, при работе над комплексом заданиями по проекту «Моя школа» важно сформировать умение описывать свое место учебы. Для этого необходимо воспроизвести в памяти и активизировать грамматический материал, а также необходимую лексику по данной теме.
После того, как упражнение на закрепление лексики выполнено, учащимся можно предложить описать свою квартиру или дом. Это важно для закрепления грамматических конструкций в памяти учащихся.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проанализировав психологическую, методическую, педагогическую литературу по выбранной теме и рассмотрев более подробно одну из образовательных технологий, можно сделать следующие выводы.
При изучении иностранного языка устной речи уделяется большое внимание со стороны преподавателя, так как данная сфера иностранного языка является одной из трудно поддающейся обучению в силу отсутствия языковой и культурной среды.
Диалог является особой формой речи, при осуществлении которой участники процесса обмениваются высказываниями, мнениями относительного какого-либо предмета, явления, события. Диалогическая речь является «упрощенной», она обладает лингвистическими параметрами, обусловленными ситуацией ее реализации. Также характерной чертой диалогической речи является использование различных экстралингвистических средств общения.
Учет в школьной практике особенностей диалогической речи является необходимым условием для успешной реализации ее обучения. Среди основных психологических характеристик выделяются такие, как мотивированность, адресованность, эмоциональная окрашенность и ситуативная обусловленность.
В настоящее время больше внимание уделяется обучению иностранного языка, в том числе и диалогической речи, с помощью современных образовательных технологий.
Современные образовательные обеспечивают:
1. психологический комфорт (отсутствие страха, возможность обсуждения темы-проблемы в команде);
2. социализацию обучающихся (у учащихся развивается коммуникативная компетенция);
1. Азимов, Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий / Э.Г. Азимов, А.М. Щукин. – М.: ИКАР, 2009. – 448 с.
2. Андреасян, И.М. Инновационные технологии овладения иноязычным общением / И.М. Андреасян // Зам. мовы ý Рэспублiцы Беларусь. – 2006. – № 2. – С. 18–22.
3. Бим, И.Л. Теория и практика обучения английскому языку в средней школе: проблемы и перспективы. Учебное пособие для студентов пед. институтов по спец. № 2103 «Иностр. язык» / И.Л. Бим. – М.: Просвещение, 1988. – 256 с.
4. Винокур, Т.Г. Говорящий и слушающий. О некоторых аспектах речевого поведения / Т.Г. Винокур. – М.: Либроком, 2011. – 172 с.
5. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранному языку: пособие для учителей / Н.Д. Гальскова. – М.: АРКТИ, 2001. – 176 с.
6. Гарбуз, О.В. Учебное пособие по теории и методике обучения иностранному языку / О.В. Гарбуз, И.В. Курбатова. – Челябинск: 2009. – 116 с.
7. Гез, Н.И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Н.И. Гез, М.В. Ляховицкий, А.А. Миролюбова. – М.: Высшая школа, 1982. – 688 с.
8. Дмитриева, Д.Д. Виды упражнений для обучения устной речи на занятиях по русскому языку как иностранному (на начальном этапе обучения) / Д.Д. Дмитриева // Карельский научный журнал. – 2018. – Т. 7. – № 1. – С. 29– 33.
9. Жилякова, В.А. Личностно-ориентированный подход при обучении говорению на уроках иностранного языка / В.А. Жилякова // Приоритетные направления развития современного образования. – 2018. – С. 3–5.
10. Зимняя, И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке / И.А. Зимняя. – М.: Просвещение, 1985. – 201 с.
11. Каменских, А.И. Организация обучения средних школьников иноязычной монологической речи / А.И. Каменский, С.А. Каменский // Реализация компетентностного подхода в системе профессионального образования педагога. – 2018. – С. 166–168.
12. Кашлев, С.С. Современные технологии педагогического процесса: Пособие для педагогов / С.С. Кашлев. – Мн.: Высш. шк., 2002. – 19 с.
13. Кларин, М.В. Педагогическая технология в учебном процессе: анализ зарубежного опыта / М.В. Кларин. – М.: Знание, 1989. – 77 с.
14. Леонтьев, А.А. Пособие по методике преподавания русского языка как иностранного для студентов-нефилологов / А.А. Леонтьев. – М.: Русский язык, 1984. – 72 с.
15. Логинова, Л.И. Как помочь ребенку заговорить по-английски / Л.И. Логинова. – М.: Владос, 2003. – 188 с.
16. Пассов, Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению / Е.И. Пассов. – М.: Рус.яз., 1989. – 276 с.
17. Плахотя, В.В. Роль проектного метода в повышении эффективности обучения / В.В. Плахотя, Э.Ю. Самойлова // Английский язык. Все для учителя. – М., 2015. – № 4. – С. 1–8.
18. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров. – М.: Академия, 1999. – 224 с.
19. Рогова, Т.В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе / Т.В. Рогова, И.Н. Верещагина. – М.: Просвещение, 1988. – 308 с.
20. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – № 14 – 49 с.
21. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е.Н. Соловова. –М.: Просвещение, 2002. – 198 с.
22. Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средней школе / под ред. А. Д. Клименко. – М.: Педагогика, 1981. – 299 с.
23. Учебная программа по учебному предмету «Иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский, китайский)» для V – VII классов учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://adu.by/images/2017/08/up-In-yaz-5-7kl-rus.pdf.pdf.
24. Щукин, А.Н. Обучение иностранным языкам. Теория и практика: учеб. пособие для преподавателей и студентов / А.Н. Щукин. – М.: Филоматис, 2010. – 480 c.
25. Hutchinson, T. Project 4. Teacher's Book / T. Hutchinson. – 3rd edition. – Oxford University Press, 2014 –150 р.
26. Nunan, D. Language teaching methodology: A textbook for teachers / D. Nunan. – New York: Prentice Hall, 1991. – 284 p.