ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР
1.1. Характеристика связной речи у детей с ОНР
1.2. Аспекты развития диалогической речи у дошкольников с ОНР
ГЛАВА 2 МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТНР
2.1. Направления и содержание коррекционной работы по формированию диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
2.2. Серия конспектов занятий по формированию умений диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по методике В.П. Глухова (на материале лексической темы «Праздник 8 Марта. Женские профессии»)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Обращение к проблеме диалога в образовании обусловлено тем, что на современном этапе развития обществу требуется личность, открытая для диалога. Готовность к диалогу – один из показателей сформированности индивида как личности.
В современном обществе появляется большое количество детей с особенностями развития. Среди данной категории детей большую часть занимают дети с общим недоразвитием речи (ОНР).
Как известно, своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребенка. Процесс формирования речи охватывает несколько возрастных этапов. Для того чтобы процесс речевого развития детей протекал своевременно и правильно, необходимы определенные условия. Так, ребенок должен: быть психически и соматически здоровым; иметь нормальные умственные способности; иметь нормальный слух и зрение; обладать достаточной психической активностью; обладать потребностью в речевом общении; иметь полноценное речевое окружение. Работа с младшими школьниками, страдающими недоразвитием речи, представляет сложную проблему для специалистов, так как данная группа детей характеризуется различной природой дефекта и неоднородностью клинических проявлений.
Недоразвитие речи у детей характеризуется нарушением всех компонентов речевой системы (фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон речи), поздним началом речевого развития, низкой речевой активностью. Кроме того, в структуре дефекта выявляются нарушения неречевых психических функций (задержка и специфичность формирования познавательной деятельности, отставание в развитии сенсорных и двигательных функций, невербального и вербального мышления, эмоциональной сферы личности).
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР
1.1. Характеристика связной речи у детей с ОНР
Своевременное и правильное развитие навыков связной устной речи у детей дошкольного возраста закладывает в дальнейшем основы успешного формирования у школьников связной письменной монологической речи [30, с.13]. Также от учащегося, поступающего в школу, требуется умение давать развернутый ответ по всем учебным предметам, полно и последовательно рассказывать о прочитанном, описывать, рассуждать, доказывать. Именно поэтому развитие связной речи дошкольников является важным аспектом логопедической работы.
Поиск путей совершенствования коррекционно-педагогической работы привел к сближению логопедии с психолингвистикой. Многие авторы (Е.Н. Винарская, О.Е. Грибова, Л.Н. Ефименкова, С.Н. Шаховская) в качестве основного дефекта детей с ТНР стали называть дефицитарность языковой способности, которая проявляется в виде:
– пониженных речевой активности и внимании к речевому окружению, недостаточно активной наблюдательности;
– затруднений в актуализации, обобщении и переносе усвоенной морфологической модели, грамматической формы, синтаксической структуры, текстовой программы на другие слова, предложения, тексты [30, с. 20].
Р. Е. Левиной была выделена особая категория детей, имеющих системное недоразвитие всех компонентов языка – «общее недоразвитие речи» [21, с. 29]. Под общим недоразвитием речи обычно понимается такое нарушение речи, при котором нарушено формирование всех ее компонентов. Понятие «общее недоразвитие речи» предполагает наличие симптомов несформированности (или задержки развития) всех компонентов речевой системы (фонетико-фонематической ее стороны, лексического состава, грамматического строя). Общее недоразвитие речи может иметь различный механизм и соответственно различную структуру дефекта. Оно может наблюдаться при алалии, дизартрии и т. д. [21, с. 13].
ГЛАВА 2 МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТНР
2.1. Направления и содержание коррекционной работы по формированию диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Для повышения уровня развития диалогической речи у детей с ОНР необходимо уделять внимание данному аспекту на логопедических занятиях.
Навыки диалогической речи можно развивать на логопедических занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка, связной речи и при проведении всех видов воспитательной работы с детьми (учебные занятия, тематические беседы, организованные игры, прогулки и экскурсии и др.).
Можно выделить 3 этапа коррекционной работы по развитию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи:
1) Подготовительный этап по формированию диалогической речи включает: формирование лексического и грамматического базиса связной речи, развитие и закрепление навыков построения предложений разной структуры, а также коммуникативных умений и навыков для полноценного общения детей с педагогом и между собой в процессе занятий. Реализация указанных задач осуществлялась на логопедических занятиях в ходе упражнений на составление высказываний по демонстрируемым действиям, ситуационным и сюжетным картинкам, в ходе специально подобранных речевых игр и упражнений.
Например, составление фразы по картинкам: девочка, лейка, клумба с цветами; мальчик, кубики, домик; мальчик, скворечник на дереве и др.
Специальное внимание необходимо уделять на данном этапе формированию и закреплению навыков составления вопросов, для чего можно использовать ситуации, возникающие в ходе режимных моментов, занятия по предметно-практической деятельности, обсуждении прослушанного текста и др.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы.
Диалог как форма речи состоит из реплик, из цепи речевых реакций, он осуществляется либо в виде сменяющих друг друга вопросов и ответов, либо в виде разговора (беседы) двух или нескольких участников.
Вопросы развития связной речи, в том числе и диалогической, изучались в разных аспектах многими педагогами, психологами и логопедами (Е. А. Флерина, А. М. Леушина, С. Л. Рубинштейн, А. А. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, А. В. Ястребова, Т. А. Ткаченко, Т. Б. Филичева, В. К. Воробьева и др.). Анализ теоретической литературы показал, что овладение связной диалогической речью – одна из главных задач речевого развития. У детей дошкольного возраста с ОНР диалогическая речь сформирована недостаточно. Ограниченный словарный запас, многократное использование одинаково звучащих слов с различными значениями делает речь детей бедной и стереотипной. В редких случаях дети бывают инициаторами общения, они не обращаются с вопросами к взрослым, игровые ситуации не сопровождают рассказом. Все это тормозит процесс развития связной речи, требует целенаправленной коррекционно-педагогической работы.
С целью формирования диалогической речи целесообразно уделять внимание данному аспекту на занятиях и в свободной деятельности детей. На специальных занятиях по развитию диалогической речи используется прием подготовленной беседы, направленный на то, чтобы научить детей выслушивать речь собеседника, говорить понятно для собеседника, а так же отработать произносительные и грамматические навыки, уточнить смысл известных слов. Большую роль в формировании диалогической речи могут сыграть разнообразные дидактические игры. Чёткое разъяснение педагогом правил игры, выработка у детей навыка соблюдать их делают такую игру интересной и не сводят ее к упражнению.
1. Арсеньева, М. В. Коррекция нарушений связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи средствами детской художественной литературы : автореф. дис. … канд. пед. наук / М. В. Арсеньева. – СПб., 2014. – 210 с.
2. Баль, Н. Н. Методические рекомендации к проведению обследования детей в условиях психолого-медико-педагогической комиссии / К. Ю. Андреева [и др.] ; под общ. ред. Н. Н. Баль. – Минск : Зорны Верасок, 2014. – 163 с.
3. Баль, Н.Н. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи / Н.Н. Баль, Н.В. Дроздова. – Минск : Адукацыя і выхаванне, 2010. – 152 с.
4. Блягоз, А. Н. Профилактика речевых нарушений / А. Н. Блягоз // Вестник АГУ. – Майкоп, 2001. – С. 219–220.
5. Борозинец, Н.М. Логопедические технологии : учебно-методическое пособие / Н. М. Борозинец, Т. С. Шеховцова. – Ставрополь, 2008. – 224 с.
6. Васильева, В. С. Коррекционно-педагогическая работа по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР / В. С. Васильева, О. А. Бурцева // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2016. – № 6-7. – С. 35-37.
7. Волков, К. Н. Психологи о педагогических проблемах : кн. для учителя / К. Н. Волков ; под ред. А. А. Бодалева. – М. : Просвещение, 1981. – 128 с.
8. Волкова, Т. А. Театрализованная игра как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста / Т. А. Волкова, К. В. Шеина // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2013 – № 32. – С. 179–183.
9. Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие. – М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. – 158 с.
10. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. – М. : Лабиринт, 1999. – 352 с.
11. Гальперин, П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П. Я. Гальперин. – М. : Изд-во МГУ, 1985. – 45 с.
12. Глухов, В. П. Коррекционная работа по формированию навыков связной речи у детей с нарушениями речевого и познавательного развития / В. П. Глухов // Среднее профессиональное образование. – 2014. – № 10. – С. 19-24.
13. Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В. П. Глухов. – М. : АРКТИ, 2004. – 168 с.
14. Гризик, Т. И. Развитие речи детей 6–7 лет : метод. пособие / Т. И. Гризик. – М. : Просвещение, 2007. – 224 с.
15. Гулина, Л.В. Методические рекомендации по теме «Развитие связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи путем обучения рассказыванию» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2016/10/18/metodicheskie-rekomendatsii-razvitie-svyaznoy-monologicheskoy. Дата доступа:
16. Джандар, Б. М. Текст как основа для формирования устной связной речи / Б. Джандар // Вестник Адыгейского гос. ун-та. – 2012. – № 1. – С. 2-6.
17. Жукова, Н. С. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – М. : Высшая школа, 1973. – 278 с.
18. Коррекция нарушений устной и письменной речи : учеб.-метод. пособие / Н. В. Дроздова [и др.]. – Минск : БГПУ, 2006. – 60 с.
19. Коноваленко, В. В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Некоторые методы и приемы / B. В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. - М. : Логос, 2013. - 48 с.
20. Лалаева, Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей / Р.И. Лалаева. – М. : Логос, 2004. –78 с.
21. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Р.Е. Левина. – М. : Просвещение, 2008. – 280 с.
22. Левшина, Н. И. Современные подходы к методике развития связной речи дошкольников / Н. И. Левшина, Л. В. Градусова // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2–9. – С. 1988–1992.
23. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Владос, 2004. – 680 с.
24. Основы логопедической работы с детьми / под ред. Г. В Чиркиной. – М. : Аркти, 2007. – 244 с.
25. Павлова, О.С. Нарушение коммуникативного акта у детей с ОНР / О.С. Павлова // Психолингвистика и современная логопедия. – 2017. - №10(1). – С. 34-38.
26. Правдина О. В. Логопедия / О.В. Правдина. – М. : Просвещение, 2003. – 272 с.
27. Сазонова, С. Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. Н. Сазонова. – М. : .Академия, 2005. – 144 с.
28. Салагина, Н. Н. Специфика диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи / Н. Н. Салагина // Молодой ученый. – 2016. – № 1. – С. 750–753.
29. Спирова, Л. Ф. Учителю о детях с нарушениями речи / Л. Ф. Спирова, А. В. Ястребова. – М. : Высшая школа, 1976. – 280 с.
30. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О.С. Ушакова. – М. : ВЛАДОС, 2004, – 220 с.
31. Филичева ,Т. Б. Основы логопедии / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.- М., 2006.- 187 с.
32. Филичева, Т. Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. – М. : Гном и Д, 2007. – 238 с.
33. Фридман, Л. М. Наглядность и моделирование в обучении / Л. М. Фридман. – М. : Знание, 2010. – 80 c.